ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну систему записи партии - алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной литературы и периодики. Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, не могут использоваться как подтверждающие документы в случаях, когда используются бланки игроков. Судья, видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.
Описание алгебраической нотации.
C.1. В данном описании термин "фигура" означает все фигуры, за исключением пешек.
C.2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король (в русской нотации для короля используются две первые буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.
C.3. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране.
Примеры: F - для слона соответствует французскому, L - голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.
C.4. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы.
C.5. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.
C.6. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.
C.7. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.
C.8. Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идет речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.
C.9. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак "x". Примеры: Сxe5, Лxf3, Лxd1. Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком "x".
В случае "взятия на проходе" указывается поле, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "е.р.".
C.10. Если две одноименные фигуры могут пойти на одно и то же поле, то ход фигур указывается следующим образом:
(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,
a) обозначается первая буква названия фигуры,
b) название покидаемой вертикали, и
c) поле, на которое становится фигура.
(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,
a) обозначается первая буква названия фигуры,
b) номер покидаемой горизонтали, и
c) поле, на которое становится фигура.
(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен. В случае взятия между (b) и (c) ставится знак - "x".
(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Кgf3 или Кef3.
(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается К5f3 или К1f3.
(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Кhf3 или Кdf3.
Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака "x":
C.11. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается:
a) буквой вертикали, которую она покидает,
c) полем, на которое она становится.
Пример: Если это белые пешки на полях c4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.
C.12. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8К, b1С, g1Л.
C.13. Предложение ничьей должно быть отмечено как "=".
0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),
0-0-0 рокировка с ладьей a1 или a8 (рокировка на ферзевый фланг),
1. e4 e5 2. f4 f5 3. exf5 Фh4+ 4. g3 Фe7 5. Фh5+ Крd8 6. fxe5 Фxe5+ 7. Сe2 Кf6 8. Фf3 d5 9. g4 h5 10. h3 hxg4 11. hxg4 Лxh1 12. Фxh1 Фg3+ 13. Крd1 Кxg4 14. Фxd5+Сd7 15. Кf3 Кf2+ 16. Крe1 Кd3+ 17. Крd1 Фe1+ 18. Кxe1 Кf2++.
2. D. Быстрая игра в отсутствие судьи
D.1. В случае, если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, и до того, как упал его флажок. Он может сделать такое заявление в следующих случаях:
a) партнер не может выиграть нормальными средствами,
b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.
В случае (a) игрок должен записать позицию, а его партнер удостоверить это.
В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено судьей, решение которого считается окончательным.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875