Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Приложение N 7

к государственной программе

Российской Федерации "Развитие

транспортной системы"

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ И ПРИВЕДЕНИЕ
В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИЛИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО, МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИХ
ИСКУССТВЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2023 N 2342,

от 28.11.2024 N 1646, от 08.05.2025 N 614)

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включающих искусственные дорожные сооружения (далее - субсидии).

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни" (далее соответственно - федеральный проект, национальный проект), мероприятий:

по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, в том числе предусматривающих реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, стоимость которых не превышает 3 млрд. рублей, направленных на достижение результата использования субсидий, обеспечивающего достижение результата "Приведены в нормативное состояние автомобильные дороги регионального или межмуниципального, местного значения и искусственные дорожные сооружения на них, а также дорожная сеть городских агломераций" федерального проекта (далее - мероприятия по ремонту);

по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, включая искусственные сооружения, направленных на достижение результата использования субсидий, обеспечивающего достижение результатов "Осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных дорожных сооружений на них" и "Осуществлено строительство платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения" федерального проекта (далее - мероприятия по строительству).

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального дорожного агентства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Условиями предоставления субсидий являются:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии (далее - мероприятия), в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - соглашение, Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

4. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

До 1 января 2031 г. для субсидий, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в субъектах Российской Федерации в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, принятыми до 1 января 2025 г., индивидуально определенных мероприятий по строительству, имеющих общегосударственное значение, уровень софинансирования такого расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета устанавливается в размере 99 процентов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 N 614)

5. Размер субсидий может быть соразмерно уменьшен в очередном и последующих годах в случае, если в текущем году лимиты бюджетных обязательств дополнительно доведены до Федерального дорожного агентства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации или резервного фонда Правительства Российской Федерации.

6. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является участие субъекта Российской Федерации в реализации федерального проекта национального проекта в соответствии с паспортом федерального проекта.

7. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Допускается возможность установления в соглашении различных уровней софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям (объектам капитального строительства) в случае предоставления субсидий в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию более одного мероприятия (капитальные вложения в несколько объектов капитального строительства).

8. Соглашение в том числе должно предусматривать:

а) обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить проведение инструментальной диагностики автомобильных дорог и оценки технического состояния искусственных дорожных сооружений;

б) обязательство высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации по обеспечению заключения государственных и (или) муниципальных контрактов на осуществление мероприятий в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов реализации федерального проекта;

в) право Федерального дорожного агентства на проведение проверок соблюдения установленных соглашением условий, а также на проведение проверок соблюдения технологий организации и производства работ, качества применяемых материалов и изделий (в том числе с привлечением подведомственных и иных организаций) при реализации мероприятий.

9. Результатами использования субсидии являются:

а) достижение результата федерального проекта "Осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных дорожных сооружений на них";

б) достижение результата федерального проекта "Осуществлено строительство платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения";

в) достижение результата федерального проекта "Приведены в нормативное состояние автомобильные дороги регионального или межмуниципального, местного значения и искусственные дорожные сооружения на них, а также дорожная сеть городских агломераций".

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Федеральным дорожным агентством путем сравнения планового значения результатов использования субсидии, установленных в соглашении, и фактически достигнутых значений результатов использования субсидии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, размещает в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по установленной соглашением форме:

а) отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, - ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) отчетность о достижении значения результатов использования субсидии - в сроки, предусмотренные соглашением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Предложения по распределению субсидий, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, между субъектами Российской Федерации подготавливаются Министерством транспорта Российской Федерации с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

13. Расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие в связи с заключением соглашений о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий в рамках результатов "Осуществлено строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных дорожных сооружений на них", "Осуществлено строительство платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения", "Приведены в нормативное состояние автомобильные дороги регионального или межмуниципального, местного значения и искусственные дорожные сооружения на них, а также дорожная сеть городских агломераций" федерального проекта, подлежат софинансированию за счет субсидий в первоочередном порядке в объеме использованных соответствующими субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Общий объем субсидий, предусматриваемых на реализацию мероприятий по ремонту (Vсубс(Н)), определяется по формуле:

Vсубс(Н) = Vмбт - Vсубс(С),

где:

Vмбт - общий объем субсидий, подлежащих распределению;

Vсубс(С) - общий объем субсидий, предусматриваемых на реализацию мероприятий по строительству.

15. Предложения по распределению общего объема субсидий, предусматриваемых на реализацию мероприятий по строительству (Vсубс(С)), подготавливаются с учетом следующих условий:

а) общий объем субсидий, предусматриваемых на реализацию мероприятий по строительству (Vсубс(С)), устанавливается в размере не менее:

в 2025 году - 77937751,5 тыс. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

в 2026 году - 117816553,1 тыс. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

в 2027 году - 118953391,3 тыс. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) распределение общего объема субсидий, предусматриваемых на реализацию мероприятий по строительству (Vсубс(С)), между субъектами Российской Федерации осуществляется с учетом реализации мероприятий, включенных в перечень мероприятий, одобренный Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или президиумом (штабом) указанной комиссии (далее соответственно - комиссия, президиум комиссии). В целях такого распределения Vсубс(С) определяется по формуле:

Vсубс(С) = TС + TП,

где:

TС - объем субсидий, распределяемых на мероприятия без использования механизмов государственно-частного партнерства, равный 75 процентам Vсубс(С);

TП - объем субсидий, распределяемых на мероприятия с использованием механизмов государственно-частного партнерства, равный 25 процентам Vсубс(С);

в) в целях распределения субсидий между субъектами Российской Федерации в рамках TС и TП общий объем субсидий, предоставляемых i-му субъекту Российской Федерации (Vсубс(С)i), определяется по формуле:

Рисунок 40

где Vmi - объем субсидии, предоставляемой i-му субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия, рассчитываемый по формуле:

Рисунок 41

где:

Vобщ - объем субсидий, подлежащих распределению;

К1i - коэффициент, присваиваемый i-му субъекту Российской Федерации и равный:

3 - если реализация одного из мероприятий на территории субъекта Российской Федерации осуществляется во исполнение указаний, поручений или актов Президента Российской Федерации;

2 - если реализация одного из мероприятий на территории субъекта Российской Федерации осуществляется во исполнение указаний, поручений Председателя Правительства Российской Федерации;

1 - в иных случаях;

К2i - коэффициент, присваиваемый i-му субъекту Российской Федерации и равный:

3 - если стоимость одного из мероприятий на территории субъекта Российской Федерации выше 10 млрд. рублей;

2 - если стоимость одного из мероприятий на территории субъекта Российской Федерации составляет от 5 млрд. до 10 млрд. рублей;

1 - если стоимость одного из мероприятий на территории субъекта Российской Федерации составляет до 5 млрд. рублей;

К3i - коэффициент, присваиваемый i-му субъекту Российской Федерации, характеризующий отношение объема поступлений в отчетном году средств в консолидированный дорожный фонд субъекта Российской Федерации от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и от транспортного налога к протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации в отчетном году и равный:

1 - для субъектов Российской Федерации с указанным отношением свыше 500 тыс. рублей на 1 километр;

2 - для субъектов Российской Федерации с указанным отношением от 300 тыс. до 500 тыс. рублей на 1 километр;

3 - для субъектов Российской Федерации с указанным отношением менее 300 тыс. рублей на 1 километр;

Li - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий;

n - количество субъектов Российской Федерации;

г) объем субсидий, определяемый в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, на соответствующий финансовый год уточняется согласно заявкам субъектов Российской Федерации. В случае если размер субсидии, определяемый в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, больше запрашиваемого в заявке субъекта Российской Федерации размера средств, размер субсидии подлежит сокращению до размера средств, указанного в данной заявке. Высвобождающиеся в связи с этим средства перераспределяются между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами, пропорционально размеру субсидий, определяемому в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. При этом в случае наличия невостребованных остатков указанных средств на мероприятия в рамках TС и TП такие остатки могут быть перераспределены на реализацию указанных мероприятий согласно подпункту "б" настоящего пункта;

д) в подготовленный Министерством транспорта Российской Федерации проект распределения субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, между бюджетами субъектов Российской Федерации могут быть внесены изменения на основании решений комиссии или президиума комиссии.

16. В случае если размер субсидий, определяемый в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, больше запрашиваемого в заявках субъектов Российской Федерации размера средств, размер субсидий подлежит сокращению до размера средств, указанного в данных заявках.

Высвобождающиеся средства перераспределяются между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, пропорционально размеру субсидий, определяемому в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

17. Субъектами Российской Федерации могут быть предоставлены межбюджетные трансферты местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции) объектов, находящихся в муниципальной собственности.

18. Размер субсидии, предусматриваемой на реализацию мероприятий по ремонту, бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Vсубс(Нi)) определяется по формуле:

Рисунок 42

где ni - норматив распределения субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации согласно приложению.

19. В случае поступления обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) в Министерство транспорта Российской Федерации о необходимости уменьшения норматива распределения субсидии, установленного приложением к настоящим Правилам, норматив распределения субсидии для указанного субъекта Российской Федерации принимается равным нормативу, предложенному в указанном обращении (nn), тогда как для остальных субъектов Российской Федерации норматив распределения субсидии устанавливается путем сложения норматива распределения субсидии, установленного приложением к настоящим Правилам (ni), и поправочного коэффициента (k), который определяется по формуле:

Рисунок 43

где nm - установленный приложением к настоящим Правилам норматив распределения субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, направившего обращение о необходимости корректировки такого норматива.

20. В случае если в текущем финансовом году лимиты бюджетных обязательств дополнительно доведены до Федерального дорожного агентства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий, за исключением лимитов бюджетных обязательств на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, не использованных в отчетном финансовом году и подтвержденных Министерством финансов Российской Федерации для использования на те же цели в текущем финансовом году, или высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) направлено обращение об отказе от использования, в том числе частично, субсидии, предоставляемой в текущем финансовом году, такие субсидии распределяются без учета требований, установленных пунктами 15 и 18 настоящих Правил, исходя из предоставленных обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации), содержащих обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий в объеме субсидий, дополнительно распределенных между субъектами Российской Федерации.

21. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

22. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1646)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

24. Ответственность за достоверность представляемых в Федеральное дорожное агентство информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

25. Федеральное дорожное агентство имеет право на проведение проверок соблюдения условий, установленных соглашением, а также на проведение проверок соблюдения технологий организации и производства работ, качества применяемых материалов и изделий (в том числе с привлечением подведомственных и иных организаций) при реализации мероприятий.

26. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Федеральным дорожным агентством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

27. Субсидии, предусматриваемые на реализацию мероприятий по строительству с использованием механизмов государственно-частного партнерства, предоставляются для реализации мероприятий по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений) в рамках концессионных соглашений, заключаемых в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях", подлежащих эксплуатации на платной основе (далее соответственно - субсидии TГЧП, региональные концессионные проекты), с учетом в том числе следующих особенностей:

а) предложения о распределении субсидий TГЧП подготавливаются Министерством транспорта Российской Федерации с учетом методики отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации после одобрения комиссией или президиумом комиссии;

б) соглашение в отношении субсидии TГЧП должно в том числе предусматривать:

право Федерального дорожного агентства на проведение проверок соблюдения условий и положений, установленных этим соглашением, в том числе с привлечением подведомственных и иных организаций;

обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить привлечение средств внебюджетных источников на реализацию регионального концессионного проекта в определенных таким соглашением размерах (при этом структура финансового обеспечения регионального концессионного проекта должна предусматривать в качестве источников софинансирования средства федерального бюджета с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, предоставляемые в форме субсидии в размере не более 50 процентов общего объема инвестиций на этапе строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения в случае реализации проекта в отношении автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) или в размере не более 75 процентов общего объема инвестиций на этапе строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения в отношении искусственного дорожного сооружения, а также средства внебюджетных источников в размере не менее 15 процентов общего объема инвестиций на этапе строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения);

положение, предусматривающее, что субсидия TГЧП предоставляется после заключения в установленном порядке концессионного соглашения о реализации регионального концессионного проекта и выполнения условий, предусмотренных абзацем третьим настоящего подпункта;

обязательство сторон соглашения о предоставлении субсидии TГЧП после заключения соответствующего концессионного соглашения о реализации регионального концессионного проекта внести в такое соглашение изменение, предусматривающее уменьшение размера предоставляемой субсидии TГЧП пропорционально уменьшению стоимости реализации регионального концессионного проекта по итогам проведения конкурса на право заключения указанного концессионного соглашения, проведенного в установленном Федеральным законом "О концессионных соглашениях" порядке;

положение о том, что такое соглашение действует до даты ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения о реализации регионального концессионного проекта (далее - объект) или до даты расторжения в установленном порядке этого соглашения;

положения, предусматривающие обязательства сторон внести в это соглашение изменения в случае внесения изменений в утвержденное распределение субсидий;

общий срок строительства (реконструкции) объекта;

структуру финансового обеспечения регионального концессионного проекта на этапе строительства (реконструкции) объекта по годам с указанием размеров средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в размере софинансирования из федерального бюджета, и средств внебюджетных источников;

обязательство субъекта Российской Федерации инициировать внесение в такое соглашение изменения, предусматривающего пропорциональное уменьшение размера предоставляемой субсидии TГЧП в случае снижения стоимости реализации регионального концессионного проекта по результатам проведения государственной экспертизы в течение срока действия этого соглашения.

Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Инфраструктура для жизни" Приложение. Нормативы распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включающих искусственные дорожные сооружения, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Инфраструктура для жизни", мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, в том числе предусматривающих реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения, стоимость которых не превышает 3 млрд. рублей