<Письмо> Минпромторга России от 24.11.2017 N 77600/03 "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2017 г. N 77600/03

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минпромторг России рассмотрел обращение по вопросу введения запрета или квотирования ввоза в Российскую Федерацию бутилированной винодельческой продукции и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" Российская Федерация присоединилась к Соглашению Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и, став полноправным членом ВТО, приняла на себя обязательства по Генеральному Соглашению по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (далее - ГАТТ),

В соответствии со статьей XI ГАТТ, ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой Договаривающейся Стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой Договаривающейся Стороны, никаких запретов или ограничений - будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов.

Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) (Астана, 29 мая 2014 г.), вступающий в силу с 1 января 2015 года. Таким образом, Российская Федерация помимо действующих только для нее международных договоров и соглашений берет на себя обязательство о соблюдении всех договоров и соглашений Евразийского экономического союза.

Разделом III Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол) определены порядок и случаи применения Союзом мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Необходимо отметить, что запреты или количественные ограничения (квоты) экспорта на территории Союза могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Евразийской экономической комиссией (решение Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 168). Вместе с тем, решение о введении односторонней меры может быть принято в отношении товара, включенного в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 877.

Также, разделом X Протокола определены основания, по которым в исключительных случаях государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры на срок не более шести месяцев.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2015 г. N 23 утвержден Порядок внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложений государств - членов Евразийского экономического союза о введении или отмене единых мер нетарифного регулирования, в соответствии с которым предложение о введении или отмене единых мер нетарифного регулирования направляется в Евразийскую экономическую комиссию с пояснительной запиской, которая должна содержать:

подробное описание предлагаемой меры;

наименование, свойства и характеристики товара (товаров), в отношении которого предлагается введение или отмена меры (далее - товар);

данные (в том числе статистические), подтверждающие наличие оснований для введения временного запрета или количественного ограничения экспорта или импорта товара в соответствии с разделом III Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран;

описание и характеристику (при необходимости - количественную и стоимостную) рынка товара;

цели использования товара, его основные потребители или группы потребителей;

оценку последствий введения меры для рынка товара (в том числе на территории ЕАЭС и прогноз возможных действий третьих стран (при наличии возможности).

Одновременно обращаем внимание на то, что меры нетарифного регулирования не могут вводиться в отношении конкретной страны, а распространяются на все третьи страны.

Рассмотрение вопросов о целесообразности введения мер нетарифного регулирования, в том числе запретов или количественных ограничений, осуществляется в рамках подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия).

Организационно-техническое обеспечение деятельности Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле, включая подготовку проектов документов Комиссии и справочных материалов, осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, является Министерство финансов Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента

международного сотрудничества

В.В.ВЛАСОВА