25. При выполнении оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется определить:
цели проведения оценки долговременной безопасности ППЗРО;
критерии и показатели безопасности ППЗРО и расчетные величины;
значимые периоды времени, в том числе расчетный период.
26. Цель проведения оценки долговременной безопасности ППЗРО определяет подходы и методы выполнения оценки, в том числе использование консервативных или реалистичных подходов, применение методов детерминистского или вероятностного анализа, необходимость применения упрощенных или сложных математических моделей.
27. В зависимости от этапа жизненного цикла ППЗРО, на котором проводится оценка долговременной безопасности ППЗРО, целью проведения оценки могут являться:
на этапе размещения (выбора площадки) ППЗРО:
разработка и обоснование концепции захоронения РАО, основных технических и организационных решений по обеспечению безопасности размещаемого ППЗРО для различных вариантов размещения ППЗРО;
разработка технического задания на проектирование ППЗРО с учетом условий размещения ППЗРО;
определение наиболее значимых для безопасности размещаемого ППЗРО характеристик площадки и района его размещения, планирование изысканий и исследований по условиям размещения ППЗРО;
определение объема изысканий и научных исследований для обоснования условий размещения ППЗРО, обоснование пригодности площадки для размещения ППЗРО с учетом явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения;
обоснование возможности обеспечения долговременной безопасности размещаемого ППЗРО с учетом условий его размещения, включая предварительную оценку потенциального радиационного воздействия размещаемого ППЗРО на человека и окружающую среду;
разработка концепции закрытия размещаемого ППЗРО;
на этапах проектирования и сооружения ППЗРО:
уточнение технического задания на проектирование ППЗРО с учетом условий размещения ППЗРО;
разработка и обоснование технических, технологических и организационных решений проектируемого ППЗРО;
обоснование возможности обеспечения долговременной безопасности проектируемого (сооружаемого) ППЗРО с учетом разрабатываемых технических, технологических и организационных решений;
разработка и обоснование пределов и условий безопасной эксплуатации проектируемого (сооружаемого) ППЗРО;
разработка и обоснование критериев приемлемости РАО для захоронения в данном ППЗРО;
разработка системы радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, определение объема, методов, порядка и периодичности проведения радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО;
разработка и выбор варианта закрытия проектируемого (сооружаемого) ППЗРО;
обоснование текущего уровня безопасности ППЗРО и оценка соответствия эксплуатируемого ППЗРО установленным критериям безопасности;
оптимизация системы захоронения РАО;
разработка, при необходимости, и обоснование дополнительных мероприятий по повышению безопасности эксплуатируемого ППЗРО;
оценка и обоснование необходимости модернизации эксплуатируемого ППЗРО, в том числе в целях создания дополнительных барьеров безопасности ППЗРО;
разработка и обоснование проекта реконструкции и модернизации эксплуатируемого ППЗРО и его отдельных систем (элементов);
обоснование внесения изменений в проектную и технологическую документацию;
корректировка критериев приемлемости РАО для захоронения;
оптимизация системы радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО при эксплуатации ППЗРО и определение программы наблюдений после закрытия ППЗРО;
разработка и обоснование проектных и организационных решений по закрытию эксплуатируемого ППЗРО;
на этапе закрытия (после закрытия) ППЗРО:
оптимизация проектных и организационных решений по закрытию ППЗРО и технологии закрытия ППЗРО;
подтверждение долговременной безопасности закрываемого (закрытого) ППЗРО в период потенциальной опасности РАО;
разработка и обоснование программы проведения периодического радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО после закрытия ППЗРО.
28. Критерии безопасности ППЗРО при эксплуатации ППЗРО и после закрытия, к которым относятся основные пределы доз, допустимые уровни монофакторного воздействия, граничные значения обобщенного риска устанавливаются в проекте ППЗРО в соответствии с нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области атомной энергии и санитарными правилами и нормативами обеспечения радиационной безопасности. В целях демонстрации соблюдения критериев безопасности ППЗРО рекомендуется применять показатели безопасности ППЗРО, к которым относятся удельная (объемная) и общая активность радионуклидов в объектах окружающей среды (почва, породы, подземные и поверхностные воды, атмосфера), уровни вмешательства (УВвода) по содержанию отдельных радионуклидов в питьевой воде и иные величины, установленные нормативными документами и (или) проектом ППЗРО.
29. Конечным результатом оценки долговременной безопасности ППЗРО являются значения расчетных параметров, которые подлежат сравнению с установленными критериями (показателями) долговременной безопасности ППЗРО. Выбор расчетных параметров проводится в соответствии с критериями (показателями) безопасности, установленными для конкретного ППЗРО.
30. Для каждого сценария эволюции системы захоронения РАО при проведении оценки радиационного воздействия на население, включая лица, которые в ходе их производственной деятельности, осуществляемой после закрытия ППЗРО, могут подвергаться радиационному воздействию, рекомендуется определить критическую и (или) референтную группы лиц.
Критическую группу населения, то есть группу лиц из населения (не менее 10 человек), однородную по одному или нескольким признакам - полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по определенному пути облучения от данного ППЗРО, рекомендуется определять в соответствии с санитарными правилами и нормативами обеспечения радиационной безопасности с учетом условий формирования дозы облучения населения по всем возможным путям радиационного воздействия (с учетом внешнего и внутреннего облучения).
31. Критическую группу населения рекомендуется выбирать с учетом демографических условий размещения ППЗРО, в том числе расположения населенных пунктов, численности, плотности размещения и половозрастной структуры населения, особенностей образа жизни и рациона питания, структуры природопользования, водопотребления и водоснабжения, типичных для данной местности биоценозов, а также радионуклидного состава РАО, захораниваемых в ППЗРО.
32. С целью определения критической группы населения рекомендуется проанализировать значения уровней облучения различных групп населения при реализации каждого из сценариев эволюции системы захоронения РАО, прогноза выхода и распространения радионуклидов из ППЗРО в окружающую среду и соответствующего радиационного воздействия. Поскольку разные однородные группы населения могут одновременно подвергаться риску радиационного воздействия при различных сценариях облучения, группа, не являясь критической ни по одному из рассмотренных сценариев эволюции системы захоронения РАО, в итоге по сумме всех сценариев может оказаться подвергающейся максимальному радиационному воздействию.
33. Для каждого сценария эволюции системы захоронения РАО рекомендуется определить в общем случае несколько различных однородных групп лиц из населения, подвергающихся максимальному (по отношению к данному сценарию) и повышенному (по сравнению со сценарием нормальной эволюции) радиационному воздействию.
Для сценариев непреднамеренного вторжения человека в систему захоронения РАО рекомендуется определить референтную группу, то есть группу лиц (лицо), однородную по условиям профессиональной деятельности, предполагающей вторжение в систему захоронения РАО, подвергающихся наибольшему радиационному воздействию по рассматриваемому в данном сценарии пути облучения (например, рабочие, осуществляющие буровые работы, дорожные рабочие, выполняющие земляные работы на территории закрытого ППЗРО).
34. Для целей проведения оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется определить периоды времени, важные для разработки сценариев эволюции ППЗРО:
период административного контроля ППЗРО, то есть срок, установленный в проекте ППЗРО, в течение которого эксплуатирующей организацией или иной уполномоченной организацией осуществляется периодический радиационный контроль и мониторинг системы захоронения РАО (период активного административного контроля) и сохраняются знания о ППЗРО (период пассивного административного контроля);
период времени, для которого выполняется оценка долговременной безопасности ППЗРО (расчетный период).
35. При разработке сценариев эволюции системы захоронения РАО целесообразно предполагать, что в период административного контроля ППЗРО доступ населения на территорию закрытого ППЗРО ограничен и контролируется, однако возможно проживание населения на прилегающих к ППЗРО территориях, ведение строительной, сельскохозяйственной и иной промышленной деятельности, ограниченной определенными условиями. При этом обеспечивается предотвращение проникновения (вторжения) человека в систему захоронения РАО. После окончания периода административного контроля предполагается неограниченный доступ человека на территорию закрытого ППЗРО.
36. Учитывая, что неопределенность результатов прогнозных расчетов возрастает со временем, период, для которого выполняется количественный прогнозный расчет оценки долговременной безопасности ППЗРО (расчетный период), допустимо ограничить сроком, для которого результаты расчетов показывают, что уровень радиационного воздействия ППЗРО на население и окружающую среду достигает максимального значения и далее уже не может возрастать.
37. При установлении расчетного периода рекомендуется убедиться в том, что в пределах рассматриваемого диапазона времени реализованы все значимые процессы и события, влияющие на выход радионуклидов из ППЗРО и их перенос в окружающей среде, в том числе учтены цепочки радиоактивных превращений и образование дочерних радионуклидов (например, накопление 237Np вследствие распада 241Pu и 241Am).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875