2.13. Томская область

Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях:

Опыт региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Томской области.

Среди педагогических технологий, используемых в инклюзивном процессе, наиболее эффективными себя показали:

- гетерогенная групповая и парная формы организации учебной деятельности;

- проблемно-поисковый метод, основанный на интенсификации социального взаимодействия: он позволяет перейти от системы, в центре которой находится учитель, к системе, ориентированной на ребенка;

- метод опорных конспектов: позволяет активизировать наглядно-образное и ассоциативное мышление обучающихся;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо: развивает способность обучающихся к самостоятельной работе с информацией, формирует навыки самообразования;

- поддержка взаимного уважения, толерантности, взаимопомощи на уроке;

- переосмысление системы оценки обученности: оцениваются не результаты учебной работы ребенка, а качество самой работы. Основанием для оценки является критерий относительной успешности: сравнение сегодняшних достижений ребенка со вчерашними.

Обмен опытом происходит посредством его информационно-коммуникационного обеспечения:

- обсуждение эксперимента в СМИ российского, регионального, муниципального уровней;

- публикации в сборниках материалов конференций;

- участие в городских и областных научно-практических семинарах и практикумах, международных форумах.

Команда педагогов из СОШ N 54 и других, включенных в проект образовательных организаций, представляет г. Томск во всероссийских проектах под патронажем Евросоюза TASIC "Создание национального движения за инклюзивное образование в России", "Партнерство: путь к инклюзии" в качестве экспертов по инклюзивному образованию. Результатом работы в этом направлении стали разработанные организационно-педагогические условия обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в состав которых также входят научно-методическая поддержка организации и изменение отношения общественности к детям с ОВЗ.

Научно-методическая поддержка общеобразовательной организации осуществлялась в следующих образовательных формах: курсы повышения квалификации (на базе ТГПУ и ТОИПКРО); обучающие семинары для педагогов и руководителей, в том числе выездные в образовательные организации города с целью освоения приемов и методов работы с особыми детьми; совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы.

Внедрение модели инклюзивного образования в Томской области имеет положительные результаты: снижение количества детей, не успевающих по итогам года, увеличение количества детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях, изменение отношения учителей к возможности совместного обучения детей с ОВЗ, которые раньше считались необучаемыми, с обычными обучающимися; профессиональный рост педагогов, овладевающих новыми методиками и технологиями; принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как новой концепции образования, обладающей позитивными ресурсами для всех обучающихся.

Экспериментальная деятельность содействовала решению проблемы сопровождения каждого ребенка-инвалида с тяжелыми видами нарушений, которому в течение всего времяпрепровождения в общеобразовательной организации нужен персональный помощник-сопровождающий. До 2013 г. существовала серьезная проблема нехватки этих специалистов, поскольку в бюджете общеобразовательной организации не было средств на оплату их труда. Проблема была решена благодаря городской целевой программе "Социальная интеграция", предусматривающей финансирование сопровождения детей. При этом большим достоинством программы является то, что родители ребенка могут стать его сопровождающими - для этого им необходимо подписать трудовой договор с образовательной организацией <42>.

--------------------------------

<42> Источник информации: Суворова И.В. Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Томской области//Вестник ТГПУ. - 2014. - 6 (147). - С. 131 - 137.

Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях:

В Томской области проводятся курсы повышения квалификации (на базе ТГПУ и ТОИПКРО); обучающие семинары для педагогов и руководителей, в том числе выездные в образовательные организации города с целью освоения приемов и методов работы с особыми детьми; совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы, городские и областные семинары-практикумы:

Круглый стол по проблемам инклюзивного образования на муниципальном уровне (2010 г., ДИВО г. Томск; "Перспектива" г. Москва; Департамент общего образования администрации Томской области; департамент по молодежной политике и спорту).

Круглый стол в рамках визита представителя общественной организации, занимающейся проблемами инклюзивного образования "Перспектива" г. Москвы М. Парфильевой на базе МОУ СОШ N 54 (2010 г).

Педагоги общеобразовательных организаций Томской области принимали участие во Всероссийской научно-практической конференции "Новое качество образования в новых условиях" (12 - 13 мая 2011 г.), секция "Интегрированное (инклюзивное) образование: опыт проблемы, перспективы". Темы выступлений: Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной организации: система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; Комфортная образовательная среда в условиях инклюзивного образования; Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в обучении детей с ОВЗ; Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Изменение содержания деятельности классного руководителя в условиях инклюзивного образования.

Городской семинар-практикум для студентов педагогического факультета ТГПУ (13 студентов) "Введение инклюзивного образования в общеобразовательную организацию" (02.03.2011): рассмотрена система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, разработка плана индивидуальной воспитательной работы, формирование комфортной образовательной среды; проведены мастер-классы "Коррекционно-развивающая работа на индивидуально-групповых занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога", учебное занятие по обучению грамоте (1а класс), русскому языку.

Городской семинар "Изменение деятельности учителя-предметника в условиях введения инклюзивного образования" для слушателей курсов ТОИПКРО (24.04.2011): Адаптационный период детей с ОВЗ и детей-инвалидов перед поступлением в общеобразовательную организацию, Консилиум как механизм взаимодействия педагогических работников, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, Коррекционная программа ОУ в рамках реализации ФГОСа, Роль психолога в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ, инвалидов, Изменение содержания деятельности учителя-предметника, классного руководителя в условиях введения инклюзивного образования в общеобразовательной организации, Как разработать индивидуальную образовательную программу.

Городской семинар "Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья" для слушателей курсов ТОИПКРО (15.02.2011): Система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Коррекционные приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся. Проведены мастер-классы: реализация развивающей задачи урока, Коррекционно-развивающая работа на индивидуально-групповых занятиях детей с ОВЗ.

Городской семинар-практикум "Реализация коррекционной программы общеобразовательной организации в рамках введения инклюзивного образования" для городских общеобразовательных организаций - участниц эксперимента (18.10.2011).

Городской семинар-практикум "Опыт введения инклюзивного образования в общеобразовательную организацию" (12.10.2011).

Научно-практический семинар "Внедрение инклюзивного образования в образовательных организациях города Томска и Томской области" (30.11.2011).

Семинар-практикум "Консилиум как механизм взаимодействия педагогических работников в рамках инклюзивного обучения" для слушателей курсов ТОИПКРО (15 - 17 февраля 2012 г.).

Консультации в рамках Всероссийского образовательного форума "Актуальные направления развития образования: педагог, семья, общество" (28 - 29 марта 2012 г.) по темам: "Проблемы введения инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации, "Развитие мелкой моторики на уроках технологии у детей с ОВЗ".

В МБОУ СОШ N 54 г. Томска проводятся круглые столы по проблемам инклюзивного образования на муниципальном уровне, конференции (например, городская конференция "Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы" 28.04.2011), городские и областные семинары-практикумы.

Проведены мероприятия, направленные на проработку содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения внедрения инклюзивного образования:

- Педагогический совет "Инклюзивное образование: понятие, подходы".

- Педагогический совет "Использование коррекционно-развивающего компонента при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья".

- Конференция "Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы".

- Инструктивное совещание с учителями экспериментальных классов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья".

- Семинар-практикум с учителями экспериментальных классов "Приемы и методы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и дети-инвалиды".

- Совещание "Оформление индивидуальных образовательных программ обучающихся".

- Совещание "Ознакомление с материалами по проведению классных часов с обучающимися".

- Совещание "Использование листов-тренажеров для формирования орфографической зоркости младших школьников".

- Практикум "Использование инклюзивного оборудования на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога".

- Инструктивное совещание по ознакомлению с нормативно-правовой базой осуществления экспериментальной деятельности.

- Проводится анкетирование (1 раз в год) всех участников образовательного процесса "Создание инклюзивной культуры, политики и практики".

- Обучены на курсах повышения квалификации (74%, 37 человек) по теме "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья" (72 часа) <43>.

--------------------------------

<43> Информация доступна на сайте rud.exdat.com: Отчет о проделанной работе в рамках эксперимента по разработке и внедрению в ОУ Томской области различных форм интегрированного образования и обеспечения доступа к качественному образованию детей с ОВЗ за период с декабря 2010 г. по май 2012, http://rud.exdat.com/docs/index-682142.html.

Обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения:

Становление инклюзивного образования в Томской области осуществлялось в два этапа: 2008 - 2010 гг. и 2011 - 2013 гг. Начало инклюзивному образованию было положено в 2008 г. (после ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов 24 сентября 2008 г.). Две образовательные организации г. Томска - МОУ "СОШ N 54" и МОУ "ДОУ N 40" были выбраны экспериментальными площадками по апробации моделей инклюзивного образования. Выбор пал на эти образовательные организации, поскольку они уже имели опыт работы с детьми-инвалидами (наличие компенсирующих групп (классов), коррекционных классов). Так, в 2008 г. в СОШ N 54 из общего количества обучающихся (609 человек) обучалось 145 детей с ОВЗ, из них 7 - с инвалидностью. Всего в экспериментальный образовательный процесс были включены 290 обучающихся с 1-го по 9-й класс, имеющие различные отклонения от нормального развития.

Проводимая на первом этапе работа по внедрению инклюзивного образования дала успешные результаты:

1. На конец 2009/10 учебного года из общего количества детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет 49,9% были интегрированы в массовые общеобразовательные организации, из общего количества детей с ОВЗ - 78,8%.

2. Пролонгирована экспериментальная работа по формированию инклюзивного образования: взят курс на создание региональной системы.

На втором этапе становления инклюзивного образования в Томской области (2011 - 2013) значительно расширилась сеть образовательных организаций, включенных в эксперимент. В 2013 году в нее входили 18 муниципальных общеобразовательных организаций районных ресурсных центров, 2 общеобразовательных организации и 2 дошкольных образовательных организации г. Северска, 5 общеобразовательных организаций и 5 дошкольных образовательных организаций г. Томска, 4 подведомственных Департаменту общего образования Томской области образовательных организации.

Школа N 54 осталась региональной экспериментальной площадкой по внедрению инклюзивного образования, выполняя функции областного ресурсно-методического центра. На базе общеобразовательной организации проводятся круглые столы по проблемам инклюзивного образования на муниципальном уровне, конференции (например, городская конференция "Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы" 28.04.2011), городские и областные семинары-практикумы.

В общеобразовательной организации апробируется модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе с детьми, не имеющими нарушений в развитии. На 2012 год в эксперименте участвовали обучающиеся 1 - 11 классов. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обучающихся в обычном классе, - 2 - 4 человека (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами").

Осуществляемое педагогами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, заведующей библиотекой, сопровождающим, учителем-логопедом, педагогом-психологом психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается как оказание помощи ребенку в личном самоопределении и самодвижении в процесс общего образования, фасилитации процессов саморазвития каждого ребенка и предоставления возможности для реализации его активности и творчества.

Созданы нормативно-правовые обоснования внедрения инклюзивного образования в ОУ. Разработаны:

- Договор психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

- Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения.

- Форма образовательной программы.

- Дневник динамического наблюдения (ведут педагогические работники).

- Карта динамического наблюдения (ведет сопровождающий).

- Должностная инструкция сопровождающего ребенка с ОВЗ, инвалида.

- Трудовой договор с сопровождающим.

- Положение о совете по экспериментальной деятельности.

- Положение о порядке организации дистанционного образования детей-инвалидов в МОУ СОШ N 54.

- Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

- Положение о внтуришкольном контроле.

- Концепция развития организации до 2015 г.

- План работы на 2010 - 2012 гг.

Скорректированы:

- Положение о промежуточной аттестации обучающихся.

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.

- Должностная инструкция зам. директора по научно-методической работе.

- Должностная инструкция педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя, учителя-предметника.

За отчетный период функционировали:

- психолого-педагогическая мастерская "Инклюзивные подходы в обучении детей с ОВЗ и инвалидов";

- проблемно-творческая группа "Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования".

Проведены мероприятия, способствующие формированию комфортной образовательной среды:

- Формирование традиций класса: День именинника, Золотая осень, прощание с ... классом, Рыцарский турнир, Поздравим маму и т.д.

- Презентация "Я вот такой", "Я в будущем" (каждый обучающийся рассказывает о себе и своей семье, увлечениях, своих мечтах).

- Оформление постоянно действующих выставок достижений обучающихся.

- Совместно со студентами ТПУ и волонтерами ТРОД "Диво" для детей с ОВЗ проведены соревнования и праздники (приняло участие 80 человек, в том числе 24 ребенка с ОВЗ).

- "Установи свой рекорд", где каждый ребенок получил медаль и приз за свой установленный рекорд.

- Соревнования "Спорт для всех" объединили обучающихся разных классов, национальностей, возможностей здоровья. В этих соревнованиях дети с ОВЗ были полноправными членами команды и, преодолевая свой недуг, помогали команде завоевать победу.

- "Уроки добра" для обучающихся 1 - 4 классов.

- Выставка коллажей на тему: "Был слеп Гомер, и глух Бетховен", 5 - 11 классы.

- Выставка декоративно-прикладного творчества "Твори добро", 1 - 4 классы.

- Спортивные соревнования для детей с ОВЗ "Вместе мы - сила!", 1 - 6 классы.

- Сбор канцелярии для благотворительного фонда "Алены Петровой", 1 - 11 классы.

- Участие в кинофестивале "Кино без барьеров", 3б, 8б, 7б, 8а, 7а, 10 - 11 классы.

- Итоговые линейки по неделе добра, 1 - 11 классы.

Главное во всех мероприятиях - это развитие толерантных отношений к людям с ОВЗ, развитие таких качеств, как: доброта, терпимость, сострадание, помощь нуждающимся. Для проведения мероприятий приглашены социальные партнеры, такие как: волонтеры ТРОД "Диво", педагоги ДООПЦ "Юниор", студенты ТПУ.

В процессе психолого-педагогического сопровождения принимают участие 5 сопровождающих (оплата осуществляется по договору за счет средств муниципалитета). Дистанционно обучается 10 детей-инвалидов. Все обеспечены необходимой техникой (АРМ учителя - 7 штук, АРМ ученика - 10 штук), программно-методическим обеспечением. Учитель-логопед проводит диагностику обучающихся начальных классов по методике О.Б. Иншаковой "Альбом для логопеда", обучающихся 5 - 9 классов - по методике обследования письменной речи "Методика обследования письменной речи" авторов О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской.

Учитель-логопед проводит коррекционный модуль для 5 - 9 классов по коррекционно-развивающей программе для обучающихся пятых классов, имеющих логопедическое заключение дизорфография (автор Е.В. Мазанова. Преодоление нарушения письма); коррекционный модуль для 1 - 4 классов - по коррекционно-развивающей программе для обучающихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.

В ходе диагностики изучен уровень речевого развития обучающихся, выявлены дети, нуждающиеся в специализированной помощи, изучены особенности учебной деятельности.

По результатам диагностики скомплектованы группы с учетом структуры речевого дефекта. Для каждой группы обучающихся разработаны коррекционно-развивающие программы, по которым в течение года велась работа. При составлении программ учитывались возрастные особенности каждой группы детей и их речевые возможности. Последовательность коррекционного материала каждой программы представляет собой систему комплексного взаимодействия не только на речевые проблемы, но и на проявления неречевого характера:

- на характере психических процессов (памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления);

- на формирование общей и мелкой моторики;

- на формирование двигательного праксиса.

В течение учебного года проводились как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся.

Из 44 обучающихся, зачисленных на логопедический пункт, 17 имеют ограниченные возможности здоровья разной степени выраженности, а значит и особые образовательные потребности. Для этих детей были разработаны коррекционно-развивающие программы, а также индивидуальные образовательные программы, которые учитывают не только речевое нарушение, но и основное заболевание. В результате обучения по данным программам в течение года были получены следующие результаты: 12 обучающихся с ОВЗ выпущены из логопедического пункта в связи с улучшением в развитии устной и письменной речи, 5 - оставлены для продолжения коррекционных занятий.

Педагог-психолог проводит диагностику обучающихся экспериментальных классов по методике Л.Я. Ясюковой.

Коррекционный модуль педагог-психолог реализует через методики Н.П. Локаловой, М.Р. Битяновой, А.Ф. Ануфриевой. Разработана программа индивидуально-групповых занятий "Интеллектуальное развитие младших школьников" <44>.

--------------------------------

<44> Информация доступна на сайте rud.exdat.com: Отчет о проделанной работе в рамках эксперимента по разработке и внедрению в ОУ Томской области различных форм интегрированного образования и обеспечения доступа к качественному образованию детей с ОВЗ за период с декабря 2010 г. по май 2012, http://rud.exdat.com/docs/index-682142.html.