Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства"
Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические
изыскания для строительства"
Проект СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства" разработан ПНИИИС Минстроя России, Научно - производственным центром "Ингеодин", НИИ строительной физики Академии архитектуры и строительных наук, НИСП "ВНИИЯГГ" Роскомнедра.
Проект Свода правил состоит из введения, шести разделов ("Область применения", "Основные понятия и определения", "Общие положения", "Состав работ. Общие технические требования", "Инженерно-экологические изыскания для разработки предпроектной документации", "Инженерно-экологические изыскания для разработки проектной документации"), девяти приложений (двух обязательных, четырех рекомендуемых и трех справочных) и включает 46 страниц текста.
Данный проект должен содержать рекомендуемые положения в развитие СНиП 11-02-96. Однако он не раскрывает положений указанного СНиПа по:
- сбору информации о природных условиях территории и состоянии компонентов природной среды на конкурентоспособных площадках размещения;
- организации исследований при обследовании территории и исследованиях по компонентам природной среды, обеспечивающих экологическую безопасность населения;
- комплексной оценке воздействия намечаемой деятельности (исходя из функциональной значимости территории);
- оценке аварийности производства и ее роли при экологической оценке воздействия;
- экологического риска (последствий) намечаемой деятельности на предпроектной и проектной стадиях разработки документации.
Данный проект СП содержит дублирующего СНиП 11-02-96 материала. Так, содержание п. п. 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.3, 5.8, 5.9, 5.12, 5.14, 5.21, 5.35 повторяет текст, изложенный в СНиП 11-02-96.
По отдельным пунктам требование в СНиП и СП одно, а содержание различно, например, п. 5.4 СП и п. 8.6. СНиП 11-02-96.
В тексте отсутствует комплексный подход при оценке качества природной среды, а также оценка растительного покрова и животного мира. Оценку почв, растительности и животного мира следует проводить по типам ландшафтов с учетом их функционального значения.
Замечания, рассмотренные выше применительно к СНиП (п. п. 6, 7, 9 настоящего заключения), справедливы и для проекта СП. При этом целесообразно более детально рассмотреть вопросы методик: аэрокосмического зондирования на разных этапах изыскательских работ, последующего картографирования с приведением проектов легенд специализированных карт различного содержания и назначения, комплексного мониторинга природно-технических систем.
Кроме того, по проекту Свода правил имеются следующие замечания и предложения.
1. Раздел 1 "Область применения":
указанное в разделе положение о том, что "... нормативный документ устанавливает методические подходы, ... и рекомендации по проведению инженерно-экологических изысканий" не соответствует статусу документа - свод правил. Необходимо внести соответствующие редакционные правки и изменения в текст Свода правил.
2. Раздел 3 "Общие положения":
п. 3.8. - в состав специальных видов работ необходимо включить гидробиологические исследования и исследования по оценке размеров, режима и сроков экологического попуска.
4. Раздел 4 "Состав работ. Общие технические требования":
п. 4.2 - источники информации о природных условиях района (площадки, участка трассы), указанные в пункте, не в полной мере соответствуют таковым в п. 8.10 СНиП 11-02-96. Необходимо внести соответствующие дополнения;
п. 4.11 - во 2 абзац следует включить дополнение: "наличие лечебных вод (ресурсов);
п. 4.16 - во 2 абзаце после слова "поверхностного" необходимо дополнить: "руслового", далее по тексту;
п. 4.38 - следует указать название нормативного документа Минприроды России, из которого приведены критерии;
табл. 4.9, п. п. 4.70 - 4.71 - их необходимо исключить из текста как не относящиеся к правилам.
5. В тексте документа (п. 4.13) недостаточно сведений о деградации почв. В последнем абзаце перед словом "почв" следует записать "и деградации".
6. Пункт 4.15 следует дополнить информацией о геохимическом составе почв. Отсутствуют сведения о сборе и анализе материалов по почвенным процессам, а именно засолении, подтоплении почв, дефляции (в документе есть лишь информация об эрозии почв).
Не указано, какие параметры, определяющие свойства почв и почвенные процессы, характеризующие деградацию почв, а также устойчивость почв к воздействию, следует определять.
Состав исходной информации по оценке воздействия должен определяться с учетом прогнозируемого воздействия.
7. Из пункта 4.16 (предпоследний абзац) следует исключить фразу: "с учетом требований ОВОС", т.к. в положении об ОВОС не определены требования к картографированию почв.
8. Содержание пункта 4.46 не относится к правилам по изучению радиационно-экологических условий, а содержит информацию о миграции радиоактивности в почве. Рекомендуется исключить.
9. Характеристики, приведенные в скобках (п. 4.78, абзац 4), не являются индикатором уровня антропогенной нагрузки, это воздействие и последствия воздействия. Индикаторами уровня антропогенной нагрузки могут быть изменения в структуре растительного сообщества, видовом составе, а также уменьшение проективного покрытия растениями почвы, уменьшение продуктивности (максимальное воздействие).
10. Материалы по изучению животного мира (п. 4.83) включают только перечень видов (фауну). Отсутствуют оценки состояния популяций функционально значимых видов, типичных для данных мест; характеристика и оценка состояния миграционных видов животных, путей их миграций.
11. Цель медико-биологических исследований в пункте 4.87 указана неверно. Медико-биологические исследования проводятся с целью определения состояния здоровья населения, оценки влияния современных экологических условий на состояние его здоровья и прогноза этого состояния при изменении экологических условий. Необходимо откорректировать в соответствии с ведомственными документами Минприроды России.
12. В пункте 4.89 в состав мониторинга введен контроль за исполнением и эффективностью принятых рекомендаций и по нормализации экологической обстановки. Этот вид деятельности нельзя отнести к экологическому мониторингу, это экологический аудит, который может быть как добровольным, так и обязательным. Рекомендуется последний абзац пункта выделить в самостоятельный пункт, откорректировав его в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и ведомственными документами Минприроды России.
13. Раздел 5 "Инженерно-экологические изыскания для разработки предпроектной документации":
в тексте раздела фразу "Обоснование инвестиций" целесообразно записать по аналогии с записью в СНиП 11-02-96: "Обоснование инвестиций в строительство".
14. Пункт 5.28 "Отбор проб в одной базовой точке" не может быть использован как показатель загрязнения почв на территории. Не ясно, "базовая" точка для каждого типа почв или для территории в целом. Целесообразно использовать определение "базовых" точек по подтипам почв (обязателен учет механического состава почв).
15. Следует определить (п. 5.43), для каких объектов проводятся социально-экономические исследования (с учетом п. 4.90 проекта документа).
16. Изыскания при строительстве должны включать не только рекомендации по мероприятиям, но и оценку их с позиций достаточности, а также возможность компенсационных мероприятий (п. 6.4).
То же относится к предложениям по мониторингу. Должна быть обоснована система мониторинга.
Данный пункт рекомендуется привести в соответствие с ведомственными документами Минприроды России.
17. Рекомендуется проведение маршрутных исследований (пункты 6.11, 6.12) представить как составной элемент натурного обследования территории в зоне воздействия предприятия, здания, сооружения и дать более детальное описание обследования территории с указанием необходимых видов работ для разработки конкретной документации (схем, программ, предпроектной документации по отдельным объектам).
18. Пункт 8.16 дан в слишком обобщенной форме. При этом информация по почвенно-растительным условиям, животному миру раскрыта не в полном объеме, информация по ландшафтным, геологическим и др. компонентам природной среды отсутствует. Например, в разделе "животный мир" отсутствуют сведения о видовом составе, путях миграции.
Следует уточнить также, в каком документе (на предпроектной или проектной стадии разработки документации) приводятся эти сведения.
19. Необходимо уточнить названия карт в пунктах 8.23 и 8.24: либо это ландшафтно-экологические карты (соответственно фактическая и прогнозируемая), либо это карты современного экологического состояния и перспективного экологического состояния территории соответственно.
Отсутствуют требования по изучению природных процессов и явлений (дефляция, подтопление, заболачивание и других в почвенном покрове).
20. Содержание пункта 10.10 (вторая строка) следует привести в соответствие с "Водным кодексом Российской Федерации", статьи 48 и 74.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: гигиенические нормативы ГН 2.1.7.020-94 утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ N 13 от 27.12.1994, а не от 27.11.1994.
21. Приложение 1 дополнить веществами, ПДК которых утверждены заместителем главного санитарного врача СССР 19 ноября 1991 г. N 6229-91. В дополнение к этим ПДК и ОДК Постановлением Госкомсанэпиднадзора России N 13 от 27 ноября 1994 г. утверждены ОДК тяжелых металлов и мышьяка в почвах с различными физико - химическими свойствами (ГН 2.1.7.020-94).
22. Приложения 5 и 6 следует исключить из проекта Свода правил как дублирующие положения СанПин 2.1.4.027-95.
23. В связи с тем, что вопросы инженерно-экологических изысканий являются новыми, недостаточно полно разработанными, не существует единой терминологии, имеются и применяются различные методические подходы к их проведению, представляется целесообразным:
- разработать и поместить в СП специализированную таблицу "Термины инженерно-экологических изысканий" (приложение 1, обязательное);
- рассмотреть методические подходы к экологической оценке различных компонентов природно-технических систем с равной степенью детальности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей