8. Осуществление инвестиций в качестве основного участника и поглощений подконтрольных фондов/совместные предприятия
Ответственность за коррупционные правонарушения может возникать после реализации слияния, заключения партнерства или приобретения финансовой организацией или контролируемым финансовой организацией фондом значительной доли участия в другой компании/предприятии или совместном предприятии (далее - Объект). Как правило, преобладающее участие в уставном капитале или контроль над Советом директоров считается существенным <10>.
--------------------------------
<10> Финансовая организация может также учитывать риски, связанные с инвестициями, не обеспечивающими контрольного пакета, но тем не менее предполагающими значительную долю участия в капитале компании, которая предоставит организации возможность влиять на деятельность такой компании.
Для управления риском, связанным со значительными инвестициями в Объект, финансовые организации должны:
- проводить риск-ориентированную комплексную антикоррупционную проверку таких Объектов, основных участников и партнеров совместных предприятий;
- предпринимать меры в целях обеспечения правовой защиты в отношении взяточничества и коррупции;
- осуществлять риск-ориентированный надзор за механизмами антикоррупционного контроля Объекта после поглощения (например, с помощью получения должности в Правлении компании).
Такие принципы управления рисками следует применять не только в отношении собственных инвестиций финансовой организации и присоединенных компаний, но и в отношении существенных инвестиций фондов по управлению активами, контролируемых финансовой организацией.
Риск-ориентированная комплексная антикоррупционная проверка должна быть направлена на выявление индикаторов (красных флажков) взяточничества и коррупции за прошлые и текущие периоды на протяжении разумного срока до наступления предполагаемой даты закрытия сделки. По мере возможности комплексную проверку желательно провести до начала инвестиций. В редких случаях, когда такая проверка частично или в полном объеме может быть проведена только после начала инвестиций/поглощения, финансовая организация должна предусмотреть специальную процедуру в отношении нестандартных операций. В случае принятия положительного решения в отношении осуществления инвестиций в Объект или приобретения (поглощения) Объекта без проведения комплексной антикоррупционной проверки такую проверку необходимо провести в течение разумного срока после завершения сделки.
Объем комплексной проверки должен определяться исходя из уровня риска Объекта. В рамках риск-ориентированной антикоррупционной комплексной проверки Объекта можно учитывать ряд факторов, в том числе:
- являются ли предполагаемые основные участники инвестиций, партнеры в совместных предприятиях или члены руководящего состава государственными должностными лицами, государственными предприятиями или предприятиями, контролируемыми государством;
- связи с государственными органами власти, в том числе: предусматривает ли деятельность Объекта значительное взаимодействие с государственными должностными лицами;
- репутацию Объекта и его руководящего состава в части, касающейся соблюдения профессионально-этических норм поведения и требований законодательства;
- осуществляет ли Объект какую-либо деятельность или располагает персоналом (в отличие от специализированной финансовой структуры, предназначенной исключительно для держания финансовых инструментов, таких как обеспеченные долговые обязательства);
- войдут ли представители финансовой организации в состав Совета директоров Объекта;
- достаточность процедур по обеспечению соблюдения требований антикоррупционного законодательства, принятых Объектом, если таковые имеются <11>;
--------------------------------
<11> В случае если Объект представляет собой недавно созданную организацию, основная задача комплексной проверки - выяснить, следует ли предположительный управляющий партнер указанным принципам, или обладает ли команда руководящего состава высшего звена надлежащим опытом, и (или) проявляет ли готовность внедрять такие принципы.
- страновой риск государств, на территории которых Объект осуществляет свою деятельность;
Антикоррупционная комплексная проверка должна предусматривать участие лица (лиц), независимого(ых) от предположительных руководителей и сотрудников Объекта. Выявленные индикаторы риска (красные флажки) должны быть учтены и доведены до сведения соответствующих сторон, например соответствующего инвестиционного комитета финансовой организации, или других органов, ответственных за анализ и управление предельно допустимым совокупным уровнем риска от имени финансовой организации. При обнаружении в рамках комплексной проверки реальных или предполагаемых фактов коррупции финансовая организация должна принять решение: либо привлечь стороннего эксперта по правовым вопросам для получения заключения в отношении возможных мер реагирования на выявленную проблему и (или) самостоятельно проанализировать необходимость взаимодействия с соответствующими правоохранительными органами и регуляторами в отношении принятия надлежащих действий.
В дополнение к проведению комплексной проверки финансовые организации должны предпринимать меры по защите своих прав в ходе поглощения или осуществления инвестиций с помощью соответствующих механизмов правовой защиты, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, сфера действия которых может быть согласована в каждом отдельном случае. Положения соглашения могут предусматривать:
- заявления и гарантии (и при необходимости - договорные обязательства) в отношении соблюдения требований соответствующего антикоррупционного законодательства;
- право предписывать Объекту проводить соответствующую антикоррупционную политику и процедуры, а также получать отчетность на регулярной основе;
- право на изъятие инвестиций в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства;
- право назначать новое руководство в случае выявления существенных нарушений;
- право проводить проверку данных учета и отчетности Объекта.
После осуществления инвестиций финансовые организации должны принять необходимые меры для обеспечения возможности предписывать (при наличии преобладающей доли в капитале или контроля над Советом директоров) или побуждать (при наличии значительной миноритарной доли участия в капитале или места в Совете директоров) Объект развивать, внедрять и обеспечивать функционирование надлежащих механизмов внутреннего контроля, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875