См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Мониторинг выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека

Мониторинг выполнения постановлений Европейского Суда

по правам человека

В соответствии с Указом N 657 Минюстом России в 2016 году продолжено осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд), в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В период с 1 января 2016 г. по 15 июня 2017 г. завершена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в связи с пилотным постановлением Европейского Суда от 1 июля 2014 г. по делу "Герасимов и другие против Российской Федерации" (Gerasimov and Others v. Russia), жалобы N 29920/05, N 3553/06, N 18876/10, N 61186/10, N 21176/11, N 36112/11, N 36426/11, N 40841/11, N 45381/11, N 55929/11, N 60822/11, а также в связи с пилотным постановлением Европейского Суда от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)" (Burdov v. Russia), жалоба N 33509/04, и 255 постановлениями Европейского Суда, объединенными в группу дел "Тимофеев" (Timofeyev), 95 постановлениями Европейского Суда, входящими в группу дел "Кормачева" (Kormacheva), и 70 постановлениями Европейского Суда, входящими в группу дел "Смирнова" (Smirnova) (приложение N 4).

В связи с рядом постановлений Европейского Суда в настоящее время продолжается работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации (приложение N 5).

На рассмотрении в Государственной Думе находятся 6 законопроектов, разработанных с учетом выводов Европейского Суда, указанных в ряде постановлений, объединенных в группу дел "Гарабаев" (Garabayev), в постановлении от 19 февраля 2013 г. по делу "Ефимова против Российской Федерации" (Yefimova v. Russia), жалоба N 39786/09; в пилотном постановлении от 10 января 2012 г. по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia), жалобы N 42525/07 и N 60800/08; в постановлении от 18 апреля 2013 г. по делу "Агеевы против Российской Федерации" (Ageyevy v. Russia), жалоба N 7075/10; в постановлении от 30 июня 2015 г. по делу "Хорошенко против Российской Федерации" (Horoshenko v. Russia), жалоба N 41418/04.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти продолжают работу по подготовке проектов нормативных правовых актов в рамках исполнения постановления Европейского Суда от 28 октября 2003 г. по делу "Ракевич против Российской Федерации" (Rakevich v. Russia), жалоба N 58973/00; постановлений, объединенных в группы дел "Ваньян" (Vanyan), "Царенко" (Tsarenko), "Гладышева" (Gladysheva), "Ким" (Kim), пилотного постановления от 10 января 2012 г. по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia), жалобы N 42525/07 и N 60800/08.

В целях дальнейшей реализации предложений по исполнению решений Европейского Суда (доклады Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 - 2015 годы) предлагается продолжить работу:

Минюста России, МВД России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации по вопросам:

соответствия международным стандартам и практике Европейского Суда обновленного стандарта отрасли ПР 78.01.0024-2016 "Правила стандартизации. Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", утвержденного МВД России 8 августа 2016 г. (далее - стандарт отрасли ПР 78.01.0024-2016);

о необходимости внесения изменений и дополнений в Инструкцию по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденную приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2006 г., N 8094), и в стандарт отрасли ПР 78.01.0024-2016 либо о подготовке новых нормативных правовых актов в части приведения условий перевозки в соответствие с международными стандартами;

создания эффективного национального компенсаторного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий перевозки, в рамках реализации 32 постановлений, объединенных в подгруппу дел "Гулиев" группы дел "Калашников", в том числе 17 постановлений, вынесенных в 2016 году и первом полугодии 2017 года (пункт 3 приложения N 5);

Минюста России, Минфина России, МВД России, ФССП России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по дальнейшей проработке основных подходов к решению вопроса, касающегося установления оснований и порядка возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) суда (судьи), а также определения подведомственности и подсудности соответствующих дел, в целях реализации постановления Европейского Суда от 13 декабря 2011 г. по делу "Васильев и Ковтун против Российской Федерации" (Vasilyev and Kovtun v. Russia), жалоба N 13703/04 (пункт 7 приложения N 5);

Минюста России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по вопросу достаточности принятых мер по реализации рекомендаций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации" путем принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" или необходимости осуществления дальнейших законодательных реформ в целях реализации постановления Европейского Суда от 4 июля 2013 г. по делу "Анчугов и Гладков против Российской Федерации" (Anchugov and Gladkov v. Russia), жалобы N 11157/04 и N 15162/05 (пункт 12 приложения N 5);

МВД России, Минюста России, ФСБ России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по подготовке проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в статью 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части закрепления нормы о возможности обжалования в суд судебного решения, разрешающего проведение до возбуждения уголовного дела оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан (в случаях, когда лицу стало известно о существовании такого разрешения), конкретизации оснований и порядка судебного рассмотрения соответствующих материалов, уточнения понятия "мотивированности" постановлений, выносимых руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и судьей в связи с проведением оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а также изменений в Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС РФ) в целях урегулирования порядка судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий в случаях, когда такие мероприятия проводятся за рамками уголовного судопроизводства, в целях реализации постановления Европейского Суда от 18 сентября 2014 г. по делу "Аванесян против Российской Федерации" (Avanesyan v. Russia), жалоба N 41152/06 (пункт 13 приложения N 5);

Минюста России, Минздрава России, ФСБ России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, а также в законодательство в сфере охраны здоровья для реализации постановления Европейского Суда от 18 июня 2015 г. по делу "Яиков против Российской Федерации" (Yaikov v. Russia), жалоба N 39317/05 (пункт 14 приложения N 5);

Минюста России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по вопросу достаточности предлагаемых в проектах федеральных законов N 156203-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях либо на строгом режиме) и N 191636-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - УИК РФ) и необходимости (в случае их принятия) внесения дальнейших изменений в статьи 125 и 127 УИК РФ, а также корреспондирующих норм в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2016 г., N 44930), в рамках реализации постановления Европейского Суда от 30 июня 2015 г. по делу "Хорошенко против Российской Федерации" (Horoshenko v. Russia), жалоба N 41418/04 (пункт 15 приложения N 5);

Минобрнауки России, Минюста России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по дальнейшей разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части предоставления лицам, не являющимся родственниками ребенка, но заботившимся о нем длительное время, права на общение с ребенком, если того требуют интересы ребенка и между ними установилась прочная эмоциональная связь, для исполнения постановления Европейского Суда от 16 июля 2015 г. по делу "Назаренко против Российской Федерации" (Nazarenko v. Russia), жалоба N 39438/13 (пункт 16 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязи России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", КАС РФ, федеральные законы от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и другие нормативные правовые акты о совершенствовании правоприменительной практики, в том числе путем усиления контроля и надзора за функционированием системы технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий, за проведением оперативно-разыскных мероприятий, а также издания в связи с этим ведомственных правовых актов в связи с постановлением Европейского Суда от 4 декабря 2015 г. по делу "Роман Захаров против Российской Федерации" (Roman Zakharov v. Russia), жалоба N 47143/06 (пункт 18 приложения N 5).

По результатам мониторинга правоприменения за 2016 год предлагается организовать работу:

Минюста России, МВД России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях или в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", корреспондирующих выводам Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда, устанавливающих возможность предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, когда обусловленная привлечением к такой ответственности степень реального вторжения в конституционные права и свободы данного лица сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия, для реализации постановления Европейского Суда от 19 ноября 2015 г. по делу "Михайлова против Российской Федерации", жалоба N 46998/08 (пункт 17 приложения N 5);

МВД России, Минюста России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации - по подготовке проектов федеральных законов, направленных на внесение изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части закрепления дополнительных процессуальных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и в отношении которых осуществляются проверки и задержания в связи с сообщением о совершении ими преступлений, принимаются решения о помещении их в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа (не в связи с избранием меры пресечения в рамках расследования уголовного дела, а по другим основаниям), в рамках реализации постановления Европейского Суда от 23 марта 2016 г. по делу "Блохин против Российской Федерации" (Blokhin v. Russia), жалоба N 47152/06 (пункт 21 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, ФСИН России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и КАС РФ в части обязательного рассмотрения судами вопроса о необходимости личного участия в гражданском и административном судопроизводстве истца, находящегося под стражей или в местах лишения свободы, исходя из характера дела, необходимости личных показаний истца и его желания участвовать в процессе, с принятием мотивированного решения и заблаговременного уведомления о нем соответствующего лица, а также в части дополнительной регламентации более широкого использования судами возможностей видеоконференцсвязи; о совершенствовании правоприменительной практики в целях создания необходимых условий для реализации права лишенных свободы лиц на участие в судебных заседаниях по гражданским и административным делам (применительно ко всем органам, задействованным в соответствии с российским законодательством в обеспечении соответствующих прав) в целях реализации постановления Европейского Суда от 16 февраля 2016 г. по делу "Евдокимов и другие против России" (Yevdokimov and Others v. Russia), жалобы N 27236/05, N 44223/05, N 53304/07, N 40232/11, N 60052/11, N 76438/11, N 14919/12, N 19929/12, N 42389/12, N 57043/12, N 67481/12 (пункт 19 приложения N 5);

МВД России, Минюста России, Минздрава России, Роспотребнадзора во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по разработке проекта федерального закона, предусматривающего распространение сферы действия норм Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации" на лиц, в отношении которых решения о нежелательности пребывания, депортации и отказе в предоставлении вида на жительство по мотиву их ВИЧ-положительного статуса были приняты до вступления в силу данного Федерального закона и остались неисполненными, а также закрепление обязанности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, по отмене соответствующих решений, в целях реализации постановления Европейского Суда от 15 марта 2016 г. по делу "Новрук и другие против Российской Федерации" (Novruk and Others), жалобы N 31039/11, N 48511/11, N 76810/12, N 14618/13, N 13817/14 (пункт 20 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФССП России, ФСБ России, Минздрава России, Минприроды России, Минкомсвязи России, Минсельхоза России, Минтранса России, Минтруда России, ФНС России, ФТС России, Росреестра, Минэнерго России, Роспотребнадзора во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о создании механизма, который обеспечит достаточные гарантии беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других государственных органов) в процессы с устными слушаниями или принятия иных надлежащих мер в рамках реализации постановления Европейского Суда от 20 сентября 2016 г. по делу "Карелин против Российской Федерации" (Karelin v. Russia), жалоба N 926/08 (пункт 22 приложения N 5).