При применении документа следует учитывать, что в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ были внесены существенные изменения после издания данного письма.

Раздел II. Начисление пени и применение мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 1 Указа Президента РФ от 15.03.2000 N 508, установивший максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц в сумме, равной 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, утратил силу с 31 июля 2002 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 31.07.2002 N 824.

Раздел II. НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНИ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР

ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос 1. Применяются ли ограничения размера пени, установленные ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при начислении пени на недоимку по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ответ: До внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 75 предусматривалось, что размер начисленной пени при просрочке уплаты налога налогоплательщиком не мог превышать суммы недоимки, а процентная ставка устанавливалась не свыше 0,1% за каждый день просрочки. Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" указанные ограничения размера пени были отменены. В связи с этим в ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также были внесены дополнения, определяющие порядок применения ранее действовавших (до 18.08.99) норм НК РФ об ограничении размера пени.

На отношения по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации действие НК РФ распространяется не ранее 18.08.99, т.е. с момента вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых отношений.

До 18.08.99 пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации уплачивались не по нормам Налогового кодекса, а по нормам специального законодательства (п. 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1, Федеральный закон от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Таким образом, положения НК РФ об ограничении размера пени, действовавшие до 18.08.99, и соответственно нормы ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в указанной части, при определении размеров пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не применяются и перерасчет пеней, начисленных до 18.08.99, не производится.

Вопрос 2. В связи с применением Фондом социального страхования Российской Федерации при начислении пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов норм НК РФ произошло снижение размера пени с 0,2% до 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, снижение размера пени происходит в настоящее время в связи с уменьшением самой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Каким образом определять размер пени в такой ситуации, учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства, смягчающие ответственность, должны иметь обратную силу.

Ответ: В настоящее время при принятии решений о начислении пени на недоимку по платежам в Фонд, в том числе образовавшуюся за период до перехода исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на применение соответствующих норм НК РФ, необходимо руководствоваться статьей 75 НК РФ, согласно которой процентная ставка пени составляет 1/300 действующей в это время (т.е. начиная со дня образования недоимки) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принцип придания обратной силы актам законодательства, смягчающим меры ответственности, закрепленный в п. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 НК РФ, при определении размера пени не применяется, поскольку пеня согласно НК РФ относится не к мерам ответственности, а к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такой подход также соответствует содержащемуся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П определению пени, как компенсации потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Вопрос 3. Применяются ли нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при определении размера пеней за просрочку уплаты страховых взносов и взыскании финансовых санкций со страхователей.

Ответ: Согласно статье 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку бюджет Фонда на 2000 год, утвержденный указанным Законом, включает в себя доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведенная норма относится и к взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из изложенного, абзацы 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающие иные размеры пени и штрафов, применению не подлежат.

Вопрос 4. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено непринятие к зачету в счет страховых взносов страхователя сумм незаконных расходов. Учитываются ли в связи с этим расходы, не принятые к зачету, в составе недоимки, на которую начисляются пени.

Ответ: Право исполнительных органов Фонда не принимать к зачету в счет страховых взносов расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства, закреплено в статье 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 (с последующими изменениями и дополнениями), и Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07.

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция, утвержденная Постановлением ФСС РФ N 162, Минтруда РФ N 2, Минфина РФ N 87, Госналогслужбы РФ N 07-1-07 от 02.10.1996, утратила силу с 9 февраля 2001 года в связи с изданием Постановления ФСС РФ от 28.02.2001 N 20, Минтруда РФ от 28.02.2001 N 21, Минфина РФ от 12.03.2001 N 12-05-33, МНС РФ от 14.03.2001 N 183.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вопросы расходования средств обязательного социального страхования не регулирует, поэтому в указанной части необходимо применять вышеназванные нормативные правовые акты.

При выявлении расходов, произведенных страхователем с нарушением установленных правил, такие расходы в счет страховых взносов не принимаются и, следовательно, на соответствующую сумму у страхователя образуется недоимка по платежам, подлежащим перечислению на счет Фонда (пункт 2.2.7 Порядка назначения, проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденного Постановлением Фонда от 11.02.2000 N 19). Указанная недоимка взыскивается с начислением пени в порядке, определенном Постановлением Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".

КонсультантПлюс: примечание.

Постановления ФСС РФ от 10.01.2000 N 1 и от 11.02.2000 N 19 признаны утратившими силу Постановлением ФСС РФ от 06.05.2002 N 50.

Вопрос 5. Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с банка, обслуживающего страхователя, сумм страховых взносов, списанных с расчетного счета страхователя, но не поступивших на счет отделения по вине этого банка, и обосновало свои требования ссылкой на ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правильно ли выбрано правовое основание для предъявления иска.

Ответ: Отношения по зачислению банками средств, поступающих в уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, являются публично-правовыми, и к ним не могут применяться нормы Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

При предъявлении исков к банкам о взыскании страховых взносов и пеней следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации: в частности, ст. 60 НК РФ, устанавливающей, что банки обязаны исполнять поручение клиента (страхователя) на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды.

Вопрос 6. С какой даты начинается исчисление шестимесячного срока давности взыскания санкции, предусмотренного ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов", - с даты составления акта или с даты окончания проверки.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 исполнительные органы Фонда могут обратиться в суд с иском о взыскании финансовой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, срок давности взыскания санкций начинает течь со дня составления акта.

Вопрос 7. В чем отличие составов правонарушений, предусмотренных в п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (ст. 116 НК РФ) и п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (ст. 117 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"). Могут ли финансовые санкции за эти правонарушения применяться одновременно.

Ответ: Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 НК РФ, являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, за совершение каждого из которых предусмотрен самостоятельный штраф. Однако, так как составы данных налоговых правонарушений являются сходными и ст. 117 НК РФ ужесточает ответственность за деяние, предусмотренное ст. 116 НК РФ, если оно сопровождалось ведением деятельности, страхователь не может быть привлечен к ответственности одновременно по ст. 116 и ст. 117 НК РФ.

В соответствии со ст. 116 НК РФ и п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 за нарушение страхователем срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока, в течение которого страхователь не исполнял возложенную на него обязанность (до 90 дней - штраф в размере 5 000 рублей; более 90 дней - штраф в размере 10 000 рублей). При этом по смыслу данных положений предполагается, что страхователь, к которому применяются эти меры ответственности, деятельность не ведет.

Если же страхователь осуществляет деятельность, то он должен быть привлечен к ответственности по ст. 117 НК РФ (п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1, ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"), в соответствии с которой за ведение деятельности организацией без постановки на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока ведения такой деятельности.

Вопрос 8. С какого времени начинается отсчет 90 дней, указанных в ч. 2 ст. 116 НК РФ (п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1).

Ответ: В п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 в соответствии с ч. 2 ст. 116 НК РФ установлена мера ответственности за нарушение страхователем срока подачи заявления о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда на срок более 90 дней.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" срок для подачи указанного заявления в настоящее время составляет 10 дней.

Таким образом, 90-дневный срок для применения санкции, установленной ч. 2 ст. 116 НК РФ, отсчитывается начиная с первого дня, следующего за истечением этого десятидневного срока.

Вопрос 9. Каким образом должен определяться размер штрафа за ведение деятельности без регистрации в исполнительном органе Фонда (ст. 117 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" и п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1) в случае, если такая деятельность велась более 90 дней.

Ответ: При определении размера штрафа в случае, если страхователь осуществлял деятельность без регистрации в исполнительном органе Фонда более 90 дней, применяется прогрессивная шкала. Размер штрафа в этом случае составит 10% выплат, начисленных в пользу работников за 90 дней деятельности, но в любом случае не менее 20 000 рублей, + за последующий период деятельности (с 91 дня) 20% выплат, начисленных в пользу работников.

Вопрос 10. На практике довольно часто имеют место случаи, когда организация ведет деятельность, но при этом выплат в пользу работников не начисляет. В каком размере в этом случае взимается штраф в соответствии со ст. 117 НК РФ и ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".

Ответ: Если организация, осуществляя деятельность, не производила начислений заработной платы и других выплат в пользу работников, то с нее взимается штраф в размере 20 000 рублей.

Вопрос 11. Применяется ли штраф в размере 100 рублей в соответствии со ст. 119 НК РФ и п. 4.3 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (за непредставление в установленный срок расчетной ведомости) в отношении страхователей, у которых не было начисления страховых взносов.

Какая база должна применяться для начисления финансовых санкций в соответствии с указанной статьей НК РФ, если страхователем были своевременно представлены расчетные ведомости за I квартал и I полугодие, но с опозданием за 9 месяцев текущего года. Следует ли рассматривать в данном случае в качестве базы для определения размера штрафа только начисления страховых взносов отчетного квартала или иную базу.

Ответ: В соответствии со ст. 119 НК РФ и п. 4.3 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 за непредставление страхователем в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования взыскивается штраф, исчисляемый в процентном отношении от причитающейся к уплате на основе указанной расчетной ведомости суммы страховых взносов. При этом применяется тот же принцип "прогрессивной шкалы", что и при определении размера штрафа в соответствии со ст. 117 НК РФ. Соответственно, если у страхователя при непредставлении в установленный срок расчетной ведомости в течение более 180 дней отсутствует база для начисления соответствующей п. 2 ст. 119 НК РФ штрафной санкции, с него должен быть взыскан минимальный размер штрафа - 100 рублей, установленный п. 1 ст. 119 НК РФ.

В случае если страхователь, представивший своевременно расчетные ведомости за I квартал и I полугодие текущего года, представил с опозданием расчетную ведомость за 9 месяцев текущего года, то взыскание штрафа в соответствии с данной статьей производится в размере, определяемом в процентном отношении к сумме страховых взносов, причитающихся к уплате в III квартале текущего года.

Вопрос 12. Какая база должна применяться для начисления финансовой санкции в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 4.4 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1) в отношении страхователя, занизившего базу для начисления страховых взносов. Каким образом необходимо применять данную статью в том случае, когда занижение базы для начисления страховых взносов было допущено в первом и втором месяце отчетного квартала, а в третьем месяце - наоборот, база была завышена.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Взыскание штрафов в соответствии с данной статьей производится с суммы страховых взносов, доначисленных на сумму заниженной базы для начисления страховых взносов (выплат в пользу работников).

Взыскание штрафа осуществляется за каждый истекший месяц, в котором допущено нарушение. Таким образом, в акте выездной проверки проверяющим отражаются суммы штрафов по каждому нарушению, исчисленные помесячно. Суммы излишне перечисленных страховых взносов могут быть зачтены исполнительными органами Фонда в счет погашения недоимки по страховым взносам либо в счет начисленных пени, а также по заявлению страхователя в счет предстоящих платежей.

Вопрос 13. Должен ли исполнительный орган Фонда устанавливать наличие умысла у страхователя, допустившего неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий, для взыскания финансовой санкции, установленной в ч. 3 ст. 122 НК РФ.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Вывод о наличии умысла в действиях страхователя делается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств. Об умышленной неуплате или неполной уплате страховых взносов, например, могут говорить следующие обстоятельства: страхователь вообще не платит страховые взносы и не сдает расчетные ведомости либо сдает "нулевые" расчетные ведомости несмотря на то, что ведет активную хозяйственную деятельность; страхователь ведет двойную бухгалтерию, страхователь использует фиктивные документы (составляет задним числом от лица организаций и граждан, которые их никогда не подписывали); страхователь скрывает документы, подтверждающие начисление выплат в пользу работников в ходе проводимой исполнительным органом Фонда проверки и т.д.

Исходя из изложенного, а также учитывая то, что в соответствии со ст. ст. 101, 104 НК РФ органы внебюджетных фондов по результатам проведенной ими проверки страхователя принимают решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение налогового правонарушения и обращаются с исковым заявлением в суд о взыскании с него соответствующей налоговой санкции, исполнительный орган Фонда должен самостоятельно, до обращения в суд, определить, с учетом фактических обстоятельств на месте, форму вины страхователя и соответственно размер штрафной санкции, подлежащей взысканию с данного страхователя.