Таблица

N п/п

Суть типового вопроса

Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1

Правомерно ли действие органа государственного железнодорожного надзора по включению предприятия, эксплуатирующего подвижной состав с правом выхода на железнодорожные пути общего пользования, в план проверок на 2017 год, если с момента проведения предыдущей плановой проверки прошло менее трех лет?

Действия надзорного органа в данном случае правомерны, так как, в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ): "К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 настоящей статьи".

И далее, в пункте 4 статьи 20.1: "Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:

2) истечение одного года со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих железнодорожный подвижной состав на железнодорожных путях общего пользования.

Т.е., если подвижной состав предприятия эксплуатируется на путях общего пользования (например: имеется локомотив с правом выхода на пути общего пользования), следовательно, организация и проведение проверки осуществляется в соответствии с пп. 2 пункта 4 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

2

Какой срок действия "надзорных каникул" для предприятий малого бизнеса?

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми последние не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе направить в орган надзора заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

3

Проверяемое лицо уведомлено о проведении плановой проверки. При этом в приказе (распоряжении) о ее проведении в качестве проверяющего указан инспектор "Петров". Однако в день начала проверки пришел совершенно другой инспектор. Правомочен ли он на проведение проверки по этому приказу (распоряжению)?

Действия государственного должностного лица ФГПН в данном случае являются незаконными, так как, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Придя на проверку, инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, подписанное начальником территориального органа надзора.

4

Каким нормативным документом установлен порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных?

Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных, а также порядок формирования аттестационной комиссии установлен приказом Минтранса России от 11.07.2012 N 230.

5

Предприятие перевозку грузов и пассажиров не осуществляет, подвижного состава не имеет, является грузоотправителем и имеет в собственности путь протяженностью 1000 м - правомерно ли требование органа надзора по прохождению специалистами предприятия аттестации по вопросам безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта?

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установлено, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Согласно пункту 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 (далее Положение) назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ": перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Предприятие, являясь грузоотправителем/грузополучателем, осуществляет операции по погрузке/выгрузке грузов, то есть является участником перевозочного процесса.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

В пункте 2 Положения указано, что требования по аттестации не распространяются на исполнительных руководителей и специалистов предприятий и организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.

Так как на пути необщего пользования предприятия производится подача и уборка подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, то, следовательно, перевозка не является технологической и на данное предприятие, относящееся к железнодорожному транспорту необщего пользования, в полной мере распространяется действие Приказа Минтранса РФ от 11.03.1994 N 13/11.

В соответствии с требованием части 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Из чего следует, что предприятие, являясь владельцем железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителем (грузополучателем), участником перевозочного процесса не может обеспечить в полной мере безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, не имея в своем штате работников (руководителей, специалистов) прошедших обучение и аттестацию по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в установленном порядке.

6

Возможна ли эксплуатация на территории Российской Федерации железнодорожных цистерн для перевозки опасных грузов моделей 15-1548, 15-1614, в случае продления срока службы на территории Республики Казахстан в 2017 году?

Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с приложением N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627).

Согласно пункту 21 приложения N 5 к Правилам: "Не допускается включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы, за исключением:

1) специального железнодорожного подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для производства работ по содержанию, обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железных дорог;

2) вагонов-цистерн для перевозки: патоки; желтого фосфора; виноматериалов; гептила; амила; уксусной кислоты; ядохимикатов; алкилбензолсульфокислоты; меланжа; молока; поливинилхлорида; капролактама; суперфосфорной кислоты; сульфанола;

3) рефрижераторных вагонов;

4) вагонов-термосов;

5) вагонов-ледников;

6) вагонов-дизель-электростанций;

7) вагонов-транспортеров;

8) вагонов-платформ для перевозки гусеничной и колесной техники".

В соответствии с техническими условиями завода-изготовителя железнодорожная цистерна модели 15-1548 предназначена для перевозки серной кислоты, цистерна модели 15-1614 - для перевозки соляной кислоты. Следовательно, включение вышеуказанных груженых вагонов-цистерн в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, не допускается.

7

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, какой порядок организации этой работы?

При проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, следует руководствоваться: Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте от 11.11.1992 N ЦУО-112 (ППБО 109-92, зарегистрированы в Минюсте РФ 24.12.1992 рег. N 112); Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденными Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (зарегистрированы в Минюсте РФ 21.01.2008 рег. N 10938).

Основные этапы организации и проведения обучения мерам пожарной безопасности на железнодорожном подвижном составе вышеуказанной категории работников должны включать:

1) разработку специальных программ обучения мерам пожарной безопасности: машинистов и помощников машинистов; рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов (Приказ МЧС РФ N 645 раздел V; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.23, глава 4 пункт 1.7; ЦТ-ЦУО/175 пункты 1.6, 1.7);

2) издание распорядительного документа определяющего:

- перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий по программе пожарно-технического минимума, имеющих соответствующую подготовку (Приказ МЧС РФ N 645 пункт 40; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12);

- порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума (Приказ МЧС РФ N 645 раздел III; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);

- перечень работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава, которые должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума (ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);

3) создание комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности (принятия зачетов) у работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке (Приказ МЧС РФ N 645 раздел IV пункт 43);

4) проведение проверки знаний требований пожарной безопасности (принятие зачетов) у работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава с установленной периодичностью: в соответствии с пунктом 1.12 ЦТ-ЦУО/175 периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов с локомотивными бригадами, а также с работниками связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов по вопросам пожарной безопасности - не реже двух раз в год.

8

В каких случаях требуется оформление лицензии на перевозку опасных грузов железнодорожным транспортом? Необходима ли такая лицензия при перевозке опасных грузов по железнодорожным путям необщего пользования?

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", в состав данного вида лицензируемой деятельности входят работы (услуги) по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, осуществляемой по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций, то есть при осуществлении перевозки, подачи/уборки вагонов с опасными грузами на путях необщего пользования лицензия не требуется.

9

Требуется ли переоформление лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в случае изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации?

Согласно статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случае изменения его наименования.

Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2017 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - глава 4 ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Таким образом, необходимость в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования юридического лица в целях приведения его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ отсутствует.

10

Какие опасные грузы подлежат охране при перевозке по путям общего пользования?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р установлен Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора. В соответствии с установленным перечнем, охране подлежат следующие опасные грузы: взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).