2.2. Распределение инвалидов на группы для установления государственных требований к уровню их физической подготовленности

2.2. Распределение инвалидов на группы

для установления государственных требований к уровню

их физической подготовленности.

В настоящее время существует несколько классификаций инвалидов, то есть способов их разделения на группы в соответствии с теми или иными классификационными признаками или основаниями деления.

Наиболее распространенная классификация инвалидов в нашей стране исходит из следующего классификационного признака - степень нарушенных функций организма и ограничения жизнедеятельности.

На основании этого признака инвалиды в нашей стране делятся на инвалидов I, II и III группы, а лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

При установлении инвалидности проводится медико-социальная экспертиза (МСЭ) - комплексная оценка по следующим направлениям: клиническая, психологическая, социальная диагностика, оценка социально-бытового статуса и профессионального бытового статуса.

Определение групп инвалидности, статуса "ребенок-инвалид" имеет значение для получения того или иного финансирования и пенсионного обеспечения, однако такая классификация непригодна для разделения инвалидов на группы для установления государственных требований к уровню их физической подготовленности. Это обусловлено тем, что медико-социальная экспертиза не предусматривает оценку физической подготовленности инвалидов, а касается этих вопросов только в контексте определения их социально-бытового и профессионально-трудового статусов.

Непригодна для установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов и "Международная классификация болезней (МКБ-10)", утвержденная для нашей страны приказом Минздрава России.

МКБ-10 главным образом, предназначенная для классификации болезней и травм, имеющих официальный диагноз. Кроме того МКБ-10 предусматривает в своей структуре широкий спектр признаков, симптомов, выявленных патологий, социальных обстоятельств, которые могут замещать диагнозы в медицинской документации. Таким образом МКБ-10 может быть использована для классификации данных, записанных под заголовками "диагноз", "причина госпитализации", "состояния, по поводу которых проводилось лечение" и др., которые имеются в разнообразных видах медицинской документации. Однако совершенно очевидно, что физическое состояние, уровень развития физических качеств либо самым общим, косвенным образом связан с заболеванием, либо вообще не рассматривается в МКБ-10. Например болезни органов пищеварения могут встречаться у людей с самым разным уровнем физической подготовленности.

Значительно больше подходит для решения задач, поставленных перед разработчиками физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов, - международная классификация функционирования (МКФ).

Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровье является классификацией доменов здоровье и доменов, связанных со здоровьем. Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней:

1) функции и структуры организма,

2) социальная активность и участие в общественной жизни.

Поскольку функциональное здоровье инвалида зависит от внешних условий, МКФ содержит перечень факторов окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями и оказывают на него внешнее влияние. Кроме того, функционирование и ограничение жизнедеятельности во многом предопределяются личностными факторами, оказывающими на инвалида внутреннее влияние.

Таким образом, МКФ, безусловно, должна составлять основу (базу) для классификации инвалидов для установления государственных требований к уровню их физической подготовленности.

Однако перечень и описание нарушений функций и структуры организма человека, который представлен в МКФ, рассматривается в более широком аспекте ограничений жизнедеятельности и требует дополнительной проработки для использования в сфере физической культуры и спорта.

Анализ классификации, используемых в паралимпийских и сурдлимпийских видах адаптивного спорта, проведенные исследования дают основания для предложения следующей классификации лиц с инвалидностью для участия в процессе сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" по оценке их физической подготовленности.

Апробация результатов исследования в восьми субъектах Российской Федерации показала, что у обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (организаций), осваивающих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, статус "ребенок-инвалид" оформлен не всегда. Особенно это касается образовательных организаций VII - VIII видов для обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), где статус (категория) ребенок-инвалид оформлен лишь у 24% таких детей.

Это дало основание для рассматриваемого случая - использование ВФСК - уровнять статусы "ребенок-инвалид" и обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до 18 лет.

Итак, какие группы лиц с инвалидностью и детей с ОВЗ выделяются для установления требований к уровню их физической подготовленности?

Первый классификационный признак, на основании которого данная категория граждан должна быть разделена на две крупные группы, является наличие или отсутствия допуска врача к определению уровня их физической подготовленности (рис. 6).

Распределение инвалидов в зависимости от допуска к различным видам физической активности

Инвалиды с сохранными структурой и функциями опорно-двигательного аппарата

Инвалиды с нарушениями структуры и функций опорно-двигательного аппарата, имеющие опыт соревновательной деятельности в Паралимпийском движении

Инвалиды, имеющие опыт соревновательной деятельности в Паралимпийском, Сурдлимпийском и Специальном Олимпийском движениях

Инвалиды, не имеющие опыта соревновательной деятельности и занимающиеся преимущественно АФК

Лица с поражениями позвоночника и спинного мозга, ампутациями конечностей, церебральными заболеваниями и др.

Рисунок 5

Лица с нарушением слуха, зрения, интеллекта

Лица с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения, болезнями мочеполовой системы и другими соматическими заболеваниями

Рис. 6. Классификация инвалидов в зависимости от допуска к различным видам физической активности.

Безусловный приоритет в предоставлении или не предоставлении этого допуска принадлежит медицинским работникам и, вообще, системе здравоохранения.

Существующий сегодня "порядок медицинского осмотра лиц для определения допуска по состоянию здоровья к выполнению нормативов ВФСК ГТО", представленный в методическом пособии для медицинских работников "Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (2014), констатирует, что "лица, относящиеся к специальной медицинской группе "А" и "Б" для занятий физической культурой к выполнению нормативов ВФСК ГТО не допускаются".

Поэтому одной из основных задач внедрения ВФСК для инвалидов является юридическое оформление допуска инвалидов и обучающихся с ОВЗ к сдаче норм этого комплекса, отход от обобщений типа "лица, относящиеся к специальной медицинской группе "А" и "Б" для занятий физической культурой" к тщательному рассмотрению индивидуальных особенностей желающих участвовать в сдаче норм и медицинских противопоказаний для каждого из них.

Для проработки этого вопроса в Минздраве России предлагается изучить возможность предоставления допуска с указанием индивидуальных ограничений, например - допустимой максимальной величины частоты сердечных сокращений, исключения прыжков, разных наклонов и т.п. Это позволит занимающемуся и организаторам тестирования подобрать подходящий для данного конкретного случая набор испытаний с учетом интенсивности нагрузки при их использовании и других факторов.

При рассмотрении вопроса о допуске инвалидов к сдаче норм ВФСК целесообразно использовать международный опыт участия спортсменов с инвалидностью в Паралимпийском, Сурдлимпийском и Специальном Олимпийском движениях. В соответствии с этим опытом активная двигательная деятельность допускается и рекомендуется для инвалидов с одиннадцатью типами поражений - 8 типов с поражениями опорно-двигательного аппарата, 1 тип - с поражением зрения, 1 тип - с нарушениями интеллекта (Паралимпийское движение) и 1 тип - с поражением слуха (Сурдлимпийское движение).

Для лиц с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. показаны занятия ЛФК, а в состоянии устойчивой ремиссии могут быть рекомендованы физические упражнения с учетом степени тяжести заболеваний.

Вторым классификационным признаком для разделения инвалидов, допущенных к сдаче норм ВФСК, на две группы является сохранность структуры и функций их опорно-двигательного аппарата, наличие и такое состояние звеньев тела человека, которые позволяют ему выбрать и выполнить необходимое количество испытаний (тестов) для присвоения того или иного знака отличия (рис. 6.).

По этому признаку инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья разделяются на две группы (1 и 2) следующим образом:

1) лица с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (без поражений структуры и функций ОДА), позволяющими выполнить необходимый набор испытаний (группа 1).

2) лица с нарушениями структуры и функций опорно-двигательного аппарата, не позволяющие им выполнить испытания (тесты), представленные во ВФСК для здоровых лиц, в частности лица с поражениями позвоночника и спинного мозга, ампутациями, нарушениями и врожденными недоразвитиями конечностей, с низким ростом (например, в результате ахондроплазии или дисфункции гормона роста), с атетозом, атаксией и др. (группа 2).

Третьим классификационным признаком для разделения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сохранные структуры и функции опорно-двигательного аппарата, является наличие как международного, так и национального опыта соревновательной деятельности у представителей той или иной нозологической группы инвалидов.

В соответствии с этим классификационным признаком инвалиды и обучающиеся с ОВЗ группы 1 - лица с сохранными структурой и функциями опорно-двигательного аппарата - разделены на два класса (1.1. и 1.2.):

1.1.) лица с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, представители которых давно и с успехом принимают участие в Паралимпийском, Сурдлимпийском и Специальном Олимпийском движениях (класс 1.1);

1.2.) лица с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения, болезнями мочеполовой системы и другими заболеваниями, которым показаны занятия лечебной физической культурой (лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, упражнениями с ограниченной интенсивностью мышечных напряжений, типа терренкура и др.) (класс 1.2.).

Такое распределение инвалидов и обучающихся с ОВЗ на две группы (1 и 2) и два класса (1.1. и 1.2.) обуславливает использование различных подходов для установления государственных требований к уровню физической подготовленности.

Для класса 1.1. будут использованы понижающие гандикапные коэффициенты, расчет которых основан на сопоставлении результатов регулярно занимающихся спортом олимпийцев, с одной стороны, паралимпийцев и сурдлимпийцев - с другой.

Для класса 1.2. предлагается применять подход, используемый при занятиях лечебной физической культурой (функциональные пробы).

И наконец, нормативы для 2 группы инвалидов и обучающихся с ОВЗ определяются исходя из анализа результатов соревновательной деятельности, Единой всероссийской спортивной классификации для каждого класса, используемого в паралимпийской спортивно-функциональной классификации (4, 8).

Необходимо констатировать, что единственным способом определения нормативов для этой группы лиц, имеющим в нашей стране сегодня юридически оформленное основание, является анализ соревновательной деятельности и ЕВСК для каждого спортивно-функционального класса. Это приводит к очень большому количеству классов - более 40 - в связи с наличием во ВФСК и испытаний, базирующихся на различных видах спорта (легкоатлетические метания, беговые упражнения, плавание, лыжные гонки и др.), поскольку для каждого из них каждый спортсмен должен иметь свой спортивно функциональный класс. Данные трудности усугубляются недостаточным количеством классификаторов, имеющих право присваивать тому или иному инвалиду соответствующий спортивно-функциональный класс.

Таким образом, способ определения нормативов ВФСК для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата является вполне обоснованным, но требующим дополнительной теоретической проработки и дополнительных научных исследований.