Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи посредством использования возможностей совокупности нескольких независимых систем (Центров ППМС-помощи регионального и муниципального уровня, муниципальных общеобразовательных организаций, образовательных организаций, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, муниципальных организаций дошкольного образования, муниципальных организаций дополнительного образования), каждая из которых обладает своими ресурсами.
Взаимодействие между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном и муниципальном уровнях с учетом наличия Центров ППМС-помощи и ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации (муниципалитета).
Центры ППМС-помощи оказывают консультационно-методическую помощь в создании предметной коррекционно-развивающей и социализирующей среды общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям, организациям дополнительного образования в форме:
консультационной и методической поддержки педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций по различным вопросам (создание безбарьерной образовательной среды, составления предметного перечня для организации коррекционно-развивающей и социализирующей среды с учетом контингента детей с ОВЗ и детей-инвалидов и т.д.);
проведения комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику;
сопровождения деятельности образовательных организаций по вопросам разработки и реализации ИПРА детей-инвалидов, разработки и реализации АООП НОО для детей с ОВЗ в части коррекционно-развивающей компоненты.
С целью создания единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения Центрам ППМС-помощи необходимо осуществлять анализ и ретрансляцию полученного практического опыта, отражающего подходы, методики и технологии осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках региональных семинаров, семинаров-совещаний.
Рекомендуется обеспечить доступ к учебным планам и АООП НОО для детей с ОВЗ (программам начального общего образования для слабовидящих и слепых, для глухих, слабослышащих и поздно оглохших обучающихся, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройством аутистического спектра, с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся, имеющих задержку психического развития) через Интернет-ресурсы.
Помощь специалистов Центров ППМС-помощи в осуществлении индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе обучения рекомендуется осуществлять в формате участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом специалисты Центров ППМС-помощи принимают участие в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, а специалисты ПМПк утверждают конкретные направления и этапы психолого-педагогического сопровождения, методику и технологию работы с ребенком или группой детей, что позволяет в дальнейшем составить каждому специалисту свой раздел в индивидуальной программе сопровождения на ближайшее время (месяц, четверть, полугодие). Обязательным является координация и организация согласования вопросов последующего взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций. При необходимости определяется последовательность включения специалистов в работу с ребенком на различных этапах реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения. Определение дальнейших направлений сопровождения и оценку эффективности реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям целесообразно осуществлять на заседаниях ПМПк в конце учебного года.
Важным направлением в деятельности Центров ППМС-помощи является работа по развитию взаимодействия с образовательными организациями, что позволяет оказывать помощь детям и подросткам непосредственно там, где они обучаются, налаживать взаимодействие с педагогами, обеспечивая комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Работа специалистов с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами может быть организована и осуществлена как на базе образовательных организаций, включенных в инклюзивную практику, так и на базе Центров ППМС-помощи.
В случае отсутствия в образовательной организации ПМПк индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме осуществляется специалистами Центров ППМС-помощи.
Наиболее сложной категорией детей, требующей особого подхода, являются дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Для расширения возможностей развития детей указанной категории существует практика функционирования семейных клубов для родителей (законных представителей) на базе Центров ППМС-помощи в целях оказания им комплексной психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей (законных представителей) и специалистов системы образования.
Работу семейных клубов целесообразно организовать в рамках взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи, специалистов образовательных организаций, имеющих опыт оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам, касающимся особенностей развития детей данной категории, обучения навыкам взаимодействия и общения родителей (законных представителей) со своим ребенком.
Ввиду того, что инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной подготовке педагогов, является целесообразным проведение специалистами Центров ППМС-помощи консультаций, обучающих мероприятий с педагогами образовательных организаций, направленных на совершенствование их профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного и интегрированного образования, понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, разработка рекомендаций, информационных материалов, а также проведение групп психологической поддержки педагогов, нацеленных на профилактику эмоционального выгорания.
Центры ППМС-помощи используют различные организационные формы обеспечения поддержки педагогов в инклюзивной практике: методические объединения педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций, школа молодого специалиста, проблемные круглые столы, научно-практические конференции. Значительная часть методических мероприятий в рамках работы методических объединений должна быть направлена на знакомство специалистов с новыми технологиями организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, представление опыта специалистов инклюзивной практики.
Для родителей (законных представителей) специалистами Центров ППМС-помощи может проводиться консультационная поддержка и обучающие мероприятия.
В процессе реализации децентрализованной модели Центры ППМС-помощи могут взаимодействовать с образовательными организациями, реализующими АООП, а также с другими Центрами ППМС-помощи.
Органам, осуществляющим управление в сфере образования, которые обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных организаций, включенных в инклюзивное образовательное пространство субъекта Российской Федерации (муниципалитета), необходимо обеспечить координацию инклюзивного образования на региональном (муниципальном) уровне образования.
организация взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями, общественными организациями, заинтересованными в эффективном продвижении инклюзивного образования;
организация подготовки и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
организация и проведение мониторинга результатов развития инклюзивных процессов и оценки их эффективности.
Качественными результатами совместной деятельности образовательных организаций и Центров ППМС-помощи можно считать отработку единого подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью, введение в штат Центров ППМС-помощи узких специалистов (сурдопедагогов, тифлопедагогов и учителей-логопедов, учителей-дефектологов), расширение перечня образовательных организаций, реализующих мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875