ВВЕДЕНИЕ

В современной России активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции лиц в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны. Это побуждает ученых и специалистов-практиков создавать новые формы реализации социально-педагогической, психологической помощи этой категории населения в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Получение детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако реальное эффективное трудоустройство молодых инвалидов оказывается существенным образом затруднено по целому ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует, в частности, отнести: недостаточное количество рабочих мест в доступных для инвалидов сферах профессиональной деятельности; отсутствие требуемых для лиц с ОВЗ условий труда; затруднения в транспортной системе, не оборудованные необходимыми устройствами здания; и др.

К причинам субъективного характера, оказывающим влияние на профессиональное самоопределение инвалидов, относят:

- повышенный уровень тревожности молодого инвалида, связанный с самостоятельным выходом на рынок труда и трудностями успешной адаптации в трудовом коллективе;

- недостаточную информированность молодых инвалидов о содержании и характере труда, который им показан по нозологическим нормативам;

- индивидуально-деструктивные установки лица с ОВЗ, что инвалидность не даст ему возможность выбирать и реализовывать профессиональную карьеру, что ценность человека зависит от его физической полноценности;

- заниженную самооценку (или, наоборот, завышенные ожидания) личности молодого инвалида в плане объективной оценки своего трудового потенциала;

- индивидуально-неадекватное осознание молодым инвалидом собственных профессионально-личностных возможностей, отрыв от реальной ситуации в обществе и нежелание приспосабливаться к ней;

- связанные с психофизическими особенностями личности инвалида сложности в самостоятельном поиске личностного смысла трудовой деятельности, в планировании и реализации профессионального пути, исходя из имеющихся экономических, социальных, региональных условий жизнедеятельности в современном обществе;

- отсутствие должной психолого-педагогической, социальной поддержки в поиске работы и закреплении на рабочем месте и др.

По данным ряда исследований <1>, одной из основных проблем у большинства молодых инвалидов (выпускников инклюзивных школ) является отсутствие у лиц с ОВЗ позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по профориентации, профессиональному самоопределению учащихся инклюзивных школ.

--------------------------------

<1> Ткаченко, В.С. Инвалиды России на рынке труда: монограф. - Ставрополь: Альфа-Принт, 2010; Савченко Д.В. Особенности профориентационной работы с подростками, страдающими детским церебральным параличом//Социальная политика и социология. - 2013. - Т. 2. - N 3 (95). - С. 227 - 233.

Для достижения обозначенных целей необходимо выстроить систему профориентационной работы в инклюзивной школе так, чтобы такая система, с одной стороны, основывалась на индивидуально-дифференцированном подходе к обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны реализовывала бы саму идею инклюзивного образования, которое базируется на следующих принципах:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

- Каждый человек способен чувствовать и думать

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

- Все люди нуждаются друг в друге

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

Под профессиональной ориентацией понимается комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.