2. Ульяновская область

С 2011 года в Ульяновской области реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, по формированию сети базовых образовательных организаций Ульяновской области, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

В рамках реализации мероприятий программы в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, создана универсальная безбарьерная среда и проведено оснащение данных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей с инвалидностью по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

За три года в реализацию мероприятий программы вступило 33 образовательных организации из 16 муниципальных образований Ульяновской области, это составляет 7% от общего числа общеобразовательных учреждений региона, что соответствует установленным целевым показателям Программы. За период реализации Программы освоены субсидии из федерального бюджета в размере - 41651700 (сорок один миллион шестьсот пятьдесят одна тысяча семьсот) рублей и денежные средства из бюджетов муниципальных образований в размере около 40 миллионов рублей.

В 2014 году в реализацию мероприятий Программы включились 30 общеобразовательных организациях из 15 муниципальных образований нашего региона, это составляет 14% от общего числа общеобразовательных учреждений региона, что превышает установленный федеральный целевой показатель программы - 12,8% на 1,2%. Таким образом, обеспечена доступность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в 63 общеобразовательных организациях во всех муниципальных образованиях Ульяновской области.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" в общеобразовательных организациях решаются следующие задачи:

1. Создание архитектурной доступности здания школы и обустройство ее внутреннего пространства для комфортного пребывания в школе детей с ограниченными возможностями:

- организация внешней навигации на пришкольной территории - оборудование заездов и съездов, разметка подходов к школе - тактильной и цветовой плиткой, окраской;

- установка пандуса, расширение входной группы (при необходимости), устранение пороговых зон входной группы;

- установка сигнальной кнопки вызова персонала; установка перил с обеих сторон входной лестницы, окраска в контрастный цвет крайних ступеней лестницы, маркировка яркой краской открывающихся частей двери;

- организация внутренней навигации;

- организация зоны для детей с ОВЗ в раздевалке - установка поручней, установка широких зафиксированных скамей, установка полок, крючков для сумок и одежды и т.д. или шкафчиков;

- установка навигационных табличек, выполненных крупным шрифтом контрастных цветов;

- установка поручней по всему периметру коридоров образовательной организации;

- разнообразное рельефное покрытие полов - при смене направления меняется и рельеф пола (напольная плитка или ковровые дорожки), покраска крайних ступеней внутри школы в яркие контрастные цвета, оборудование перил;

- для организации перемещения с этажа на этаж - устанавливаются автономные подъемные устройства и организуются места для их ответственного хранения;

- для преодоления небольших подъемов (а актовый зал, на сцену, в столовую и т.д.) закупка мобильного пандуса - платформы и организация места для его ответственного хранения;

- расширение дверных проемов с учетом ГОСТов столовой, медицинского кабинета, специализированных кабинетов, учебных кабинетов, ИБЦ, спортивного и актового залов;

- установка дверных блоков с учетом ГОСТов, установка доводчиков;

- организация туалетной комнаты для детей с ОВЗ (или кабинки в общешкольном туалете): закупка и установка специализированного сантехнического оборудования для детей с ОВЗ (унитазы, раковины для людей с инвалидностью), поручней откидных и пристенных, оборудование туалетной комнаты кнопкой вызова (беспроводные кнопки вызова помощи), держатель для трости;

- организация доступности школьного бассейна (если он есть в школе) - покупка мобильного пандуса, специальной коляски для бассейна, автономного подъемника.

2. Создание условий для социальной адаптации детей-инвалидов, их самостоятельности и независимости:

- приобретение и установка различного оборудования: световая информационная панель, оборудование звукового информирования, инфракрасный динамик-усилитель для создания доступной среды в классах, многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальными регулируемыми креплениями для формирования правильной осанки, специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3. Изменение общественного мнения в отношении детей с ОВЗ, создание общего настроя, благоприятной атмосферы в сообществе;

4. Вовлечение ребенка-инвалида во все виды деятельности - и образовательную, и внеклассную;

5. Создание условий для успешного обучения на основе различных педагогических методов и форм обучения, изменение общественного мнения в отношении детей с ОВЗ, создание общего настроя, благоприятной атмосферы в сообществе, вовлечение ребенка-инвалида во все виды деятельности - и образовательную, и внеклассную:

- организация кабинета психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: интерактивный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер), мультисенсорное оборудование для проведения групповой и индивидуальной реабилитации и коррекции, лингводидактические средства обучения с методическими рекомендациями, различные программные комплексы (для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния, различные психодиагностики, программно-индикаторный комплекс для воспитания здоровой осанки, профилактики и коррекции плоскостопия и т.д.), сухой бассейн, стол с подсветкой и песком, беспроводной графический планшет, мягкие модули;

- организация работы учителя-логопеда: коррекционно-развивающий комплекс "Живой звук", различное оборудование, уголок логопедический и т.п.;

- для организации ЛФК: массажные ребристые дорожки, набор для обследования уровня развития моторной функции, эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития, различные массажные мячи, наборы мягких модулей.

В таблице 2 представлены результаты реализации Программы в период с 2011 по 2014 гг.

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2014 ГГ.

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Кол-во общеобразовательных организаций, вступивших в реализацию Программы

10

8

15

30

Целевой показатель (доля базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ульяновской области)

2%

3,8%

7%

14%

Федеральная субсидия (тыс. рублей)

12773,6

10730,7

18147,4

45759,4

Региональное софинансирование (тыс. рублей)

9226,4

10730,7

18147,4

19611,2

Число слушателей, прошедших курсовую подготовку в рамках реализации Программы

30

24

45

90