3.3. Модель профориентационной работы для обучающихся 5 - 7 классов с инвалидностью и ОВЗ
3.3. Модель профориентационной работы для обучающихся 5 - 7
классов с инвалидностью и ОВЗ
Заданно-целевой блок профориентационной работы с младшими подростками:
- формирование и развитие умений осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения,
- содействовать осознанию подростком своей индивидуальности, становлению и развитию положительной "Я-концепции" подростка,
- сформировать конкретные представления о некоторых профессиях, которые требуются на современном рынке труда;
- содействовать формированию у подростков волевых черт характера, востребованных в профессиональном мире (ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности и др.),
- формирование и развитие чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
- определить максимально полный круг объективно показанных подростку видов профессиональной деятельности; из данного круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции;
- формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности;
- оказать подросткам помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;
- развитие умений анализировать результаты своей деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки; оказание помощи подросткам в преодолении трудностей, возникающих у них в процессе профессионального самоопределения.
Нормативные возрастные ориентиры школьников в сфере профориентации:
В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к разным профессиям. На этом этапе подросток уже вполне реально формулирует для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период подросток, как правило, всерьез задумывается над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии.
Содержательно-методический базис профориентационной работы в 5 - 7 классах:
Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой).
Циклы интерактивных профориентационных мини-лекций, тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности.
Использование вариативных методик работы с сетью социальных контактов подростка (с членами семьи, референтной группой ровесников и др.).
Разработка в микрогруппах и защита проектов "Я и мои друзья - профессионалы будущего".
Система практико-ориентированных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности.
Творческие конкурсы практической профориентационной направленности.
Цикл тренингов по формированию психологической готовности к принятию решений в сфере личностного саморазвития, профессионального самоопределения. Цикл тренингов по развитию умений, навыков, которые могут быть успешно реализованы в ходе различных видов профессиональной деятельности. Тренинговые игровые формы профориентационной работы довольно привлекательны для младших подростков. Темы тренинговых занятий включают беседы о развитии личности, ее интересах, склонностях, способностях, знаниях, умениях, навыках, профессиональных намерениях; особое внимание уделяется состоянию здоровья, медицинским противопоказаниям при выборе профессии, сведениям о содержании профессии, специфике работы специалистов.
Профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии.
Предварительная диагностика интересов и склонностей детей в профессиональной сфере.
Диагностическая работа. Диагностические методики: опросник профессиональных склонностей (модификация Г. Резапкиной), профориентационная анкета, проективные методики "Я через 10 лет" и др.
Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.
Система индивидуальных и групповых консультаций.
Проведение Недели профориентации.
Методы проведения профориентационных занятий: словесные (рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция, и др.); наглядные (демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий, таблиц, выставки научно-популярной, справочной литературы и др.); анкетирование; тестирование; наблюдение; практические задания (например, составление и решение профориентационных кроссвордов); профориентационные игры: "Профессия на букву", "Цепочка профессий", "Угадай профессию" и др.; встреча с выпускниками школы и представителями различных учебных заведений профобразования.
Ознакомление учащихся, родителей и учителей школы с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация.
Повышение уровня осведомленности педагогов о мире современных профессий и потребностях рынка труда, постижение ими теоретических основ профессиональной ориентации.
Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ.
Принципы создания программного Интернет-продукта для дистанционной профориентационной работы с учащимися с ОВЗ.
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе дистанционной профориентационной работы (организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения безопасности информации при хранении, передаче и использовании).
Принцип гуманистичности дистанционной профориентационной работы (создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися с ОВЗ новым социально-образовательным опытом, для развития и проявления творческой индивидуальности, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность).
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий дистанционной профориентационной работы (требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционной профориентационной работы. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение профориентационных услуг).
Принцип стартового уровня подготовленности к работе с профориентационным интернет-продуктом, принцип стартового уровня образования (эффективное обучение в системе дистанционной профориентационной работы требует от обучающегося, в том числе и с ОВЗ, определенного набора знаний, умений, навыков. Например, обучающийся должен обладать определенными навыками обращения с компьютером, быть знаком с основами самостоятельного учебного труда, и др.).
Основные методические рекомендации по проектированию,
апробации и внедрению форм дистанционной
профориентационной работы
- Реализация в содержательно-технологическом обеспечении интернет-продукта профориентационной направленности принципа ориентации на "зону ближайшего и потенциального развития ребенка" (Л.С. Выготский).
- Расширения творческих возможностей личности ребенка при выполнении заданий профориентационной направленности, требующих проявления эвристических и креативных способностей.
- Использование достижений современного дизайна в оформлении, представлении материалов интернет-продукта профориентационной направленности, что способствует развитию эстетической культуры личности.
- Развитие навыков практической деятельности, отражающей инструментально-практическую часть предлагаемых заданий интернет-продукта профориентационной направленности.
- Реализация эргономического подхода к компоновке и временным интервалам подачи информации интернет-продукта профориентационной направленности, что позволяет обеспечить рациональное взаимодействие ребенка и компьютерной техники.
- Реализация уровневой дифференциации материалов интернет-продукта профориентационной направленности.
- Использование вариативности форм интернет-продукта профориентационной направленности с использованием потокового Интернет-вещания медиаконтента: мини-лекторий, программы-практикумы, интернет-форум, компьютерная конференция, тестовый контроль, компьютерные дидактические игры, олимпиады и др.
- Обеспечение интерактивного взаимодействия при использовании интернет-продукта профориентационной направленности между тьюторами (профконсультантами) и обучающимися за счет использования возможностей Интернет-технологий.
- Создание условий для воспитательного воздействия вариативных модулей интернет-продукта профориентационной направленности.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В 5 - 7 КЛАССАХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
