3.3. Модель профориентационной работы для обучающихся 5 - 7 классов с инвалидностью и ОВЗ

3.3. Модель профориентационной работы для обучающихся 5 - 7

классов с инвалидностью и ОВЗ

Заданно-целевой блок профориентационной работы с младшими подростками:

- формирование и развитие умений осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения,

- содействовать осознанию подростком своей индивидуальности, становлению и развитию положительной "Я-концепции" подростка,

- сформировать конкретные представления о некоторых профессиях, которые требуются на современном рынке труда;

- содействовать формированию у подростков волевых черт характера, востребованных в профессиональном мире (ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности и др.),

- формирование и развитие чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.

- определить максимально полный круг объективно показанных подростку видов профессиональной деятельности; из данного круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции;

- формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности;

- оказать подросткам помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

- развитие умений анализировать результаты своей деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки; оказание помощи подросткам в преодолении трудностей, возникающих у них в процессе профессионального самоопределения.

Нормативные возрастные ориентиры школьников в сфере профориентации:

В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к разным профессиям. На этом этапе подросток уже вполне реально формулирует для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период подросток, как правило, всерьез задумывается над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии.

Содержательно-методический базис профориентационной работы в 5 - 7 классах:

Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой).

Циклы интерактивных профориентационных мини-лекций, тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности.

Использование вариативных методик работы с сетью социальных контактов подростка (с членами семьи, референтной группой ровесников и др.).

Разработка в микрогруппах и защита проектов "Я и мои друзья - профессионалы будущего".

Система практико-ориентированных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности.

Творческие конкурсы практической профориентационной направленности.

Цикл тренингов по формированию психологической готовности к принятию решений в сфере личностного саморазвития, профессионального самоопределения. Цикл тренингов по развитию умений, навыков, которые могут быть успешно реализованы в ходе различных видов профессиональной деятельности. Тренинговые игровые формы профориентационной работы довольно привлекательны для младших подростков. Темы тренинговых занятий включают беседы о развитии личности, ее интересах, склонностях, способностях, знаниях, умениях, навыках, профессиональных намерениях; особое внимание уделяется состоянию здоровья, медицинским противопоказаниям при выборе профессии, сведениям о содержании профессии, специфике работы специалистов.

Профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии.

Предварительная диагностика интересов и склонностей детей в профессиональной сфере.

Диагностическая работа. Диагностические методики: опросник профессиональных склонностей (модификация Г. Резапкиной), профориентационная анкета, проективные методики "Я через 10 лет" и др.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Система индивидуальных и групповых консультаций.

Проведение Недели профориентации.

Методы проведения профориентационных занятий: словесные (рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция, и др.); наглядные (демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий, таблиц, выставки научно-популярной, справочной литературы и др.); анкетирование; тестирование; наблюдение; практические задания (например, составление и решение профориентационных кроссвордов); профориентационные игры: "Профессия на букву", "Цепочка профессий", "Угадай профессию" и др.; встреча с выпускниками школы и представителями различных учебных заведений профобразования.

Ознакомление учащихся, родителей и учителей школы с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация.

Повышение уровня осведомленности педагогов о мире современных профессий и потребностях рынка труда, постижение ими теоретических основ профессиональной ориентации.

Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ.

Принципы создания программного Интернет-продукта для дистанционной профориентационной работы с учащимися с ОВЗ.

Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе дистанционной профориентационной работы (организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения безопасности информации при хранении, передаче и использовании).

Рисунок 4

Принцип гуманистичности дистанционной профориентационной работы (создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися с ОВЗ новым социально-образовательным опытом, для развития и проявления творческой индивидуальности, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность).

Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий дистанционной профориентационной работы (требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционной профориентационной работы. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение профориентационных услуг).

Принцип стартового уровня подготовленности к работе с профориентационным интернет-продуктом, принцип стартового уровня образования (эффективное обучение в системе дистанционной профориентационной работы требует от обучающегося, в том числе и с ОВЗ, определенного набора знаний, умений, навыков. Например, обучающийся должен обладать определенными навыками обращения с компьютером, быть знаком с основами самостоятельного учебного труда, и др.).

Основные методические рекомендации по проектированию,

апробации и внедрению форм дистанционной

профориентационной работы

- Реализация в содержательно-технологическом обеспечении интернет-продукта профориентационной направленности принципа ориентации на "зону ближайшего и потенциального развития ребенка" (Л.С. Выготский).

- Расширения творческих возможностей личности ребенка при выполнении заданий профориентационной направленности, требующих проявления эвристических и креативных способностей.

- Использование достижений современного дизайна в оформлении, представлении материалов интернет-продукта профориентационной направленности, что способствует развитию эстетической культуры личности.

- Развитие навыков практической деятельности, отражающей инструментально-практическую часть предлагаемых заданий интернет-продукта профориентационной направленности.

- Реализация эргономического подхода к компоновке и временным интервалам подачи информации интернет-продукта профориентационной направленности, что позволяет обеспечить рациональное взаимодействие ребенка и компьютерной техники.

- Реализация уровневой дифференциации материалов интернет-продукта профориентационной направленности.

- Использование вариативности форм интернет-продукта профориентационной направленности с использованием потокового Интернет-вещания медиаконтента: мини-лекторий, программы-практикумы, интернет-форум, компьютерная конференция, тестовый контроль, компьютерные дидактические игры, олимпиады и др.

- Обеспечение интерактивного взаимодействия при использовании интернет-продукта профориентационной направленности между тьюторами (профконсультантами) и обучающимися за счет использования возможностей Интернет-технологий.

- Создание условий для воспитательного воздействия вариативных модулей интернет-продукта профориентационной направленности.

Таблица 4

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ В 5 - 7 КЛАССАХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ

5-й класс

Критерии

Показатели

Способы оценки

Когнитивный

Знания о правилах поведения при организации учебной и трудовой деятельности

Знания о правилах поведения в социуме

Знания о правилах поведения при организации и выполнении коллективной учебной и трудовой деятельности

Знания о мире профессий (по предметам труда)

Структурированное наблюдение

Экспертная оценка

Тестирование (педагогическое)

Социально-психологический

Коммуникативные и перцептивные умения

Достаточный уровень развития социоцентризма

Адекватность самооценки и уровня притязаний

Социометрия

Наблюдение

Тестирование

Мотивационный

Наличие дифференцированных интересов

Потребность в работе над собой

Внутренняя мотивация в интересующей деятельности

Структурированное наблюдение

Экспертная оценка

Деятельностный

Владение навыками ориентировочной трудовой деятельности

Умение ставить адекватные ближние цели

Умение анализировать свою деятельность

Структурированное наблюдение

6-й класс

Когнитивный

Основы профессиоведческих знаний

Знания своих интересов

Знания о своих качествах личности, необходимых для трудовой деятельности (дисциплинированность, ответственность, исполнительность, инициативность)

Наличие представлений о перспективе личностного развития

Анкетирование

Тестирование

Выполнение специально разработанных заданий

Социально-психологический

Способность взаимодействовать в группе, оказывать и принимать помощь в процессе выполнения работы (учебной и трудовой)

Адекватная самооценка и самоотношение,

Самопринятие и принятие других

Социально-психологическая адаптированность

Коммуникабельность и организованность

Структурированное наблюдение

Тестирование

Проективные методы

Экспертное оценивание

Социометрический опрос

Мотивационный

Мотивы и ценности труда и трудовой деятельности

Тестирование

Деятельностный

Умение преодолевать трудности в выполнении работы

Умение взаимодействовать в группе при выполнении коллективной работы

Навыки самообслуживания и аккуратности, бережливости

Умение адекватно оценивать результат своей деятельности

Навыки самостоятельного выполнения сложных заданий

Структурированное наблюдение

Экспертное оценивание

7-й класс

Когнитивный

Знание об уровне сформированности у себя самостоятельности, творческих способностей, настойчивости в преодолении трудностей как универсальных профессионально важных качеств личности;

представления учащегося о наличии у него отклонений в состоянии здоровья представления о рекомендуемых видах профессиональной деятельности;

знания о ступенях профессионального образования

Тестовые задания

Анализ результатов деятельности (по учебным предметам)

Социально-психологический

Социально-коммуникативная компетентность

Психологическое тестирование

Мотивационный

Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности

Мотив достижения успеха в выбранной сфере профессиональной деятельности

Выраженность мотива значимости здоровья

Мотивы карьеры

Потребность в углубленном изучении предметов в зависимости от сферы деятельности

Потребность в работе над собой и своими склонностями

Ценности труда и трудовой деятельности

Наблюдение

Тестирование

Деятельностный

Владение ориентировочными основами в деятельности и учении

Наблюдение

Анализ динамики результатов деятельности

Профессиональные

пробы