1.2. Нормативно-правовая база профессионального ориентирования в инклюзивной школе
1.2. Нормативно-правовая база профессионального
ориентирования в инклюзивной школе
Правовое поле деятельности по профессиональному ориентированию в инклюзивной школе образуют основополагающие международные и отечественные документы, направляющие поиски вариантов равноценного воспитания трудоспособной личности, желающей и могущей активно включиться в профессиональную деятельность после завершения образования, несмотря на ограничения здоровья.
С 1993 г. в Конституции РФ определена свобода труда. Это определение дает юридическую возможность свободного выбора из объективно существующего сложного множества (47 тысяч специальностей), называемого миром профессий, - разнообразные описания этого мира составляют его современную картину (Назимов, 1998; Райс, 2000; Джуэлл, 2001; Пчелинова, 2011), в которой необходимо свободно ориентироваться. Другими словами, свободу труда, прежде всего, необходимо понимать как свободу ориентировки в целостном мире профессий и специальностей.
В послевоенные годы в нашей стране формулировался государственный заказ различным научным и практическим учреждениям на разработку и использование информации о профессиях, поскольку деятельность в области профориентации была обусловлена законодательно, - в соответствии со ст. 40 Конституции СССР (Актуальные вопросы повышения эффективности профориентации..., 1985). В то время в стране был открыт 41 центр профориентации, и складывалось возможное разделение труда специалистов - врач, профконсультант, психодиагност и профессиограф (Балашова, Безбородко, Коровина, Панкова, 1990).
Однако целостный банк информации о профессиях так и не был создан. Был накоплен положительный опыт профориентирования молодежи в условиях восприятия труда как права и обязанности (обязательность труда имела место во всех текстах конституций, начиная с 1918 г.). Тогда определение права на труд предполагало форму государственного обеспечения всеобщей занятости, был неприемлем подход от принципа свободы труда.
Идея свободы труда воспринималась как угроза всей социалистической системе хозяйствования с ее жестким государственным планированием и партийными рычагами обеспечения занятости.
Профориентация базировалась на разрозненных информационных материалах, хотя они назывались системными (Федоришин Б.А., Карпиловская С.Я., Ткаченко Е.М. и др., 1977). Государством даже не ставилась задача составления полномасштабного описания мира профессий для этих целей, поскольку на первый план выступала задача преодоления "дефицита" трудовых постов, начиная с 1917 г. До Великой отечественной войны это были рабочие профессии, а в 1950-е годы, - инженерные.
В конце 1970-х рабочие профессии снова становились дефицитными. В те годы культивировалась система длительного стажа работы на одном месте, во многом работодателям вменялось принимать на работу, удерживать и воспитывать в своем штате лиц, возможно, совершенно не подходящих для выполнения поставленных перед ними задач.
Человек, ищущий себя и способный к смене множества мест работы, квалифицировался как "летун", подвергался осмеянию. Право на труд наделяет человека возможностью так или иначе реализовывать свои способности к труду, а принцип свободы труда означает именно добровольность конкретной реализации таких способностей или же отказ от их использования в пользу другой сферы деятельности на фоне доступности информации обо всех видах труда как социально равноценных.
Поиски вариантов реализации важнейшей нравственной идеи природосообразного профессионального развития имели место на всех этапах развития общества. Возможность правового ее воплощения в странах - членах Международной Организации Труда (МОТ) возникает в период с 1932 г. - с начала действия Конвенции 29 об упразднении принудительного труда (Конвенции и рекомендации).
По этой причине базой для разработки концепции инклюзивной профориентации послужили не только психологические, но и юридические источники о понятии подходящей работы, его юридическое, экономическое и психологическое толкование.
В 1934 г. в Конвенции 44 о безработице появляется понятие "подходящее место" для ходатайствующего о помощи лица. В перечень характеристик, в соответствии с которыми место не может считаться подходящим, входит и такая: "... если ставка заработной платы ниже или другие условия труда менее благоприятны, чем условия, которые заинтересованное лицо имело бы основание ожидать, принимая в расчет заработную плату и другие условия труда, к которым оно привыкло в своей основной профессии и в районе, где оно обыкновенно работало, или которыми оно бы пользовалось, если бы продолжало так работать (в случаях, когда место предлагается в обычной профессии заинтересованного лица и в районе, где оно регулярно работало последнее время и чем условия, обычно наблюдаемые в данное время в профессии и в районе, где ему предлагается место" (Конвенции и рекомендации..., С. 340).
Определение "и другие условия труда менее благоприятны" входит составной частью в понятие неподходящего места, и оно, конечно же, связано с психологическими аспектами понимания благоприятных условий взаимосоответствия человека и работы.
В Рекомендации 46, принятой в 1936 г., о постепенном упразднении вербовки говорится: "должно быть проведение необходимости и желательности политики, направленной на постепенное упразднение вербовки рабочей силы и на развитие ее свободного предложения" (там же, С. 392). Так, в документы, регулирующие трудовые правоотношения, входят психологические понятия, обусловливающие субъектную сторону развития человека в труде.
Впоследствии в 1944 г. Международной конференцией труда была принята новая концепция управления трудом не как противоборством пролетариата и капитала, а как их взаимодействия на базе основополагающего принципа - труд не является товаром, а есть условие развития и существования. Очень важно понимать, что свободный или достойный труд - это прежде всего, явление, понимаемое как не товар. В Рекомендации 71 об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру (1944) уделяется "... особое и неотложное внимание развитию соответствующих методов и приемов профориентирования взрослых трудящихся... Компетентные власти в сотрудничестве с заинтересованными частными организациями должны развивать и поддерживать соответствующую систему обучения работников профессионального ориентирования" (Конвенции и рекомендации, С. 658).
В Конвенции 88 об организации службы занятости (1948 г.) говорится об обеспечении странами - членами МОТ содержания бесплатной государственной службы занятости, которая "... оказывает содействие трудящимся в подыскании подходящей работы...; в получении профессионального ориентирования, подготовки или переобучения...; направляет на вакантные должности кандидатов с подходящей квалификацией...; организует обмен списками ищущих работу и вакантных должностей между подразделениями службы, когда свободные должности не могут быть заполнены подходящими кандидатами...; облегчает перемену профессий для согласования предложения рабочей силы со спросом на нее в различных видах занятий...; в рамках служб занятости и профессионального ориентирования предпринимаются и разрабатываются специальные мероприятия для подростков" (Конвенции и рекомендации..., С. 867).
В Рекомендации 87 о профессиональном ориентировании (1949 г.) определен термин "профессиональное ориентирование", который означает:
1) оказание отдельным лицам помощи в разрешении вопросов, связанных с выбором профессии или продвижением по службе с учетом наклонностей заинтересованного лица и соотношения между ними и возможностями занятости;
2) основывается на свободном и добровольном выборе самого заинтересованного лица;
3) предоставление данному лицу всех возможностей для его развития и получения им полного удовлетворения от своей работы, с учетом наиболее эффективного использования имеющейся в стране рабочей силы;
4) является непрерывным процессом, основные принципы которого являются неизменными, независимо от возраста получающих советы лиц;
5) средства профессионального ориентирования должны отвечать потребностям каждой страны;
6) в максимально возможной степени они должны предоставляться всем нуждающимся в них лицам, как подросткам, включая школьников, так и совершеннолетним.
Рекомендуется в период общего образования в программу обучения включить профессиональное ориентирование предварительного характера, а с совершеннолетними - "Консультации по профессиональным вопросам". Необходимо вести подготовку должностных лиц и "... исследования по таким вопросам, как:
a) методы проведения личных бесед;
b) анализ способностей, требуемых для различных профессий;
c) предоставление информационного материала о различных отраслях промышленности и профессиях, подходящего для использования в целях профессионального ориентирования;
d) проведение испытаний способностей и других психологических тестов;
e) разработка типовых опросников для профессионального ориентирования;
f) определение эффективности профессионального ориентирования" (Конвенции и рекомендации..., С. 1009).
Как видим, программа профессионального ориентирования давно определена международным законодателем, и все ее пункты касаются деятельности специально подготовленных людей, однако их профессиональная подготовка в нашей стране не осуществляется. Настоящие методические рекомендации направлены на самоподготовку таких специалистов в условиях инклюзивной школы.
Несмотря на то, что с 1949 г. данная конвенция в России не была ратифицирована <2>, в 1996 году в Законе РФ "О занятости в РФ" появляются понятия "подходящей" и "неподходящей" работы, а понятие "трудоустройство" определяется как "процесс подыскания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу".
--------------------------------
<2> Конвенцию N 105 об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г. Россия ратифицировала в марте 1998 г. - через 41 год со дня ее подписания. Конвенция запрещает принудительный или обязательный труд: в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве средства поддержания трудовой дисциплины в качестве средства наказания за участие в забастовках; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Примерами использования такого труда граждан являются - освоение целинных и залежных земель, привлечение инженерно-технического персонала предприятий, научно-технических работников учреждений, преподавателей и студентов вузов, учителей и школьников, военнослужащих к работе на овощных базах или уборке урожая и других местах.
Подготовкой к ратификации конвенций МОТ в Советском Союзе занимался Госкомтруд СССР. За 10 лет, с 1970 по 1979 гг. были подготовлены к ратификации и ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР три конвенции - N 138, N 142, N 149, за последующие девять лет, с 1980 по 1988 гг., - тоже три конвенции - N 134, N 148, N 159. Причем ратификация последних двух N 148 - о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах от 20 июля 1977 г., и N 159 - о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов от 20 июня 1983 г. несомненно, была ускорена настоятельными требованиями жизни. Медленно происходят изменения и в новом государстве - Российской Федерации. На 1 января 2007 г. всего было принято 188 конвенций, а Россия является участницей 61 ратифицированных конвенции и протокола, а действуют 50, поскольку исключены конвенции NN 10, 15, 32, 58, 59, 60, 112, 123 как утратившие силу. За время существования РФ были ратифицированы всего девять конвенций. Если такими темпами будет идти эта работа, то на ратификацию оставшихся конвенций МОТ потребуется не один десяток лет. Ратификация конвенций так называемыми развитыми странами мира превышает успехи России в два - три раза. (Киселев, 2005).
В соответствии со ст. 4 этого закона подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места, определенной органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в той или иной местности.
В трудовом праве выявляется основной признак подходящей работы - ее соответствие профессиональной пригодности работника, при этом учитываются уровень профессиональной подготовки, прежняя работа, состояние здоровья, транспортная доступность рабочего места. "По смыслу закона предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому не должен отказываться от этого предложения" (Пашков, 1994, С. 102.).
Вот здесь-то, по-видимому, и коренится ключевой вопрос: как определить на какую работу "способен" гражданин и как ему помочь определиться в этом самостоятельно. В Трудовом Кодексе РФ, положения которого регулируют деятельность занятых, т.е. работающих граждан, понятие подходящая работа не употребляется. А как же тогда быть с правом "свободно распоряжаться своими способностями к труду"?
В ст. 37 Конституции РФ декларируется: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию", однако это право не предполагает обязанность государства обеспечить получение работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантирует гражданину право на занятие конкретной должности.
В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора, который реализуется его сторонами в рамках, установленных законодателем как в интересах работника, так и в интересах работодателя.
Свобода труда обеспечивается не только запрещением принудительного или обязательного труда, но и соблюдением конституционного принципа равенства (ч. 1, 2 ст. 19 Конституции). С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации труда.
В 1999 г. Конституционный Суд РФ заявил: "... свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду". Применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые обязанности (Постановление Конституционного Суда от 27 декабря 1999 г. N 19-П//СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 354).
Все работники должны наделяться равными правами. Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5, 7 - 9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием труда выполняемого труда и условиями его выполнения (Комментарий к Конституции Российской Федерации, 2009. С. 220).
В случаях наличия членства гражданина в рядах действительных профессиональных союзов как деятельных ассоциаций конкретных специалистов, производственной и непроизводственной сфер, регулирующих различные их отношения в обществе и государстве, - эта помощь человеку должна оказываться там. В других случаях, когда гражданин-трудящийся оказывается оторванным от своей профессиональной общности в силу различных причин, эта помощь оказывается в службе занятости.
В настоящее время государственная политика в области профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ обусловливается необходимостью системного подхода и учета их психофизических возможностей и состояния здоровья, а для инвалидов рекомендаций федерального учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, содержащих рекомендации в части профессиональной реабилитации или абилитации, в том числе профессиональной ориентации, содействия в трудоустройстве и рекомендуемых видах и условиях труда.
Основными направлениями профессиональной ориентации (комплекса специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда) являются:
профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основанием для организации в инклюзивных школах системы профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Конвенция N 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (Заключена в г. Женеве 23.06.1975);
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (редакция от 29 декабря 2015 г.) "О занятости населения в Российской Федерации", статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", частью 1 статьи 11 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет;
Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования", направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;
Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности", устанавливающий перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;
Подпункт "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1921-р), содержащий мероприятия по современному научно-методическому обеспечению профориентации детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях и инвалидов, не занятых трудовой деятельностью;
План мероприятий по формированию условий доступности для обучения инвалидов в образовательных учреждениях на 2012 - 2015 гг. (приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. N 996), предусматривающий разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ОВЗ, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год (первоочередные меры), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 22 апреля 2015 г. N 2466п-П8, на основании которого были разработаны данные методические рекомендации. Межведомственный план на 2016 - 2017 гг. включает мероприятия, продолжающие реализацию в том числе направления профессиональной ориентации;
Межведомственный комплексный план на 2016 - 2020 гг. по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ОВЗ на 2016 - 2020 гг.;
Межведомственный комплексный план по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 - 2020 гг.;
Межведомственный комплексный план по вопросу формирования эффективной системы реабилитации детей-инвалидов до 2020 г.;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), частью 3 статьи 66 которой регламентируется, что содержание среднего общего образования профессионально ориентировано и направлено в том числе на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности;
Статья 42 Закона об образовании делегирует оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемым органами местного самоуправления;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155, одной из образовательных областей которого является социально-коммуникативное развитие, направленное в том числе на формирование позитивных установок к различным видам труда;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, регламентирует на предмете "Технология" давать обучающимся первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является ориентирование в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. В рамках предметной области "Технология" обеспечивается формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Предусмотренная ФГОС программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования направлена в том числе на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598, и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, обеспечивают реализацию права обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, в том числе на профессиональную ориентацию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875