Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 9 месяцев 2017 года, сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года N 421 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Указанный перечень во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" размещен на официальном сайте Ростехнадзора.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

За 9 месяцев 2017 года Ростехнадзором проведено 6505 проверок в отношении юридических лиц в области использования атомной энергии.

Из общего количества проведенных проверок плановые проверки составили 11,5% (751 проверка), внеплановые проверки - 19,3% (1254 проверки).

Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:

в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, - 204 проверки (16,3%);

в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 11 проверок (0,9%);

по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (в том числе проверки, в которых в качестве объектов контроля (надзора) выступают органы государственной власти, местного самоуправления, а также проверки, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора), - 1039 проверок (82,9%).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" на объектах в рамках режима постоянного государственного надзора проведено 4500 (за 9 месяцев 2016 года - 4594) мероприятий по контролю.

Все еще продолжает оставаться значительным количество нарушений обязательных требований, выявляемых Ростехнадзором в ходе проверок.

За 9 месяцев 2017 года выявлено 2498 нарушений.

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 161, а общая сумма наложенных административных штрафов составила 11766 тыс. рублей.