Необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов организационные, технические и иные мероприятия

Необходимые для реализации новых требований

нормативных правовых актов организационные, технические

и иные мероприятия

1. Разработка и принятие Федеральных авиационных правил, определяющих требования к операторам аэропортов.

2. Внесение изменений в действующие нормативные акты гражданской авиации с учетом приведенных неясностей.

Проблемы при проверке службы электросветотехнического обеспечения:

- вопрос правомочности применения ФАП "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов", утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 года N 149.

Сертификацию отдельных видов аэропортовой деятельности отменили. Следовательно, ФАП применять нельзя.

В ходе проверки юридического лица установлено, что начальник службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП), осуществляющий деятельность по светотехническому обеспечению полетов воздушных судов и централизованному снабжению электроэнергией аэропорта и его объектов, связанную с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, не имеет специальной подготовки, а также не имеет действующего удостоверения о прохождении аттестации, согласно приложению N 3 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденных приказами Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 N 13/11. Указанное нарушение было отражено в акте проверки и в инспекторском предписании. Инспекторским предписанием предписано принять меры по устранению указанного нарушения и о принятых мерах по выполнению проинформировать УГАН НОТБ УФО Ространснадзора с представлением подтверждающих документов в установленный срок. В ответе на предписание юридическое лицо отказалось исполнять требование, мотивируя свой отказ тем, что действие совместного приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 не распространяет свое действие на организацию, не занимающуюся осуществлением воздушных перевозок и у юридического лица отсутствует обязанность по организации прохождения начальником службы ЭСТОП периодической аттестации по безопасности полетов, как руководителя службы ЭСТОП.

В пункте 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30 августа 1993 г. N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" указано, что в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установить, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Пунктом 1 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 11 апреля 2005 г. N ШН-107-р "О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации)" установлено: Проводить специальную подготовку (повышение квалификации), подлежащих периодической аттестации, руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, в порядке и по категориям должностей, установленным совместным приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 (наименования должностей по перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации).

В совместном приказе Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 указано, что Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 30 августа 1993 г. N 876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

В пункте 2 Приложения к совместному приказу Минтранса РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.1994 указано: Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (приложение N 1).

В приложении 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, указан перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации. На воздушном транспорте обязательной аттестации подлежат:

- руководители, заместители руководителей, отвечающие за безопасность полетов гражданских воздушных судов предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности;

- организации летной работы;

- управлению воздушным движением;

- авиационной безопасности;

- эксплуатации авиационной техники;

- регулированию авиационных перевозок и работ;

- радиотехническому обеспечению полетов;

- аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов.

В рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов в ст. 24.1 Федерального закона "Воздушный кодекс РФ" от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Правительство РФ устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами, в том числе операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации.

В соответствии с требованиями пункта 4 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. N 1215, поставщик услуг разрабатывает план внедрения системы управления безопасностью полетов поставщика услуг, включающий в себя назначение сотрудников, ответственных за безопасность полетов, и установление их обязанностей, ответственности и полномочий.

Согласно Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов ГА. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям ФАП", утвержденных приказом Минтранса РФ от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286), оператор аэродрома ГА, подлежащего обязательной сертификации:

- п. 57 ФАП 286 - разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме;

- п. 58 ФАП 286 - оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами;

- п. 61 ФАП 286 - сведения о системе управления безопасности полетов (далее - СУБП), установленной с целью обеспечения соблюдения всех правил безопасности, а также постоянного улучшения состояния безопасности, основными элементами которой являются;

- пп. и) п. 61 ФАП 286 - обучение и квалификация персонала, в том числе рассмотрение и оценка достаточности подготовки персонала в части выполнения им обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полетов, а также системы проверки навыков и знаний для определения уровня квалификации.

Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов в области гражданской авиации следует, что обязательной аттестации и специальной подготовке подлежат не только руководители и специалисты организаций, непосредственно осуществляющие воздушную перевозку пассажиров и грузов, но также руководители и специалисты организаций, осуществляющих обслуживание и обеспечение воздушных перевозок.

В таблице представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

N п/п

Суть типового вопроса

Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1.

Реализация права подконтрольного субъекта на "Надзорные каникулы"

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благо благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они в праве подать в орган Госавианадзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

2

Какие действия может предпринять лицо, привлеченное к административной ответственности по защите своих прав и законных интересов

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лицо, на которое наложено административное взыскание, вправе в течении 10 суток с момента вручения либо получения постановления по делу об административном правонарушении обжаловать его у вышестоящего государственного инспектора или в суде.

3

Каков судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) должностных лиц УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора

Судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения. Действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен статьей 254 ГПК РФ.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Районными судами рассматриваются все дела об оспаривании решений, действий (бездействия), не отнесенные к подсудности статьей 27 ГПК РФ к подсудности верховного СУДА РФ, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Мировые судья не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти. Органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которые оспариваются.

Отказ в решении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и судов автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Следует отметить, что суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В заявлении об оспаривании решении, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.

К заявлению об оспаривании решений (действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщить копию заявления, копию оспариваемого решения, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление судом рассматривается в течении десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействия) которых оспаривается.