В 2015 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 18,3 млн. тонн (рост 15,5%), коммерческий грузооборот - 39,8 млрд. т-км (рост 24,1%).
Значительное влияние на объем перевозок грузов и грузооборот морского транспорта оказала динамика спроса на услуги по перевозке грузов на мировом фрахтовом рынке, а также рост транспортного обслуживания Крыма и объемов перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути.
Объем перевозок морским транспортом с учетом данных за восемь месяцев продолжит свой рост, в 2016 году прогнозируется рост 17,5% и составит 21,5 млн. тонн. Грузооборот также увеличится на 16% и составит 46,2 млрд. т-км.
Рост объемов перевозок грузов морским транспортом обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений, расположенных на арктическом побережье, обеспечением Крымского федерального округа, а также постепенным ростом внешней торговли. Достигнуто это будет за счет роста перевалки наливных грузов, контейнеров и угля.
Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.
Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы существенно не изменится.
Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.
Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.
В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.
С учетом темпов ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2019 году до 25,3 млн. тонн (38,3% к уровню 2015 года), а грузооборот 53 млрд. т-км (33,2% к уровню 2015 года).
К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ПАО "Совкомфлот", в рамках которой планируются: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.
Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Минтрансом России подготовлен и 5 июня 2015 г. утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Комплексный проект развития Северного морского пути, который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому (включая обновление навигационных карт и пособий), аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации.
Реализация перечисленных мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875