См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Внешние обязательства, связанные с расширением ЕАЭС и присоединением Казахстана к ВТО

Внешние обязательства, связанные с расширением ЕАЭС

и присоединением Казахстана к ВТО

В 2015 году к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия, которые так же, как и Россия, являются членами ВТО. В результате требуется провести работу по гармонизации тарифных обязательств России и указанных государств - членов ЕАЭС в ВТО.

При этом в соответствии с договорной базой ЕАЭС имплементация гармонизированных тарифных обязательств Армении и Киргизии будет возможна только после завершения компенсационных переговоров с заинтересованными членами ВТО. Влияние данных процессов на единую таможенно-тарифную политику ЕАЭС будет зависеть от скорости завершения и итогов соответствующих компенсационных переговоров.

Кроме того, в конце 2015 года Казахстан стал полноправным членом ВТО. В части тарифных обязательств Казахстан присоединился к ВТО на своих индивидуальных основаниях. В отношении товаров, по которым ранее согласованные тарифные обязательства Казахстана ниже российских, Казахстан будет применять пошлины, отличные от ЕТТ ЕАЭС. Изъятия из ЕТТ ЕАЭС затронут примерно 3,5 тыс. тарифных позиций. Данное обстоятельство создает дополнительные риски, связанные с контролем ввоза таких товаров в Российскую Федерацию. В связи с этим в рамках ЕАЭС подписан протокол "О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза", включающий положения по принятию и применению необходимых мер контроля в отношении товаров, декларируемых в Республике Казахстан по пониженным ставкам таможенных пошлин. В среднесрочной перспективе также потребуется провести работу по гармонизации российских и казахстанских обязательств. Переговоры по гармонизации российских и казахстанских тарифных обязательств начнутся через 3 года после присоединения Казахстана к ВТО и продлятся примерно 3 года. Результаты переговоров будут зафиксированы в Перечне по доступу товаров на рынок Казахстана в ВТО и будут применяться через ЕТТ ЕАЭС, что позволяет России не "связывать" свои тарифные обязательства в ВТО на более низком уровне в соответствии с результатами компенсационных переговоров.

Присоединение Киргизии к ЕАЭС потребовало внесения изменений в нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между членами ЕАЭС, в результате доля Российской Федерации снизилась на 1,65 п. п. до 85,32 процента.

Приостановление с 1 января 2016 г. действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, а также введение с 31 августа 2014 г. ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова, также создает дополнительные риски, связанные с контролем возможности ввоза таких товаров с территорий стран - членов ЕАЭС в Россию, что, в свою очередь, может привести к перераспределению объемов импорта в странах ЕАЭС и негативно отразиться на пополняемости федерального бюджета страны.

Учитывая сохраняющуюся важную фискальную роль таможенно-тарифного регулирования в среднесрочной перспективе, потребуется дальнейшее совершенствование мер, направленных на минимизацию нерегистрируемых товаропотоков, поступающих на территорию России через другие государства ЕАЭС и происходящих из третьих стран, а также принятие мер по обеспечению условий для декларирования товаров, поступающих на территорию Евразийского экономического союза для потребления в Российской Федерации (в том числе с применением электронного декларирования, системы удаленного выпуска и предварительного декларирования).