Приложение N 26

к государственной программе

Российской Федерации "Обеспечение

доступным и комфортным жильем

и коммунальными услугами граждан

Российской Федерации"

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ

Список изменяющих документов

(введены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 N 1685;

в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

1. Настоящие Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации проектов по комплексному развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов и предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства (далее соответственно - субсидии, проект комплексного развития территории).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в отношении которых разрабатываются индивидуальные программы социально-экономического развития, и бюджетам субъектов Российской Федерации, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности, определяемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляет менее 0,65 (до выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации) в год определения субъекта Российской Федерации и проектов комплексного развития территорий по итогам отбора в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации (до выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации) при предоставлении субсидии в последующие годы принимается на уровне, определенном при прохождении отбора субъекта Российской Федерации и проекта комплексного развития территории.

Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств федерального бюджета для предоставления субсидии на цели, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Субсидии из федерального бюджета предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является реализация на территории субъекта Российской Федерации проекта комплексного развития территории (проектов комплексного развития территорий), предусматривающего строительство жилья, который включен в государственную программу субъекта Российской Федерации по развитию жилищного строительства.

5. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемого между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку на предоставление субсидии по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством (далее - заявка).

Организацию приема и рассмотрения заявок обеспечивает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной организации.

7. При планировании направления субсидии на цели, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 8 настоящих Правил, субсидии предоставляются на реализацию проектов по комплексному развитию территорий, соответствующих следующим критериям:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) наличие решения о комплексном развитии территории, принятого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда принятие такого решения не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие договора о комплексном развитии территории и (или) указанного в части 5 статьи 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации соглашения, которыми предусмотрено обязательство субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования по реализации мероприятий, соответствующих целям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заключение таких договора и (или) соглашения не было предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) наличие документов, подтверждающих планируемое строительство жилья в объеме, заявленном субъектом Российской Федерации в рамках проекта комплексного развития территории в очередном финансовом году (разрешений на строительство многоквартирных домов и (или) иных документов).

7(1). При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "д" пункта 8 настоящих Правил, субсидии предоставляются на реализацию проектов по комплексному развитию территорий, соответствующих следующему критерию, - наличие решения о комплексном развитии территории, принятого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

8. Субсидии могут быть направлены на следующие цели:

а) строительство и (или) реконструкция объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в целях реализации проектов комплексного развития территорий;

б) строительство и (или) реконструкция объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов комплексного развития территорий;

в) строительство и (или) реконструкция объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в целях реализации проектов комплексного развития территорий;

г) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов комплексного развития территорий;

д) строительство и (или) реконструкция объектов транспортной инфраструктуры, объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в целях реализации проектов комплексного развития территорий, по которым на дату подачи заявки принято решение о комплексном развитии территории, но не заключены соответствующие договоры в соответствии с пунктом 6 части 6, пунктами 4 и 6 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

9. При планировании направления субсидии на цели, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 8 настоящих Правил, субъектами Российской Федерации в отношении каждого объекта капитального строительства представляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следующие сведения и документы:

а) наименование объекта капитального строительства, его технологические параметры и сроки ввода в эксплуатацию;

б) размер потребности субъекта Российской Федерации, в том числе размер потребности в средствах федерального бюджета, в финансовом обеспечении строительства и (или) реконструкции;

в) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;

г) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) сведения, необходимые для проведения проверки инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, предусмотренные Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399 "О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", - в случаях, определенных указанным постановлением;

е) копия решения о комплексном развитии территории, в границах которой планируется строительство объектов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, копия договора о комплексном развитии указанной территории и (или) копия указанного в части 5 статьи 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации соглашения, заключенных в целях реализации указанного решения;

ж) копии документов, подтверждающих планируемое строительство жилья в очередном финансовом году в объеме, заявленном субъектом Российской Федерации в рамках проекта по комплексному развитию территории (разрешений на строительство многоквартирных домов и (или) иных документов).

9(1). При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "д" пункта 8 настоящих Правил, субъектами Российской Федерации в отношении каждого объекта капитального строительства представляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следующие сведения и документы:

а) наименование объекта капитального строительства, его технологические параметры и сроки ввода в эксплуатацию;

б) размер потребности субъекта Российской Федерации, в том числе размер потребности в средствах федерального бюджета, в финансовом обеспечении строительства и (или) реконструкции;

в) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;

г) сведения, необходимые для проведения проверки инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, предусмотренные Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399 "О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", - в случаях, определенных указанным постановлением;

д) копия решения о комплексном развитии территории, принятого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

е) план мероприятий ("дорожная карта") по реализации решения о комплексном развитии территорий.

(п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

10. При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "г" пункта 8 настоящих Правил, субъектами Российской Федерации представляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следующие сведения и документы:

а) расчет размера средств на оплату договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

б) копия договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе график платежей по такому договору;

в) акт сверки взаиморасчетов, подписанный сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

11. Направление субсидии на оплату задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не осуществляется.

12. При планировании направления субсидий в 2025 году на цели, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, субъекты Российской Федерации представляют сведения и документы, предусмотренные пунктами 9 и 10 настоящих Правил, не позднее 1 февраля 2025 г.

При планировании направления субсидий в 2026 году и последующих годах на цели, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, субъекты Российской Федерации представляют сведения и документы, предусмотренные пунктами 9 - 10 настоящих Правил, не позднее 1 июля года, предшествующего году предоставления субсидии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Предоставление субсидии на цели, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, осуществляется после представления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений и документов, предусмотренных пунктами 9 - 10 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

Адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства, софинансирование строительства и (или) реконструкции которых осуществляется за счет субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий.

В случае необходимости внесения изменений в проектную документацию объекта капитального строительства, включенного в указанное в абзаце втором настоящего пункта адресное (пообъектное) распределение субсидий, техническое задание на подготовку изменений в проектную документацию согласовывается с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации повторно представляются сведения и документы, предусмотренные пунктами 9 - 10 настоящих Правил, по такому объекту капитального строительства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Размер субсидии, распределяемой бюджету субъекта Российской Федерации в соответствующем году (Сi), определяется по формуле:

Рисунок 24

где:

QРАСП - общий размер субсидии, подлежащей распределению между субъектами Российской Федерации в соответствующем году, тыс. рублей;

МКДпланi - плановый объем ввода жилья в многоквартирных домах в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем году, тыс. кв. метров;

dкртi - целевое значение объема ввода жилья в многоквартирных домах в рамках реализации проектов комплексного развития территорий в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем году, процентов;

ПУСi - предельный уровень софинансирования i-го субъекта Российской Федерации в соответствующем году, процентов.

Показатель dкртi для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области принимается равным 5 процентам, для остальных субъектов Российской Федерации показатель dкртi принимается равным 10 процентам.

15. Субсидии, предусмотренные бюджетам субъектов Российской Федерации на 2025 год, подлежат перераспределению при отсутствии на 1 февраля 2025 г. сведений и (или) документов, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящих Правил.

Субсидии, предусмотренные бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, подлежат перераспределению в следующих случаях:

при нарушении субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б(1)" пункта 10 Правил предоставления субсидий, в отчетном финансовом году;

при отсутствии на 1 июля года, предшествующего году предоставления субсидии, сведений и (или) документов, предусмотренных пунктами 9 - 10 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Предусмотренное пунктом 15 настоящих Правил перераспределение субсидий осуществляется между субъектами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом необходимости увеличения для субъекта Российской Федерации, бюджету которого перераспределяется субсидия, плановых значений результата использования субсидии, указанного в абзаце втором пункта 18 настоящих Правил.

В случае если субъект Российской Федерации не достигнет планового показателя объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации, установленного паспортом федерального проекта "Жилье", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни", размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году, может быть сокращен по решению президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

Предложения по перераспределению субсидий направляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на рассмотрение президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и утверждаются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Допускается установление различных уровней софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии по отдельным объектам и мероприятию, на строительство и (или) реконструкцию и реализацию которых соответственно могут быть направлены субсидии в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.

18. Эффективность использования субсидии оценивается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений следующих результатов использования субсидии, устанавливаемых соглашением:

"Объем ввода жилья по проектам комплексного развития территорий субъекта Российской Федерации" (за исключением цели, предусмотренной подпунктом "д" пункта 8 настоящих Правил);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2025 N 1761)

(см. текст в предыдущей редакции)

"Завершено строительство и (или) реконструкция объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения), объектов транспортной инфраструктуры, объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в целях реализации проектов комплексного развития территорий, осуществлено подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов комплексного развития территорий".

19. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств и условий, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил предоставления субсидий, а также основание для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктами 16 - 19 и 20 Правил предоставления субсидий.

20. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

21. Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации представляют в порядке и сроки, которые установлены соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.

22. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.