МЧС России 20.04.2018 утверждены Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год.

1. ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Надзорными органами МЧС России в 2016 году в области гражданской обороны запланирована 2 741 проверка (2015 г. - 4702, уменьшение на 41,7%). Из всех запланированных проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора в области гражданской обороны, не проведена 21 проверка по причине ликвидации юридического лица.

Всего проведено 5 110 проверок (2015 г. - 8 480, уменьшение на 39,7%), из них:

2 720 - плановых (2015 г. - 4 652, уменьшение на 41,5%);

2 390 - внеплановых (2015 г. - 3 828, уменьшение на 37,5%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 2 119 проверок;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 18 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 37 проверок.

По результатам надзорных мероприятий вручено 2 260 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2015 г. - 3 706, уменьшение на 39%).

В ходе проведенных проверок выявлено 19 167 нарушений в области гражданской обороны (2015 г. - 29 742, уменьшение на 35,6%), из них:

11867 - по результатам плановых проверок (2015 г. - 20 345, уменьшение на 41,6%);

7300 - по результатам внеплановых проверок (2015 г. - 9 397, уменьшение на 22,3%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2016 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО),

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышение квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 73,4% (2015 г. - 83,5%, уменьшение на 10,1%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 2555 протоколов об административных правонарушениях (2015 г. - 4 241, уменьшение на 39,7%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 1354 протокола (2015 г. - 2 608, уменьшение на 48,1%), 923 протокола в отношении должностных лиц (2015 г. - 1 777, уменьшение на 48%) и 431 протокол в отношении юридических лиц (2015 г. - 831, уменьшение на 48,1%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1632 лица (2015 г. - 3820, уменьшение на 57,2%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ - привлечено 823 лица (2015 г. - 2258, уменьшение на 63,6%), 592 должностных лица (2015 г. - 1917, уменьшение на 69,1%) и 231 юридическое лицо (2015 г. - 341, уменьшение на 32,2%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 22051,1 тыс. руб. (2015 г. - 33834 тыс. руб., уменьшение на 34,8%), из них:

на должностных лиц - 4809,6 тыс. руб. (2015 г. - 9081 тыс. руб., уменьшение на 47%);

на юридических лиц - 17241,5 тыс. руб. (2015 г. - 24753 тыс. руб., уменьшение на 30,3%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 182 (2015 г. - 220, уменьшение на 17,2%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - 82 постановления (2015 г. - 80, увеличение на 2,5%);

по статьи 20.7 КоАП РФ - 100 постановлений (2015 г. - 139, уменьшение на 28%).

В 2016 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 7 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2015 г. - 6, увеличение на 14,2%).

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.