Общие требования

42. Системы и элементы, важные для безопасности, должны конструироваться в соответствии с принципами настоящих Общих положений и с соблюдением других федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

43. Для достижения необходимой надежности систем безопасности следует использовать следующие принципы проектирования:

принцип единичного отказа - принцип, в соответствии с которым система должна выполнять заданные функции при любом требующем ее работы исходном событии и при независимом от исходного события отказе одного, любого из активных элементов или пассивных элементов, имеющих механические движущиеся части;

принцип приоритетности - превалирование функции безопасности над всеми остальными управляющими воздействиями;

принцип независимости - повышение надежности системы путем применения функционального и (или) физического разделения каналов (элементов), для которых отказ одного канала (элемента) не приводит к отказу другого канала (элемента);

принцип безопасного отказа - повышение надежности обеспечения функции системы безопасности путем применения технических решений; в соответствии с этим принципом при отказе системы или элемента обеспечивается перевод системы в безопасное состояние без необходимости инициирования каких-либо действий через УСБ;

принцип консервативного подхода - подход к анализу аварии, при котором для параметров и характеристик принимаются значения и пределы, а также условия, заведомо приводящие к наиболее неблагоприятным результатам;

принцип апробированности - принцип, в соответствии с которым технические и организационные решения должны быть апробированы прежним опытом или испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов и соответствовать требованиям нормативных документов;

принцип необратимости функции - повышение надежности выполнения функции безопасности за счет доведения начавшегося защитного действия до полного завершения алгоритма его реализации вне зависимости от изменения начальных условий, вызвавших выполнение действия;

принцип разнообразия - повышение устойчивости системы против отказов по общей причине путем применения в разных системах (либо в пределах одной системы в разных каналах), по возможности, различных средств и (или) аналогичных средств, основанных на различных принципах действия;

принцип резервирования/избыточности - принцип повышения надежности путем применения нескольких одинаковых или неодинаковых элементов (каналов, систем) таким образом, чтобы каждый из них мог выполнить требуемую функцию независимо от состояния, в том числе отказа, других элементов (каналов, систем), предназначенных для выполнения этой функции;

принцип контролируемости функции - обеспечение контроля готовности системы, канала, элемента к выполнению функции и контролю формирования, прохождения и выполнения функции.

44. ЯЭУ судна должна быть спроектирована так, чтобы выполнять свои функции в условиях, установленных в проекте судна, в соответствии с определенными в проекте судна районами его эксплуатации.

45. В проекте судна должны быть установлены и обоснованы, а в ООБ отражены эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации для всех эксплуатационных состояний ЯЭУ, включая работу реактора на мощности, состояния останова, перегрузки топлива.

46. ЯЭУ судна должна иметь системы безопасности, предназначенные для выполнения следующих основных функций безопасности:

аварийного останова реактора и поддержания его в подкритическом состоянии;

аварийного отвода тепла от реактора, а также от хранилищ ОЯТ;

удержания РВ в установленных границах;

обеспечение подкритичности при хранении ЯТ.

Должно быть исключено взаимное влияние систем безопасности, препятствующее надлежащему выполнению ими функций безопасности. Это достигается в том числе такими способами, как физическое разделение, функциональная независимость.

47. В проекте судна должны быть предусмотрены технические средства контроля состояния РУ и ЯЭУ в условиях аварий, в том числе тяжелых аварий, а также средства послеаварийного мониторинга. Объем контроля РУ и ЯЭУ, предусмотренный в проекте судна, должен быть достаточным для управления авариями.

48. При проектировании ЯЭУ судна должны быть рассмотрены и обоснованы меры по защите систем и элементов безопасности, специальных технических средств для управления запроектными авариями от отказов по общей причине посредством реализации принципов разнообразия, резервирования (избыточности) и независимости.

49. При конструировании систем и элементов ЯЭУ и проектировании РУ предпочтение должно отдаваться системам и элементам, устройство которых основано на пассивном принципе действия и свойствах внутренней самозащищенности (саморегулирование, тепловая инерционность, естественная циркуляция и другие естественные процессы), а также реализации принципа безопасного отказа.

50. При проектировании ЯЭУ должны предусматриваться средства, с помощью которых предотвращаются ошибки членов экипажа судна и (или) специального персонала или ослабляются их последствия, в том числе при техническом обслуживании и ремонте.

51. Многоцелевое использование систем безопасности и их элементов, а также совмещение функций безопасности с функциями нормальной эксплуатации не должно приводить к нарушению требований обеспечения безопасности ЯЭУ и снижению надежности выполнения функций безопасности.

52. Системы и элементы, важные для безопасности, должны проходить прямую и полную проверку на соответствие проектным показателям при вводе в эксплуатацию, после модернизации, ремонта и периодически в течение всего их срока службы. Если проведение прямой и (или) полной проверки невозможно, необходимы косвенные и (или) частичные испытания.

53. Системы безопасности ЯЭУ должны функционировать таким образом, чтобы их начавшееся действие доводилось до полного выполнения их функции. Возвращение системы безопасности в исходное состояние должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в проекте судна и отраженными в эксплуатационной документации.

54. Если система, важная для безопасности, реализована с использованием программируемых цифровых устройств, то должны быть установлены и применяться соответствующие нормы, правила и методы для разработки, испытаний и верификации программируемых цифровых устройств и программных средств в течение всего срока службы системы, и в особенности в процессе разработки программных средств. Все разработки должны быть предметом системы обеспечения качества. Должны быть предусмотрены средства защиты от несанкционированного вмешательства в работу программного обеспечения.

55. В ООБ должны быть представлены анализы надежности выполнения функций системами, важными для безопасности, а также показатели надежности элементов, важных для безопасности. Анализ надежности должен проводиться с учетом отказов по общей причине и ошибок членов экипажа судна и (или) специального персонала.

Показатели надежности систем и элементов, важных для безопасности, должны поддерживаться в процессе эксплуатации.

56. В проекте судна должны быть установлены требования к химическим режимам сред в системах и элементах ЯЭУ, которые должны соблюдаться при эксплуатации с целью поддержания целостности физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду.