Требования к финансово-экономическому обеспечению федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Требования к финансово-экономическому обеспечению

федерального государственного образовательного стандарта

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Среди основных тенденций совершенствования системы образования в РФ, которое предусматривает и работу по стандартизации образования, особое место отведено новой системе оплаты труда, укреплению материально-технической базы и приведению условий образования в соответствие с современными требованиями.

Частью 2 ст. 99 ФЗ N 273 установлено, что "нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности". Таким образом, на федеральном уровне предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации отдельных программ, в том числе и АООП. Так, в законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования детьми с ОВЗ (ст. 99 "Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования"), что организуется через изменение нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ, нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования с учетом создания специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.

Согласно Федеральному закону N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предполагается развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств. В данном документе описаны механизмы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, которые поддерживаются и ФЗ N 273. Вместе с тем возможно включение в муниципальное задание некоторых новых услуг. Так, например, могут появляться такие услуги, как обеспечение прохождения промежуточной и итоговой аттестации детьми, обучающимися в семье.

Также с 2010 года в рамках модернизации общего образования реализуется национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проводится работа по модернизации региональных систем общего образования с целью доведения средней заработной платы учителей регионов до средней заработной платы по экономике соответствующего региона, в том числе и за счет субсидий.

Развитие самостоятельности школ, реализуемое в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", предусматривает расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности образовательных учреждений, в том числе за счет:

а) обеспечения соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений;

б) обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений на основе внедрения новых механизмов хозяйствования;

в) создания условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

Согласно ст. 8 - 9 ФЗ N 273, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами. Поэтому в компетенции региональных и муниципальных органов остается разработка базовых документов, адаптирующих федеральные установки к реалиям региональных возможностей.

В рамках принятых на региональном и муниципальном уровнях решений общеобразовательной организации предоставляется самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности.

К компетенции образовательной организации относится разработка в соответствии с документами вышестоящих уровней следующих локальных актов:

- локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОО, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с новой системой оплаты труда;

- приказа "Об оплате внеурочной деятельности";

- приказа "Об установлении стимулирующих выплат работникам ОО" и т.д.;

- дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);

- локальных актов, регламентирующих привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств.

Кроме того, нужно учитывать, что наряду с бюджетными средствами у образовательной организации имеются возможности получения средств от пожертвований и оказания платных образовательных услуг.

Несмотря на то, что в ФЗ N 273 отсутствует норма о привлечении образовательными организациями дополнительных финансовых средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, это не означает, что такая деятельность не допускается. Данные отношения регулируются общими нормами ст. 582 Гражданского кодекса РФ, а также нормами Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" так же, как это осуществляется в других сферах социального взаимодействия.

В общих чертах стоит указать на то, что при оказании платных дополнительных образовательных услуг образовательная организация должна разместить информацию о них и их стоимости на официальном сайте, а также на стендах в удобном для ознакомления потенциальных потребителей месте. Образовательная организация должна проинформировать родителей (законных представителей) ребенка о месте оказания и специфике оказываемых образовательных услуг, требованиях к поступающим, форме документа, выдаваемого по окончании и пр., что обеспечит возможность правильного выбора. Договор об оказании платной дополнительной образовательной услуги должен быть подписан до издания приказа о зачислении ребенка на соответствующую программу, и наличие такого договора является обязательным. Детальный анализ заявленной проблемы может являться предметом отдельного комментария, построенного на анализе таких документов, как ФЗ N 273, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ 5 июля 2001 г. N 505 (с последующими изменениями), и других документов.