Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

C. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну систему записи партии - алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной литературы и периодики. Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, не могут использоваться как подтверждающие документы в случаях, когда используются бланки игроков. Судья, видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

C.1. В данном описании термин "фигура" означает все фигуры, за исключением пешек.

C.2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король (в русской нотации для короля используются две первые буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

C.3. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране.

Примеры: F - для слона соответствует французскому, L - голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

C.4. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы.

Примеры: e5, a4, a5.

C.5. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

C.6. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

C.7. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

C.8. Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идет речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.

C.9. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак "x". Примеры: Сxe5, Лxf3, Лxd1. Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком "x".

Примеры: dxe5, gxf3, axb5.

В случае "взятия на проходе" указывается поле, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "е.р.".

C.10. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и то же поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

a) обозначается первая буква названия фигуры,

b) название покидаемой вертикали, и

c) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

a) обозначается первая буква названия фигуры,

b) номер покидаемой горизонтали, и

c) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен. В случае взятия между (b) и (c) ставится знак - "x".

Примеры:

(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Кgf3 или Кef3.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается К5f3 или К1f3.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Кhf3 или Кdf3.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака "x":

(1) Kgxf3 или Kdxf3,

(2) К5xf3 или К1xf3,

(3) Khxf3 или Кdxf3.

C.11. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается:

a) буквой вертикали, которую она покидает,

b) знаком "x",

c) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях c4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

C.12. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8К, b1С, g1Л.

C.13. Предложение ничьей должно быть отмечено как "=".

Принятые сокращения:

0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

0-0-0 рокировка с ладьей a1 или a8 (рокировка на ферзевый фланг),

x взятие,

+ шах,

++ или # мат,

е.р. - взятие "на проходе".

Пример партии:

1. e4 e5 2. f4 f5 3. exf5 Фh4+ 4. g3 Фe7 5. Фh5+ Крd8 6. fxe5 Фxe5+ 7. Сe2 Кf6 8. Фf3 d5 9. g4 h5 10. h3 hxg4 11. hxg4 Лxh1 12. Фxh1 Фg3+ 13. Крd1 Кxg4 14. Фxd5+Сd7 15. Кf3 Кf2+ 16. Крe1 Кd3+ 17. Крd1 Фe1+ 18. Кxe1 Кf2++.

2. D. Быстрая игра в отсутствие судьи

D.1. В случае, если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, и до того, как упал его флажок. Он может сделать такое заявление в следующих случаях:

a) партнер не может выиграть нормальными средствами,

b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено судьей, решение которого считается окончательным.