4.2. Программа психологического семинара для старшеклассников инклюзивных школ и их родителей
4.2. Программа психологического семинара
для старшеклассников инклюзивных школ и их родителей
Реализация данной программы психологического семинара, разработанного авторами настоящего пособия, предполагает проведение групповых профконсультаций учащихся старших классов инклюзивных школ, а также их родителей и учителей.
Ниже представлена программа психологического семинара.
Уважаемый оптант! Уважаемые родители и учителя оптанта. Слову оптант удивляться не нужно, в психологическом консультировании оптантом называют человека, который стремится понять свое профессиональное призвание.
Педагогический коллектив и родительский комитет школы предлагают вам участие в психологическом семинаре "Личностное и профессиональное самоопределение" для учащихся 8 - 11-х классов, их родителей и учителей по следующему тематическому плану.
"ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ"
Ситуация выбора профессии в системе профессионального
самоопределения
Под процессом профессионального самоопределения принято понимать внешнюю и внутреннюю активизацию представлений человека о себе как субъекте труда и развитие у него способностей и умений самостоятельно определять и осуществлять жизненные профессиональные планы.
Профессиональное самоопределение - это вид деятельности человека, имеющей собственное содержание, в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Содержание деятельности по профессиональному самоопределению имеет собственный предмет - систему взаимосвязанных признаков объектов окружающей действительности, называемую профессиональным миром, и на который направлена познавательная активность человека.
В отличие от предмета деятельности, располагающегося вовне, цели этой деятельности - образы желаемого будущего заключены внутри человека, в его сознании и представляют собой явления идеального плана.
В качестве цели-результата выступает психологический феномен готовности совершать разнообразные ориентировочные и исполнительские действия профессионального "старта", профессионального продвижения, в том числе и в связи с задачами профессиональной реориентации - смены профессии и, наконец, завершения профессиональной деятельности в связи с окончанием трудоспособного возраста.
Средствами деятельности по профессиональному самоопределению являются информационные источники двух родов.
К источникам первого рода можно отнести книги, фильмы, газеты, разговоры (расспросы, выяснение и слушание), наблюдения за работой людей.
Источники второго рода - это материал собственных ощущений и чувств - анализ и синтез увиденного и услышанного, прочитанного и обсужденного о труде других и формирование своих профессиональных намерений.
Функциональные орудия познания окружающего профессионального мира и самоанализа для построения адекватных форм профессионального самоопределения разрабатываются в рамках психологии труда как направление профориентационной и профконсультационной помощи населению.
Условия, в которых проходит процесс профессионального самоопределения, как подрастающего, так и взрослого человека, определяющие обстоятельства этого дела, тесно взаимосвязаны между собой и названы факторами, образующими ситуацию выбора профессии.
На рисунке 1 представлены эти факторы. Всего их можно выделить 8.
Рис. 1. Факторы, образующие ситуацию выбора профессии
К ним относятся семья и школа, склонности и способности, уровень притязания и уровень информированности, контактные группы сверстников и личные профессиональные планы, которые образуют структуру активности субъекта профессионального самоопределения.
Графически структура может быть представлена в виде окружности. Периферия окружности символически обозначает границы сознания субъекта, на которой расположены сами факторы.
"Закольцованность" данной структуры обусловлена возможностями наглядной графической иллюстрации ситуации выбора профессии, изображенной в форме восьмиугольника выбора-перспективы. Отсутствие такой перспективы означает неполноту ориентировочной основы и может быть сопряжено с ошибочным выбором.
При постановке задач выбора профессии в каждом отдельном случае необходимо построить эту схему и затем провести аналитическую работу, - последовательно разобрать содержание и значение каждого из восьми факторов, представленных на рисунке 1.
Лучше всего завести специальную тетрадь, в которой фиксировать все действия, направленные на осознание и достижение профессиональных целей.
Для более детального ознакомления с указанной проблематикой можно воспользоваться следующими литературными источниками:
1. Климов Е.А. Школа... а дальше? Л., 1972
2. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р-на-Д., 1996
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., 1996
Рассмотрим теперь в отдельности все выделенные нами факторы, образующие ситуацию выбора профессии.
Зачем советоваться с родителями и другими членами семьи
при выборе профессии?
(Методика построения гемограммы с целью выявления
профессиональных сценариев старших членов семьи.
Определение роли первого фактора)
Для ответа на вопрос: "Зачем советоваться с родителями и другими членами семьи при выборе профессии?", - ознакомьтесь с материалом, который изложен ниже, обсудите его со старшими членами семьи.
Значение позиции родителей и старших членов семьи в ходе профессионального самоопределения заключается в том, что ценностные семейные ориентиры, так называемая социальная ориентация личности, оказывается базовой для профессиональной ориентации. Прохождение человека и отнесенность его личности к тому или иному социальному слою или классу имеют двойственную функцию. С одной стороны, из-за механизмов подражания (идентификации) уменьшается неопределенность выбора, так как имеют место традиции (традиции часто наблюдаются в семьях музыкантов, артистов балета, театра и кино - феномен ранней профессионализации, когда у ребенка четырехлетнего или пятилетнего возраста развиваются определенные умения из области профессиональных действий). А с другой стороны - наличие потребности в индивидуальном самовыражении заставляет личность пользоваться и механизмами отчуждения от знакомых жизненных и профессиональных сценариев, известных из семейного окружения, - искать свой путь и свое призвание.
Известные такие позиции старших по отношению к профессиональному выбору:
1. Позиция невмешательства. Высказывания типа: "Не надо зажимать инициативу ребенка. Пусть он будет, кем хочет, лишь бы был счастлив..." Или: "Мне родители не мешали, и я мешать не буду...". По сути, имеет место уход взрослых от оказания помощи в профессиональном самоопределении. Сын или дочь находятся в очень сложном психологическом состоянии, именуемом как состояние неопределенности, и на фоне сложностей пубертата (физического и психического созревания), испытывает острейший дискомфорт и начинает действовать стихийно, дальше перемещаясь по кольцу факторов без уяснения своих социальных корней.
2. Позиция активного вмешательства. В отличие от такой позиции, у родителей может сформироваться и другая - позиций активного вмешательства в процесс выбора профессии, и если таковой сделан, родители не только поддерживают его, а начинают действовать целенаправленно и напористо, как если бы это они, а не их дети, решали задачу выбора.
В этом случае активность ребенка опережается, он часто лишен самостоятельности в деятельности, поскольку организуется круг чтения, в котором находятся знаком и репетиторы, помогающие добиться цели, - поступить на нужное место учебы или работы. Высказывания родителей могут звучать так: "Мне в свое время родители так не помогали...", "... у меня таких возможностей не было, хочу, чтобы у нее (него) получилось...".
3. Позиция противодействия. У родителей может также сложиться мнение, что сделанный их ребенком профессиональный выбор неправильный. Тогда, как правило, родители начинают демонстрировать позицию противодействия.
Как правило, это происходит в том случае, когда родители знакомы с избранной ребенком деятельностью по личному опыту своей работы, и они не хотят, чтобы их путь был повторен. Матери кажется, что у нее могла бы жизнь сложиться лучше, если бы не ее специальность, отсюда и стремление огородить от известной ей "плохой" работы свое дитя и направить все усилия в пользу неизвестной, но, по каким-то причинам, кажущейся "хорошей". В этом случае типичными представляются такие заявления матери, как, например: Мать заявляет дочери, которая решает стать так же, как и она, учителем истории: "Пойдешь в нефтяной институт. У отца там связи, да и, вообще, образование современное, - и компьютеры, и стипендия хорошая, и замуж выйдешь, - там полно ребят. Костьми лягу, но не пущу тебя в "педагогический".
В отличие от готового рецепта привлекательного будущего, иногда родитель готов согласиться с каким угодно выбором в пользу неизвестности, но только не с вариантом своего профессионального пути: "Не за этим я растила единственную дочку, чтобы ты стала медсестрой и так же, как я, мучилась. Будь хоть портнихой, хоть кем угодно...".
Иногда родители способствуют неверным представлениям о своей или знакомой профессии и по различным причинам их позиция носит оттенок псевдосоциального отношения к работе.
Отец-летчик, командир летного отряда заявляет сыну: "Пойдешь по моим стопам, тебе будет легче, не то, что мне. Пусть попробуют тебя обидеть, будешь сразу летать заграницу и мир увидишь, и деньги будут...".
Родители могут и не знать особенностей той или иной деятельности, но активно ее пропагандируют и навязывают выбор: "В наше время нужно становиться только психологом, а не программистом как я. Это интересно, будешь про всех все знать и добьешься успеха...".
Часто родители озабочены рамками престижа социального слоя, к которому относятся, и строго следят за выбором варианта образования: "Пойдешь только в институт, в какой - неважно...", или противоположное требование: "Вот учудил, - в институт надумал, - мать с отцом решил переплюнуть, в интеллигенцию податься! А кто тебя кормить будет?".
Наиболее сложной бывает позиция родителей учащихся с инвалидностью. Как правило, такой ребенок с детства окружен родительской заботой о его здоровье. Гиперопека проявляется с таких высказываниях: "Зачем тебе работа? Учись тому, чему хочешь... - я тебя все равно не брошу... Я буду всю жизнь о тебе заботиться" или: "Выбирай работу только согласно предписаниям врача... Ты отличаешься от других учеников, потому что выбор профессий у тебя невелик...".
Конечно же, все вышеперечисленные варианты отношения родителей к поискам профессионального будущего являются следствием субъективного отношения к миру профессий, ограниченности опыта и реальных знаний о мире профессий, а также отсутствием развитой системы профессиональных психолого-профессиоведческих консультационных услуг.
Желательной, идеальной является такая позиция родителей и других старших членов семьи - прародителей, старших братьев и сестер, - когда субъекту профессионального самоопределения можно легко и безболезненно для нарождающегося самолюбия обратиться с классическим вопросом: "Кем быть?" к любому члену семьи.
Члены семьи и окружение подростка совместно обсуждают вопросы:
"С кем (то есть, с какой профессиональной общностью людей) быть?",
"Что ты сможешь дать обществу и семье, где ты принесешь больше пользы в обществе?"
И ответы на эти вопросы ищут вместе младшие и старшие члены семьи, уважая мнение друг друга.
Взрослым необходимо отстраниться, отстроиться от своих удачных и неудачных представлений о профессии, им нужно максимально широко информировать подростка как об особенностях семейных традиций выбора, так и о многообразии видов профессионального труда, с которыми не знакомы на личном опыте члены данной семьи.
Крайне важно создавать условия пробы сил подрастающего человека с последующим анализом "сильных" и "слабых" сторон личности в приложении к перечню рекомендованных профессий для лиц с инвалидностью, требованиям профессии и к семейным традициям.
Совместное обсуждение профессиональных планов - наиболее продуктивная позиция старших членов семьи. Важно преодолеть отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, островка с изначально высоким статусом в океане профессий, поскольку так можно застрять и потеряться.
Высокий профессиональный статус приходит не сразу и только к тем, кто не боится справиться с предрассудками чести - ложными, необоснованными взглядами, ставшими привычными, стереотипными, само собой разумеющимися.
Некоторые профессии и занятия считаются неприличными, недостойными, поэтому не получают социальное одобрение тех, кто посвятил себя этим профессиям и занятиям. Для учащихся с ОВЗ это особенно актуально, так как наиболее походящая для них профессия может принадлежать именно к "неприличным" и "недостойным" профессиям, в стереотипном о них представлении.
Для построения совместной работы родителей и детей поисков профессионального призвания и подготовки профессионального старта необходимо обратиться к анализу семейной истории профессий и ее современной интерпретации в интересах того члена семьи, который выступает в данный момент времени в качестве субъекта профессионального самоопределения.
Пользуясь методом построения генограммы - формы семейной родословной, в которой фиксируется информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях, с одновременным анализом ситуации выбора профессии, свойственной каждому старшему члену семьи.
Генограмма отражает семейную информацию графически, что позволяет оперативно охватить сложные семейные модели развития, и является богатым источником для постановки проблем профессионального самоопределения и развития индивида, которые могут быть связаны с семейными традициями и их развитием во времени его жизни.
Символьное изображение мужчины имеет форму квадрата, а женщины, - круга. Брачные отношения фиксируются соединительными линиями, их разрывы помечаются штрихами на соединительных линиях. Каждый член семьи характеризуется с точки зрения его влияния на профессиональное самоопределение других членов.
Рис. 2. Пример генограммы Кати А.
Для примера можно разобрать случай профессионального самоопределения Кати А., который зафиксирован на рис. 2.
Родители Кати происходили из семей, где все члены имели высшее образование. Обе бабушки были врачами. Дедушка по отцовской линии имел специальность скульптора, а дедушка по материнской линии был военным инженером по ракетной технике. Мать Кати окончила гуманитарный факультет университета, а отец, - физико-технический институт. Они развелись, когда девочка училась в первом классе. Отец сразу женился, в новой семье появились дети, и у него не было возможности помогать прежней семье. Девочку воспитывала мать, и помогали в этом ее родственники.
После окончания средней школы Катя поступила в профессионально-техническое училище, где велась подготовка секретарей-машинисток-стенографисток со знанием иностранного языка. Эта специальность позволяла устроиться на работу без проблем и обеспечивала достаточный заработок для девушки, живущей под опекой матери и родных. По мере освоения специальности в училище, девочка высказывала соображения о необязательности высшего образования для женщины. Однако к моменту выпуска из училища у нее сформировалось желание поступить в вуз. Получив высшее образование по кадровому менеджменту, она успешно работает в настоящее время по этой же специальности в международном банке.
Поговорите со своими родными и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1). Какой социально-экономический статус нашей семьи?
2). Какие принципы воспитания, культивируемые в семье, повлияли на мое развитие самым активным образом?
3). Какую информацию об отношении человека к труду и о конкретных областях профессиональной деятельности я получил(а) в семье?
4). Какие примеры трудового поведения я получил(а) в семье?
5). Какие обязанности я выполняю дома, и как они мне помогут в профессиональной деятельности в будущем?
6). На кого я стараюсь быть похожим из членов нашей семьи?
7). Получаю ли я достаточную эмоциональную поддержку дома?
8). Знаю ли я нашу семейную историю:
- где и кем работают мои родители;
- какие у них интересы и ценностные ориентации;
Как они продвигались по службе, участие и работа в общественных организациях; свободное время.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.2. Отношение родителей ко мне (эмоционально-положительное, равнодушное, авторитарное, другой вариант).
1.3. Отношения между родителями.
1.4. Отношение мое к родителям (любовь к обоим, к одному из них, сходство с одним из родителей или с обоими, разочарование, другие варианты).
1.5. Поддержание дисциплины (способы поощрения и наказания, реакции на похвалу и наказания).
1.6. Распределение обязанностей по хозяйству (способ стимуляции к выполнению своих обязанностей, их распределение между членами семьи).
2.1. Старшинство, индивидуальные характеристики.
2.2. Любимый брат, сестра, взаимоотношения.
2.3. Отношение к братьям и сестрам (подчинительское, лидерство, дружеское, другие варианты).
2.4. Образование братьев и сестер, их место учебы, работы.
3. История более широкого круга семьи.
3.1. Члены семьи, их профессии.
3.2. Влияние отдельных членов семьи на мои личные профессиональные планы.
По каким причинам нужно знать мнения друзей, коллег
и сверстников о ваших профессиональных намерениях
и считаться с ними?
(Методика построения социограммы в целях выявления влияния
друзей, товарищей, сверстников на выбор профессии.
Определение роли второго фактора)
Позиция товарищей, подруг, друзей, их мнения о профессиональных намерениях человека являются значимым фактором из-за особенностей психического развития человека, поскольку он на каждом этапе своего развития осуществляет активный поиск своей социальной роли и этот процесс проходит в общении.
Дружеские связи крепнут и трудно расставаться надолго. Пример типичного высказывания: "Целую неделю придется не видеться, если будем учиться в разных местах". Из-за этого зреет решение идти учиться вместе, в одно учебное заведение, так сказать "за компанию".
Последствия такого выбора бывают самыми разнообразными. Главное, чтобы было понимание того, что настоящий друг - это тот, который понимает, а не тот, который давит и настаивает. Важно осознать, что более значимыми оказываются не сиюминутные, привычные, иногда поверхностные отношения со сверстниками, а долгосрочные интересы истинного товарищества, когда ваше приобщение к выбранной профессии не вызывает у друга ревности.
Для более детального ознакомления с мнением товарищей и друзей о вашем профессиональном призвании необходимо их об этом расспросить, задав вопрос: "Закрой глаза, представь меня через 5 лет. Скажи, пожалуйста, кем ты меня видишь? Как ты думаешь, какому делу мне нужно посвятить себя в будущем?".
Подумайте также и ответьте на такие вопросы.
Как я выбирал друзей - в школе, вне школы, в учебном заведении - вне учебного заведения, на работе - вне работы?
Есть ли у меня друзья, подруги, с которыми у нас есть общие интересы? Эти интересы ведут в будущее? Нам также будет интересно и важно дружить в будущем?
Какие у меня отношения с одноклассниками:
- мои друзья популярны среди других людей,
- мои друзья непопулярны среди других,
- какова длительность нашей дружбы,
Постройте социограмму - схематически изобразите свои дружеские связи и личные контакты в виде концентрических окружностей. В центре "ядерной" окружности расположите себя, а вокруг "на орбитах" своих друзей. Постарайтесь разобраться, - кто мне друг, подруга? Кто приятель, приятельница? Кто "злой гений" в наших отношениях, - все время тянет меня "не туда", а я не сопротивляюсь?
Подсчитайте количество своих друзей, контакты в социальных электронных сетях обдумайте отдельно.
Как повлияли на меня раньше и влияют сейчас
социально-значимые личности в плане профессионального
самоопределения?
(Методика построения объектограммы в целях выявления влияния
учителей или других значимых лиц на выбор профессии.
Определение роли третьего фактора)
Чтобы определить, как повлияли на меня раньше и влияют сейчас социально-значимые личности в плане профессионального становления, нужно постараться определить уровень своего эмоционального развития.
Для этого постройте объектограмму.
В таблицу, представленную ниже, занесите свои оценки знаками "+" или "-", сложившиеся по прежнему и настоящему учебному опыту, характеризующие ваше отношение к предметам и учителям, а также итоговую оценку по изучаемому предмету.
По итогам заполнения таблицы поймете, что является для Вас наиболее важным условием в отношениях с наставником, и определяющим ваши официальные успехи.
В случаях развития религиозного сознания важнейшее и решающее значение при проектировании профессионального пути имеет Образ Божий, житие и смерть Христа Спасителя, Святых мучеников и мучениц, наставления священника у верующих христиан, а у верующих - представителей других конфессий - Образы Главы Церкви, его сподвижников и советы служителей культа.
В случае доминирования в развитии сознания светских и атеистических тенденций - позиция школьных педагогов, классного руководителя, педагога-репетитора, педагога дополнительного образования, начальника на первом рабочем посту, другой социально-значимой личности, например, общественного деятеля прошлого и настоящего, ученого, кумира-артиста или спортсмена, литературного персонажа и кино-героя.
Иногда в качестве таких личностей выступают некоторые взрослые из близкого или отдаленного социального окружения - соседи, знакомые и друзья родителей, - их мнение по вопросам профессионального становления имеет весьма важное значение при формировании представлений о возможностях профессионального будущего.
В случаях, когда перед учеником стоит проблема, как разобраться в отношении к учебному предмету, который нравится и, кажется, что в профессии, в будущем хотелось бы заниматься именно им, а также в отношении к учителю, который этот предмет преподает. Бывает, что отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение различать эти реальности ведет к ошибкам в профессиональном самоопределении. За ореолом учебного предмета стоит достаточно обширная группа родственных специальностей - профессий, которые будут связаны с учебной дисциплиной довольно тесно, а другие в меньшей степени.
Если ученик интересуется учебным предметом, носящим название "литература", то ему важно уточнить, какие реальные специальности стоят за названием профессии "литератор". Здесь будут сгруппированы и преподаватель литературы, и литературовед-исследователь, и литературный сотрудник - публицист, критик в журнале, и журналист, корреспондент в газете и на телевидении, редактор издательства, редактор газеты, библиотекарь и библиограф и т.д. Возможно, что предпочтение литературы как предмета связано с развитием у ученика лишь читательского интереса, а не с желанием овладеть специальностью.
Аналогичным образом нужно разбираться и с перенесением положительного (зачастую, восторженного отношения) к учителю на учебный предмет, который он ведет, а затем и на профессиональное будущее.
Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на профессию, которой этот человек владеет, осуществляется по механизму подражания другому человеку.
Как определить свои склонности и способности?
(Методика построения хронограммы для самостоятельного
выявления склонностей и способностей к труду и учению.
Определение роли четвертого и пятого факторов)
Областью склонностей может быть любая сфера приложения духовных или физических сил человека, приносящая психологическое состояние уравновешенности, удовлетворенности собой и своими действиями.
Разобраться в своих склонностях можно также только в том случае, если организовать процесс самонаблюдения за своим поведением с проведением последующего анализа своего настроения и душевных состояний в течение какого-то периода времени.
Вариант ориентировочной схемы для самонаблюдения склонностей может быть таким.
В таблице, приведенной ниже, фиксируются все виды активности, осуществляемой человеком в течение суток, недели, месяца и более длительные промежутки времени.
Против каждого конкретно обозначенного вида активности ставится знак соответствующего настроения "+/-" или "-", а затем фиксируется причина такого настроя и последующие действия человека, которые позволили изменить настроение. Внимательно нужно анализировать как позитивные, так и негативные состояния, чтобы впредь избегать или предотвращать события, имеющие ненужные последствия.
Составьте хронограмму. В таблице отмечайте характеристики Ваших занятий с интервалом в 30 минут.
Понимание развития склонностей необходимо вести по схеме анализа детства, детских впечатлений, впечатлений подростничества и юности.
1. Первое впечатление, возникшее по ходу жизни, о котором Вы можете вспомнить.
2. Отношение к родителям - чувство уверенности, особые ситуации - развод, смерть одного из родителей, обоих, другие обстоятельства.
3. Болезни ребенка и реакции родителей на них.
4. Дурные привычки - нежелательные навыки в детстве и их преодоление.
5. Игры, игрушки, любимые животные, любимые занятия.
6. Желания, фантазии, любимые рассказы, сказки, фильмы, мультфильмы, герои.
7. Отношение к людям - позитивное, негативное, агрессивное, пассивное, соглашательское, другие варианты.
8. Обязанности ребенка в семье.
9. Впечатления от посещений мест работы родителей и других членов семьи.
10. Наличие дефектов здоровья и способов их принятия.
10.1. Характер болезни или инвалидности и связанные с ней субъективные проблемы.
10.2. Влияние отношения к болезни на отношение к развитию компенсаторных склонностей и способностей.
На успешность в профессиональной деятельности влияют, с одной стороны, действительное состояние здоровья, а с другой, - эмоциональные реакции, которые с ним связаны.
Хронические заболевания, инвалидность способствуют образованию новых отношений личности с окружающим миром. До заболевания такие отношения были несвойственны человеку. Достижение эмоционального равновесия зависит от способа принятия дефекта и от уровня эмоционального напряжения, которое часто проявляется в форме невротических реакций.
Склонности человека как индикатор профессионального призвания проявляются в самых разнообразных видах активности, выполняемой на условиях бескорыстной инициативы: "Делаю, потому что нравится и просто интересно..., мне хочется делать".
В склонности проявляется познавательное побуждение человека и активное его действование в заданном направлении при осуществлении любимых занятий, на которые тратится свободное время. Симптомы склонностей определяются по признакам желания человека вмешаться в какое-либо дело. Чем больше перебирается направлений в занятиях и досуговых увлечениях до момента совершения решающего профессионального старта, тем шире субъективный опыт, обуславливающий меньшую вероятность смены профессиональных учебных заведений.
Склонности проявляются как в учебной, так и в профессиональной, и в другой деятельности. Областью склонностей может быть любая сфера приложения духовных или физических сил человека, приносящая психологическое состояние уравновешенности, удовлетворенности собой и своими действиями. В отличие от склонностей, способности человека выступают как показатели уровня реальных жизненных достижений.
Разобраться в своих склонностях можно также только в том случае, если организовать процесс самонаблюдения за своим поведением с проведением последующего анализа своего настроения и душевных состояний в течение какого-то периода времени. На формирование склонностей человека влияют условия, в которых проходило раннее детство, первый опыт от общения с людьми и животными, обращения с вещами. Наличие неприятных событий, травмирующих психику ребенка, влияют на характер взаимоотношений ребенка с окружающим миром. К сожалению, психологическое значение материнского "ухода" на работу несет за собой, вообще, отрицательное отношение ребенка к комплексу явлений, который обозначается словом "работа". В случае "выплескивания" взрослыми дома в присутствии детей своих негативных впечатлений о событиях на работе усугубляется у детей и отрицательное отношение к работе в целом.
В других случаях, по мере приобретения ребенком опыта в рамках наблюдения нормальных мотивов и установок трудового поведения окружающих, его социализация в плане развития представлений о действиях по достижению образов профессионального будущего происходит без особых трудностей и кризисов. И в этом процессе становление склонностей обеспечивает важнейшее условие профессиональной успешности, - развитие высокого уровня эмоциональной зрелости личности. Человек может иметь отлично развитые способности, но у него не сформировано не правильное отношение к труду, - нет склонности к общественно-полезной деятельности, - и как результат, работа не приносит удовлетворения. Наличие понимания, что в работе есть не только приятные моменты, но и трудные, свидетельствует как об эмоциональной, так и рациональной ориентировке в требованиях деятельности. Превалирование отрицательных или, наоборот, положительно окрашенных впечатлений о моментах работы иногда ведет к проблемам с вхождением в профессию и переходом на стадии стабильного функционирования как профессионала. Иногда говорят о дезадаптации, разбирая феномен "выгорания" человека на работе.
Стихийно и специально сформировавшиеся способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений могут иметь значение и для успешности в профессиональной деятельности. Под способностями подразумеваются любые индивидуально-психологические особенности человека (и не сводимые к знаниям, навыкам), обуславливающие продуктивные достижения в деятельности человека выше среднего результата.
Если, например, человек хорошо различает запахи и точно помнит их, то это способность. Развитие такой способности важно для хорошей работы повара, товароведа продовольственных продуктов, химику, парфюмеру, фармацевту, столяру (по оттенкам запаха древесины уточняет ее сорт, породу, другие признаки). Уровень развития способностей.
Кроме опыта семейного воспитания очень важно обдумать здесь школьный опыт, поскольку пребывание в школе имеет длительный период, когда на физическое и умственное развитие ребенка, его социализацию оказывается систематическое влияние. Процесс учебы, приверженность к одним предметам и отвержение других, активность в свободное время, принадлежность к формальным и неформальным группам дают возможность проявлять ученику разнообразные "явные" и "скрытые" способности.
Школа развивает задатки, впоследствии превращая их в способности, которые могут быть связаны с выбором будущей профессии. Предметное обучение позволяет сформировать ориентировку о разнообразных сложностях или "простоте" той или иной трудовой деятельности. Особое значение для ребенка имеет приобретение опыта межличностных отношений и развитие способностей завязывать и поддерживать контакты с людьми через реализацию определенного варианта поведения, - к примеру, лидера, "отверженного", конформного или иного его проявления. Очень важны впечатления, оставшиеся об отношениях со сверстниками и с учителями, о результативности вариантов контактов, поскольку они влияют на развитие социальных потребностей и общественно-направленных характеристик личности.
Социальные контакты вне семьи, отношение к друзьям и недругам, к школе в целом, способствуют формированию особой человеческой способности - способности к совершению социальных выборов, к которым относится и выбор профессии.
Обдумывание уровня сформированности способности к социальным выборам может идти по таким пунктам.
1. Особенности психофизиологической адаптации ребенка в первом классе. Периоды значительных успехов в школе (различные грамоты и награды) или неудач (повторение учебного года, перемена школы или класса, их причины). Любимые и нелюбимые предметы, общественная жизнь вне школы.
2. Отношение к общепризнанным действиям и явлениям, называемым авторитетными. Отношения с учителями, отношения к оценкам, к наказаниям. Переживание варианта отношения к себе учителя (несправедливое, агрессивное, равнодушное, дружеское, восторженное, другое).
3. Отношения с одноклассниками, характер отношений (дружеский, лидерский); друзья и их характеристики (популярные среди других ребят, непопулярные, другие), длительность дружбы.
4. Уровень притязаний по отношению к учебе; достижения в свете идеалов, образов любимых героев и значимых личностей.
Некоторые стихийно и специально сформировавшиеся способности человека как показатели уровня реальных жизненных достижений могут иметь значение и для успешности в профессиональной деятельности. Развитие такой способности важно для хорошей работы повара, товароведа продовольственных продуктов, химику, парфюмеру, фармацевту, столяру (по оттенкам запаха древесины уточняет ее сорт, породу, другие признаки).
Любые особенности человека - его личностные и индивидные черты, характерологические и темпераментные проявления, психофизиологические и анализаторные возможности могут выступать в роли способностей. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах активности вне школы, института.
При выполнении одной и той же работы, успех может быть достигнут за счет разных сочетаний способностей. При решении разнообразных задач по профессиональному самоопределению одной из основных выступает формирование у человека способности делать жизненные выборы.
Как понять, на какой стадии развития я нахожусь.
Какие у меня притязания на общественное признание?
(Методика построения развитиеграммы для самостоятельного
выявления психологической стадии развития. Определение роли
шестого фактора)
На развитие фактора мотивации достижений или уровня притязаний на общественное признание влияют общественно-политические условия развития государства, в которых живет оптант, социально-экономическое положение его семьи, особенности его жизненного личностного и профессионального развития, вариативность уровня профессионального образования.
Измерителями общественных ценностей человека и его достижений являются внешние и внутренние оценки активности человека. К внешним относятся педагогические и аттестационные оценки, а внутренние оценки -более или менее устойчивое представление человека о том, какой оценки он заслуживает - носят название самооценки или уровня притязаний.
Уровень притязаний на общественное признание во многом связан с возможностями получения соответствующего уровня образования - высшего, средне-специального и профессионально-технического.
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
Обучение в вузе предполагает получение высшего теоретического, но низшего практического образования. Получение профессионально-технической подготовки в училище или на производстве в качестве ученика предполагает освоение высшего практического уровня образования, но низшего теоретического его варианта. Учеба в техникуме, колледже позволяет сочетать теорию и практику освоения профессии.
В ходе первичной профессиональной ориентации, когда человеку приходится планировать совершение профессионального "старта", важно отдавать себе отчет о намерениях получения экономической независимости и психологической автономии в близком социальном окружении (родительская семья и собственная, учебная группа).
Если человек желает достигнуть их как можно быстрее, то лучше ориентироваться на учебу по варианту высшего практического образования, то есть нужно поступать в училище, колледж или техникум.
Если намерения независимости не тяготят человека, и он откладывает требования автономии на достаточно неопределенный период, то может быть выбран вариант вузовского обучения. Структура системы высшего профессионального образования носит многоуровневый характер.
По закону об образовании имеется возможность получить неполное высшее образование, если обучение велось не менее двух лет, и результат усвоения соответствующей программы подкрепить дипломом о неполном высшем образовании или продолжить образование и получить впоследствии квалификацию "бакалавр".
Следующий уровень образования осуществляется по двум типам подготовки - с присвоением квалификации "магистр" или "специалист". Нормативный срок подготовки магистра состоит из шести-семи лет обучения (бакалавра - четырехлетнего цикла).
Все программы могут быть освоены по разным формам образования: очной (дневной и вечерней), очно-заочной, заочной и в экстернате. Эти формы отличаются объемом обязательных занятий преподавателя с обучаемыми.
Реалистичность уровня притязаний формируется на основе сличения своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честного отношения к их успехам с учетом мнения наставников. Важной особенностью при выборе профессии оказывается вариант мотивации, демонстрируемый индивидом. В одном случае он стремится, так выбрать свой вид занятий, чтобы только предотвратить неуспех или неудачу, а в другом, - он стремится к успеху. Как показывают исследования, во втором случае совершается более адекватный и более реалистический выбор.
Даже очень короткая история трудовой деятельности оптанта позволяет проанализировать отношение его к труду и характер реакций на социальные связи в ходе контактов с другими людьми.
Все это позволяет определить меру устойчивости к фрустрациям - обманчивым или тщетным ожиданиям успеха, и особенности развития профессиональной направленности, определенных черт личности, необходимых для успеха в определенном виде труда.
Формулируя свой уровень притязаний, важно обдумывать и не упускать из виду следующие аспекты.
1. Потребности и способности человека к труду.
1.1. Первое место работы (первое трудовое поручение), длительность выполнения его, характер основной деятельности, содержание обязанностей, распределение рабочего времени.
1.2. Временные интервалы между переходами на новые места работы, оклад, другие варианты вознаграждения, причины ухода с данной работы.
2. Устойчивость к психическим состояниям в виде отрицательных переживаний разочарования, тревожности, неуспеха.
2.1. Наличие эквивалентности требований деятельности и возможностей образования, способностей и интересов.
2.2. Уровень ответственности при выполнении отдельных трудовых заданий.
2.3. Наличие препятствий при выполнении работы и их устранение.
2.4. Возможности концентрации усилий для выполнения работы, несмотря на неблагоприятные условия труда.
2.5. Способность делать неприятную работу.
2.6. Реакция на поощрения и взыскания.
3. Особенности социальных связей.
3.1. Характер контактов с людьми на работе и их количество.
3.3. Друзья и критерии образования дружеских отношений, на работе или вне работы.
3.4. Членство в различных кружках, общественная работа.
4. Наличие вариантов трудовой инициативы. Рационализаторские предложения, фантазии, степень утопичности - реальности проектов, другие инициативные моменты.
5. Варианты рационального использования энергии в процессе труда.
5.1. Отношение к проблемам выбора.
5.2. Регулярность или нерегулярность выполнения трудовых обязанностей.
5.3. Осознание полезности планов, схем, системного подхода; наличие критичности при выполнении большого задания.
5.4. Уровень принятия изменений условий труда.
На рисунке 3 отражены стадии личностного развития. Постарайтесь ответить, на какой стадии развития Вы находитесь и какие факторы личностного развития для Вас сейчас значимы?
Рис. 3. Стадии личностного развития
Как повысить свой уровень информированности о мире профессий
в целом и об избранной специальности в частности
(Методика составления формулы профессии и специальности.
Определение роли седьмого фактора)
Этот фактор имеет важнейшее значение при обдумывании своего трудового пути. Необходимо ориентироваться во всем многообразии специальностей, которые есть в обществе на момент выбора профессии, а также месте и роли избираемой человеком специальности в общей картине мира профессий.
Особой задачей выступает задача освоения системы требований деятельности к человеку и формирование готовности реализовать эти требования.
Следует понимать, что классификация специальностей Министерства труда и классификация специальностей Министерства образования совпадают в части профессионально-технического и среднего специального образования.
По специальностям высшей школы такого совпадения нет. Поэтому при выборе типа учебного заведения и варианта обучения, крайне важно понимать, какие отличия будут иметь место при получении диплома о квалификации и возможностях трудоустройства с этим дипломом.
Обзорная систематика психологических характеристик-требований мира труда в виде буквенно-цифровых описаний, представляющих собой дескрипторный словарь.
|
Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8 МТ, МР, ЖЗ, ОБ, Б, ОВ К1, К2, КЗ, К4, К5, К6, К7, К8 АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, ОС, О |
|
|
Ф2, ФЗ, Ф4, Ф5, Ф6, Ф7 |
|
Расшифровка схемы осуществляется следующим образом.
В левом столбце обозначены названия классификационных ярусов, а в правом их описание выполнено в буквенно-цифровом виде.
Буквенно-цифровое обозначение позволяет кратко описывать любую специальность и сравнивать ее с описание другой.
Нижний ярус содержит обозначения пяти типов профессий:
П - живая природа объединяет в качестве главного ведущего предмета труда такие объекты окружающей действительности, как растения (овощевод), животные (рыбовод), микроорганизмы (микробиолог) или клетки (цитолог);
Т - неживая органическая материя (геолог), технические системы (слесарь по ремонту летательных аппаратов), вещественные объекты (чеканщик), материалы (травильщик фольги), виды энергии (физик-экспериментатор);
Ч - люди (дежурный по станции метрополитена), группы (воспитатель группы продленного дня), коллективы (начальник цеха), общности людей (министр);
З - условные знаки (шифровальщик), цифры (брокер), коды (кодификатор), естественные и искусственные языки (лингвист);
Х - художественные образы (скульптор), условия их построения (искусствовед).
Когда человек работает, его усилия направлены на объект труда, чтобы добиться необходимого результата (нормативных описаний цели труда), а не на отрасль, к которой относится его специальность.
Следует помнить, что классификаторы профессий построены по отраслям хозяйствования, и они не разграничены по предметам труда, и это создает дополнительные трудности для ориентировки в мире профессий.
Во втором ярусе расположены цели (мысленный образ результата) труда и он обозначается как классы специальностей. Они определяются в зависимости от разнообразных действий, осуществляемых человеком с предметом (объектами) труда.
К ним относятся цели гностической оценки - Г1 и гностического оценивания - Г2, которые ведут свое название от древнегреческого "гнозис" - знание, познание, и предполагают выполнение операций сличения, сортировки (П) - (сортировщик алмазов), либо углубления в скрытые связи предметов и явлений (Г2) - (врач-рентгенолог).
П1 - организации и упорядочивания (инженер-системотехник),
П2 - оказания влияния, воздействия (артист),
П3 - обслуживания (проводник по сопровождению животных).
И - изыскательные цели, реализуя которые, специалисты осуществляют поиски наилучшего варианта решения преобразующей задачи с одновременными интенсивными оперативными гностическими действиями, сопрягаемыми с требованиями конечного результата труда (скорняк-раскройщик).
В третьем ярусе обозначены средства труда - способы и приспособления, позволяющие получать результат труда. Они составляют отделы специальностей:
Р - профессии ручного труда (врач-хирург),
М - машинно-ручного (машинист локомотива),
А - автоматические и автоматизированные системы (оператор телевидения), аппараты (аппаратчик по выращиванию дрожжей).
ПУ - приборы, устройства, средства передачи речи, усиливающие способности человека (оператор пейджинговой связи).
Ф - функциональные, невещественные орудия труда, анализаторы человека (дегустатор чая): Ф1 - речеголосовые проявления в простых грамматических формах (приемщик заказов). Ф2 - сложные устные речеголосовые проявления (артист-вокалист-солист). Ф3 - деловая профессиональная речь (прокурор). Ф4 - мимический и жестовый язык (дирижер). Ф5 - тело, организм человека (каскадер). Ф6 - формы беспристрастного поведения (председатель суда). Ф7 - широкий интеллект и оперативное владение базами знаний (директор атомной станции).
В четвертом ярусе располагаются самые многочисленные характеристики трудовой деятельности, определяющие предметные и социальные обстоятельства ее выполнения, названные условиями труда, и образующие группы профессий.
АЛ - строгий алгоритм выполнения трудовых действий (оператор плазмохимических процессов).
АН - нестрогий алгоритм (учитель-логопед).
Н - разработка новых алгоритмов (летчик-испытатель).
ИН - индивидуальное выполнение трудовых заданий (агент коммерческий).
К - коллективная работа (горнорабочий очистного забоя (шахтер)).
ИС - исполнительская активность (курьер).
ОС - самодеятельная активность (композитор).
О - организационная активность (кинорежиссер).
К1 - контакты-согласования (дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю).
К2 - контакты-соприкосновения (дежурный по вокзалу).
К3 - контакты межличностной сопричастности (акушерка).
К4 - контакты взаимодействия (второй пилот).
К5 - контакты с группой (заведующий кафедрой).
К6 - замкнутые контакты (член экипажа подводной лодки).
К7 - огромное количество кратковременных личных (упаковщик сумок при входе в торговый зал супермаркета) и внеличностных контактов (телефонист междугородней телефонной связи).
К8 - двойственные контакты с людьми и животным миром (ветеринарный врач).
МТ - материальная ответственность (кладовщик).
МР - моральная ответственность (политический обозреватель).
ЖЗ - ответственность за жизнь и здоровье (шеф-повар).
ОБ - обычная ответственность (расклейщик объявлений).
Б - бытовой микроклимат помещения (модельер).
ОВ - работа на открытом воздухе (уборщик территорий).
Н1 - нарушение потребности в самосохранении из-за риска погибнуть (военнослужащий).
Н2 - нарушение потребности в комфорте из-за внезапного появления опасности (проводник пассажирского вагона).
Н3 - нарушение потребности в эстетических ощущениях восприятия другого человека из-за наличия у него отклонений от нормы (врач-психиатр - судебный эксперт).
Н4 - нарушение биологических и социальных ритмов жизнедеятельности из-за быстрых изменений часовых и климатических зон (бортпроводник).
Н5 - нарушение потребности в гармоничном напряжении мышечных систем из-за больших физических нагрузок (лесоруб).
Н6 - нарушение двигательной активности из-за рабочей позы (оператор ЭВМ).
Н7 - нарушение суточного ритма из-за работы в ночное время (врач скорой помощи).
Н8 - нарушение потребности в естественной экологической связи с окружающим миром из-за наличия физико-химических опасностей (составитель реактивной воды).
Данной обзорной систематикой мира профессий можно воспользоваться для составления формулы своей специальности, ознакомившись со схемой, представленной ниже.
Рассмотрим вариант прочтения описания профессии учителя начальных классов на базе дескрипторного словаря (этот текст служит примером) как вариант подхода к составлению формулы. Размышления о выборе некоторых дескрипторов по мере прочтения приводятся курсивом.
Учитель начальных классов. В начальных (П, Н2) и средних (дескриптор П выбирается, поскольку здесь имеется указание на возраст учащихся - начальная и средняя школа, следовательно нужно помнить о половых различиях и психофизиологических особенностях организма ребенка; дескриптор Н2 выбирается, поскольку коллектив маленьких детей сравнивают с океаном, поэтому учитель всегда должен быть начеку, и он кстати по нормативным требованиям отвечает за их жизнь и здоровье - есть правила безопасного труда на уроках труда, где дети могут работать с ножницами и иголками, к примеру) школах на высоком идейном (МР) и научном (З) уровне проводит (ИН, П2) обучение (П1) учащихся (Ч) по различным предметам (П - природоведение, окружающий мир; Т - уроки труда (ЖЗ); Ч - уроки этики; З - математики, русского языка; Х - чтения). Планирует (П1) учебный (З) материал (Т) по соответствующему предмету, обеспечивает (П1) выполнение (П1) учебной программы (З), участвует (П2) в методической (Ч, З, К) работе. Добивается (П2) от учащихся (Ч) прочных и глубоких знаний (З). Анализирует (Г) успеваемость (З) учащихся (Ч), обеспечивает (П1) соблюдение ими (Ф) учебной дисциплины (З, Ч). Формирует (П2) умения и навыки (Ч) самостоятельного (ОС) обучения, готовит (П1) их к практическому применению (П3) знаний (З). Внедряет (П2) наиболее эффективные (И) формы (АН, АЛ) методы (Ф2, Ф2.1) и технические средства (Т, А, ПУ) обучения. Оснащает (П2) учебный кабинет (Т, Б), пополняет (П2) его современным оборудованием (Т, МТ). Осуществляет (ИН, П2) воспитание (МР) учащихся (Ч). Проводит (ИН, П2) факультативные занятия (И), внеклассную (ЖЗ, ОВ) воспитательную (МР) работу (О). Руководит (ИН, О) предметными и другими (О) кружками (К5). Изучает (Г) личные качества (П) учащихся (Ч), участвует (ИН, П2) в работе с их родителями (К2, К5, К6, К7).
Должен знать: требования (З) к воспитанию (П1, П2) молодежи (Ч); предмет (З, Ч), его содержание (Ф1.2) и методику (АЛ) преподавания (АН); педагогику (З, Ч) и педагогическую психологию (Ч, З); формы (АН) и методы (Ф3) обучения (П1) и воспитания (П1, П2) учащихся (Ч). Должен иметь высшее (Ф2, Ф3) или среднее (Ф3, Ф1) профессиональное (З) образование.
Выбор дескрипторов ведется по наличию синонимов и антонимов. Последовательность расположения дескрипторов в описании основывается на выбранном их количестве, - они приведены в скобках.
Ранжирование оценок предметов труда ПТЧЗХП было проведено как 12430, поскольку дескриптор П был выбран 7 раз, Т - 5, Ч - 14, З - 12, Х - 1. Состав дескрипторов по целям труда - П2 (13), П1 (11), Г (12), П3, И; по средствам труда - ФЗ (4), Ф1 (1), Ф2 (1), ФЗ (1); по условиям - АН (3), АЛ (2); ИН (5), К (1); О (3), ОС (1); К5 (2), К3 (1), К7 (1); МР (3), ЖЗ, МТ; Б, ОВ; Н2.
Как построить образ подходящей работы?
(Методика составления формулы профессии и специальности)
Что такое "подходящая работа"? Подходящей работой будет такая, при которой формула профессиональных предпочтений и формула профессии или специальности окажутся сходными.
Как составить формулу профессии и специальности?
Взаимное соответствие человека и профессии можно изучать с психологической точки зрения. Важно выявить степень сходства "Я-образа" субъекта труда (представлений о себе на определенном рабочем месте) и "Образа профессии" (представлений о ее требованиях).
Для построения "Образа профессии" путем детального анализа содержания работы необходимо располагать текстом описания этой деятельности.
Если такого описания в наличии нет, то его можно составить самостоятельно, наблюдая за работающим.
Ознакомившись с описанием профессии, необходимо обсудить его вслух с человеком, которому доверяете.
В ходе тщательного обдумывания особенностей изученного сокращенном материала соотнесите его с требованиями, перечисленными ниже, и зафиксируйте свои соображения-ответы сначала в развернутом письменном виде, а затем в буквенно-цифровом варианте через обозначения, указанные в скобках.
Вы сможете составить формулу профессии для последующего сравнения ее с формулой профессиональных предпочтений.
1) первая гностическая цель труда заключается в конкретной и однозначной оценке (сортировке и классификации) вещественных и невещественных продуктов "чужого" труда в целом или отдельных их признаков по заранее известным, очевидным характеристикам (Г1); экспертный труд;
2) вторая гностическая цель труда предполагает скрупулезное изучение скрытых закономерностей в процессах и явлениях окружающего мира и их неоднозначное оценивание (Г2); аналитический труд;
3) первая преобразующая цель труда заключается в систематизации, организации и реорганизации "своих" и "чужих" продуктов труда (П1); труд по упорядочению;
4) вторая преобразующая цель труда сводится к активному преобразованию объектов, усовершенствованию их внешней и внутренней структуры в разнообразных видах оказания влияния, воздействия или обработки (П2); труд по преобразованию;
5) третья преобразующая цель труда предполагает обслуживание - преднамеренное включение в сферы функционирования объектов по заданиям (П3); обслуживающий труд;
6) изыскательская цель труда включает проектирование, усиленные поиски и нахождение оптимального и экономного варианта в широком контексте гностической и преобразовательной активности для себя и для других (И); изобретательский труд.
II. При выполнении работы используются средства:
7) рука, ручные инструменты (Р); ручной труд;
8) механизмы, различный транспорт (М); механизированный труд;
9) аппараты, автоматизированное оборудование (А); автоматизированный труд;
10) приборы, технические устройства (ПУ); труд с приборами;
11) не внешние вещественные средства, а физиологические возможности человека - органы чувств и анализаторные системы (Ф); органолептический труд;
12) функциональные средства - слушание и говорение в правильных грамматических формах на основе житейских и простейших научных понятий (Ф1); труд по оказанию бытовых услуг;
13) функциональная эмоциональная речеголосовая активность - устная речь по передаче представлений на базе кругозора в определенной области знаний (Ф2); обучающий труд;
14) функциональная мыследеятельная активность - письменная речь на основе научных понятий (Ф3); умственный труд;
15) функциональные - мимика, пантомимика, жестовые ансамбли (Ф4); труд с выразительными средствами;
16) функциональные - координированные движения всего тела, организма человека как единого целого (Ф5); мускульный труд;
17) функциональные - беспристрастное (справедливое) поведение как единство аффекта и интеллекта (Ф6); труд по управлению;
18) функциональные - базы знаний, необходимые для решения масштабных практических и теоретических оперативных задач (Ф7); интеллектуальный труд.
III. Характер условий данной работы:
19) имеет строгий алгоритм - четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); операторский труд;
20) имеет правила и алгоритм выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); труд с принятием решения;
21) имеет ситуации неопределенности при выполнении процесса и достижения результата (И); испытательный труд.
IV. Условия организации труда:
22) достаточно строгое индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); индивидуальный труд;
23) коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); коллективный труд.
V. Условия работы предполагают:
24) наличие исполнительности как отсутствия внешней инициативной активности (ИС); исполнительный труд;
25) самоорганизацию - частичное планирование, распределение нагрузки, изменение способов работы (ОС); труд с высокой степенью самостоятельности;
26) организацию активности других людей (О); организаторский труд.
VI. По условиям работы необходимы контакты:
27) немногочисленные (К1); труд с ограниченным общением;
28) многочисленные (К2); труд с широким кругом общения;
29) с клиентами, имеющими определенные запросы (К3); консультативный труд;
30) с сотрудниками по работе (К4); корпоративный труд;
31) с группами людей в классе, аудитории (К5); просветительский труд;
32) "навязанные" с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве (К6); труд в особых условиях сосуществования (К6);
33) с пользователями, потребителями незначительных повседневных услуг (К7); труд с общением в быстро меняющемся круге лиц;
34) с животными, растениями, микроорганизмами на фоне людских запросов (К8); сопрововодительный труд.
VII. Проявления ответственности:
35) материальная - за сохранение имущества, денег, других ценностей (МТ); труд с материальной ответственностью;
36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); труд с моральной ответственностью;
37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений (ЖЗ); труд с ответственностью за жизнь и здоровье;
38) средняя, обычная (ОБ); простой труд.
VIII. Физические условия труда по преимуществу:
39) бытовые, работа в помещении (Б); труд служащих;
40) на открытом воздухе (ОБ); труд на природе.
41) различные опасности или риск для жизни (Н1); опасный труд;
42) необходимость быстрого реагирования на возникновение аварийных ситуаций (Н2); труд с возможностью аварийных ситуаций;
43) персональный патронат и патронаж лиц с особенным сознанием, поведения и развитием (ИЗ); опекунский труд;
44) навязанные, вынужденные темп и ритм труда (Н4); труд в условиях напряженности;
45) значительные физические нагрузки (Н5); труд с физическими нагрузками, физический труд;
46) длительное пребывание в одной рабочей позе (Н6); стереотипный труд;
47) ночные смены (Н7); ночной труд;
48) аномальные физико-химические особенности производственной среды (Н8); вредный труд.
X. Предметная среда содержит различные связи систем объектов труда - вещественных и невещественных явлений действительности, на которые направлены трудовые усилия; в конкретной работе одна из систем имеет ведущее значение:
49) биотические системы живой природы (П); биономический тип труда;
50) неживые (абиотические) системы (Т); технономический тип труда;
51) социальные системы, человек (Ч); социономический тип труда;
52) знаковые системы (З); сигнономический тип труда;
53) системы художественных образов (Х); артономический тип труда.
Пример индивидуального труда описан в формуле по описанию специальности "Огранщик алмазов в бриллианты" - предмет труда: Х, Т, З; цели труда: И, П2, Г1; средства труда: Р, Ф, Ф3, ПУ; условия труда: АН, АЛ, ИН, ОС, ИС, К1, МТ, Б, Н6, Н8.
Пример коллективного труда членов экипажа воздушного судна гражданской авиации описан ниже в нескольких формулах, которые выявляют существенные отличия в картинах мира представителей летного состава, что существенно затрудняет поиски "общего" языка, и приводит к рассогласованию действий особенно в критических ситуациях.
Формула профессии "Командир воздушного судна гражданской авиации" - предмет труда: Ч, Т, З; цели труда: П2, Г1, П3, П1, И, Г2; средства труда: Ф, Р, Ф3, М, ПУ, А, Ф2, Ф5, Ф4, Ф6; условия труда: АЛ, АН, Н, ИН, К, О, ИС, К4, К6, К7, ЖЗ, МР, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.
Формула специальности "Второй пилот воздушного судна гражданской авиации" - предмет труда: Т, З, Ч; цели труда: Г1, П2, П3, И, Г2, П1; средства труда: Ф, Р, ФЗ, М, ПУ, А, Ф2, Ф4; условия труда: АЛ, АН, Н, ИНД, ИС, О, К4, К6, К7, ЖЗ, МР, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.
Формула специальности "Штурман воздушного судна гражданской авиации" - предмет труда: З, Т, Ч; цели труда: Г2, Г1, П1, И, ПЗ; средства труда: Ф, ФЗ, ПУ, Р, ПУ; условия труда: Н, АЛ, АН, ИН, К, О, ОС, ИС, К4, К6, К7, ЖЗ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.
Формула специальности "Бортинженер воздушного судна гражданской авиации" - предмет труда: Т, З, Ч; цели труда: П2, Г1, ПЗ, П1; условия труда: АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, К4, К6, К7, ЖЗ, МТ, ОВ, Б, Н1, Н2, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.
Как построить образ подходящей работы? Как сформулировать
свои личные профессиональные планы?
(Методика построения формулы профессиональных предпочтений.
Определение роли восьмого фактора)
Содержание любой работы можно описать через формулу профессии. У каждого человека есть соображения о том, какая работа ему подходит больше всего, поскольку его привлекают некоторые ее характеристики, и по ним можно построить формулу профессиональных предпочтений. Для проверки предположений о том, подходит ли выбранная работа человеку, нужно формулу профессии сравнить с формулой профессиональных предпочтений, которую можно составить так.
Внимательно прочтите вслух весь текст интервью. Обратитесь к толковым словарям русского языка, если не понимаете значения некоторых слов. Постарайтесь активизировать воображение и память. Затем обсуждайте каждый пункт в любом порядке, приводя примеры названий профессий, с которыми Вы знакомы, где бы человек выполнял как раз те виды труда, о которых идет речь. После этого "примерьте" к себе характеристики, названные в каждом пункте, и выберите те, что Вам подходят, фиксируя их в буквенно-цифровом виде.
Старайтесь сосредоточиться на анализе своего образа жизни, заведите дневник и фиксируйте в нем свои "открытия", читайте профессиоведческую литературу, активно наблюдайте мир труда, детально обсуждайте темы каждого пункта, расспрашивайте работающих о том, что они делают.
Как нет "хорошей" или "плохой" работы, так нет "хороших" или "плохих" вариантов ответов.
Каждому подходит что-то свое и нужно настойчиво искать свое дело. На составление формулы лучше отвести достаточное время около 20 - 30 часов и заниматься этим систематически в течение двух-трех месяцев.
В первой части интервью приведены вопросы, раскрывающие цели труда - построение в уме образа результатов деятельности. Различают гностические, преобразовательные и изыскательные цели.
I. Мне представляется, что целью моей работы будет:
1) первая гностическая, - распознавание, сортировка, оценка предметов, их признаков (сельхозпродукты, промышленные изделия, поведение, информация, другие явления) (Г1);
2) вторая гностическая, - выявление и анализ сложных процессов окружающего мира (развитие живой и неживой природы, информацию, здоровье, поведение, отношения людей, проявления рутины и творчества, другие аспекты жизнедеятельности) (Г2);
3) первая преобразующая, - систематизация, организация и реорганизация, - упорядочение объектов труда (П1);
4) вторая преобразующая, - внешнее и внутреннее структурное усовершенствование идеальных и материальных явлений путем оказания влияния, воздействия, обработки (П2);
5) третья преобразующая, - обслуживание объектов труда (П3);
6) изыскательная цель труда, - изобретение оптимальных вариантов решения различных задач (И).
Во второй части интервью речь идет о средствах - способах и приспособлениях достижения результатов труда.
II. Мне подходят такие средства труда:
7) рука, ручные инструменты (Р);
8) механизмы и машины, транспорт (М);
9) автоматы, аппараты, автоматизированное оборудование (А);
10) приборы, различных измерительные устройства (ПУ);
11) органы чувств, физиологические и анализаторные системы (Ф);
12) речь бытовая с простой профессиональной лексикой (Ф1);
13) речь устная, эмоциональная с широким предметным (Ф2);
14) деловая и профессиональная компетентность в определенной области науки или практики (Ф3);
15) мимические, пантомимические, жестовые ансамбли (Ф4);
16) все тело, организм человека как единое целое (Ф5);
17) беспристрастное (справедливое) поведение как единство аффекта и интеллекта (Ф6);
18) базы знаний, для постановки и решения сложных общественных и хозяйственных задач (Ф7).
В третьей - девятой частях интервью обсуждаются условия труда - обстоятельства выполнения трудовых задач и результатов труда.
III. Предпочтительно, чтобы по характеру моя работа имела:
19) строгий алгоритм - был четко определен порядок действий, который не нужно изменять (АЛ);
20) правила и алгоритмы выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН);
21) ситуации неопределенности, которые требуют построения нового порядка действий (Н);
IV. При организации труда предпочту:
22) индивидуализированное выполнение труда без оперативных связей с коллегами (ИН);
23) коллективное участие во времени и пространстве по получению результатов труда (К);
V. На работе предпочтительнее быть:
25) самостоятельно организовывать ход трудового процесса (ОС);
26) организатором активности других (О);
VI. На работе мне желательно иметь контакты:
29) с посетителями, клиентами (К3);
30) с сотрудниками по работе (К4);
31) с группой людей, классом, аудиторией (К5);
32) с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве (К6);
33) с меняющимся кругом лиц пользователей, потребителей (К7);
34) с животными, растениями, микроорганизмами (К8);
VII. Думаю, что ответственность у меня будет:
35) материальная (за сохранение имущества, денег, других материальных ценностей) (МТ);
36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР);
37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений и микроорганизмов (ЖЗ);
VIII. Мне нужны условия труда по преимуществу:
39) бытовые, работа в помещении (Б);
IX. Работа может быть также связана с необычными условиями:
41) с неожиданной опасностью или риском для жизни (Н1);
42) с возникновением сложных ситуаций, требующих и быстрого выполнения нужных действий (Н2);
43) с задержанием, охраной, лечением, патронатом лиц с отклонениями в поведении и развитии (Н3);
44) с навязанными, вынужденными темпом и ритмом труда (Н4);
45) со значительными физическими нагрузками (Н5);
46) с длительным пребыванием в одной рабочей позе (Н6);
48) с вредными физико-химическими особенностями производственной среды (Н8);
X. По предмету труда можно предпочесть:
49) биономический тип - в поле зрения человека объекты живой природы (П);
50) технономический тип - человек имеет дело с неживыми (абиотическими) системами (Т);
51) социономический тип - человек работает с другим человеком, либо с группой людей (Ч);
52) сигнономический тип - человек имеет дело со знаковыми системами (З);
53) артономический тип - человек работает в системах художественных образов (Х).
Формула профессиональных предпочтений может быть такой: предмет труда: Ч, З, П, Х, Т (Ч - наиболее предпочтительный выбор); цели труда: П1, Г2, Г1, П2, И; средства труда: Ф3, Ф6, Ф, Р, Ф2, А, Ф1; условия труда: АН, ИН, О, К2, К3, К5, К4, МР, Б, Н6.
После детального ознакомления с книгой Климова Е.А. "Как выбирать профессию" и с книгой "2000 профессий" для анализа были выбраны профессии психолога, социолога и журналиста.
Психолог: Ч, З, П; П2, П1, Г1, И; Ф, Ф3, Ф2, Ф1, Ф4; АН, АЛ, ИН, К, О, ИС, К4, К5, К3, К7, МР, Б, Н6.
Социолог: З, Ч, Х; Г2, Г1, П1; Ф3, Р, А, Ф2; АЛ, К, ИС, О, К2, К4, К7, К5, МР, Б, ОВ, Н4, Н6.
Журналист: З, Х, Ч; П2, И, Г1, П1; Ф2, Ф, Ф1, ПУ, Ф6, Р, Ф5; Н, АЛ, ИС, О, К2, К4, К5, К6, К7, МР, ОВ, Б, Н1, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8.
При сравнении формулы профессиональных предпочтений и формул профессий было выявлено, что более всего предпочтения сходятся с формулой психолога.
При работе с дескрипторами и формулами профессий и формулами предпочтений у интеллектуально сохранных учащихся с особыми потребностями (инвалидностью и ОВЗ) никаких трудностей не возникает. Участники групп быстро осваивают методики, сами активно составляют формулы интересующих их специальностей и формулы их обыденных занятий.
Приведем пример формулы профессиональных предпочтений одного из участников группы профессионального ориентирования, имеющего ОВЗ. Учащийся 10-го класса, инвалид детства. Посещал группу вместе с отцом, диагноз не сообщался, об инвалидности разговор был в связи с обсуждением льгот при поступлении в учебное заведение. В начале занятий ни учащийся ни его отец не могли сформулировать запрос.
Формула профессиональных предпочтений была такой:
ПТЧЗХ/01243; П1 (Г1, П2, И, П3, Г2); А (Ф3, ПУ, Ф2, Р, Ф, Ф6, Ф7, Ф5, Ф1, Ф4, М); АН (АЛ, Н); ИН (К); ОС (ИС, О), К4 (К2, К3, К5, К1, К7, К6, К8); МТ (ОБ, МР, ЖЗ); Б (ОВ); Н4 (Н6, Н7, Н2, Н8, Н3, Н5, Н1).
Она отражает совокупность профориентационных гипотез, жирное выделение дескрипторов показывает направление предпочтений оптанта (аппрейзеры) к определенным разновидностям признаков труда. Курсивом выделены форматоры, организующие в "точку скопления", к аттрактору З - знаковая система - А (роботизированный труд), К4 (с ограничением контактов в общении), МТ (материальную ответственность), Б (бытовые условия, свойственные офисным служащим), Н4 (навязанный ритм и темп труда).
Совместно в группе был составлен список на основе сопоставления формул предпочтений (профориентационных гипотез оптанта) и формул профессий психолога (профессиоведческих гипотез психолога): специалист по компьютерной верстке; специалист по компьютерному моделированию мебельного интерьера; архитектор, строительство; проектировщик, городская инфраструктура; проектировщик, городская планировка; проектировщик, транспортные потоки; картограф; составитель карт; топограф; фотограмметрист; филолог, семантика; фонолог; литератор, справочники; редактор, рукописи; редактор, монтаж.
Следует заметить, что архитектор, филолог, литератор, редактор - профессии, которые перечислены в нормативных материалах, но их было недостаточно.
При работе с учащимися с особыми потребностями (инвалидностью и ОВЗ) построение формул профессии и предпочитаемой профессии осуществляется исходя из Приказа Минтруда России N 515 от 4 августа 2014 года:
для инвалидов с нарушением слуха могут быть рекомендованы следующие виды трудовой и профессиональной деятельности:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный, физический труд и легкий физический труд;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса - творческий, нестандартный (научная работа, сочинение литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), динамический, статический, однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.), труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
г) по предмету труда - "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на крупных и мелких промышленных предприятиях, в художественных промыслах, в сфере обслуживания.
Для инвалидов с нарушением зрения могут быть рекомендованы следующие виды трудовой и профессиональной деятельности:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный и физический труд с рабочими нагрузками в зависимости от степени нарушения зрения;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), и однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.);
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
г) по предмету труда - "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - труд на мелких и крупных промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском и лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве и т.д.
Для инвалидов с нарушением функций верхних конечностей могут быть рекомендованы следующие виды труда:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный и легкий физический труд;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); динамический и статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
г) по предмету труда - "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства на транспорте, в связи.
Для инвалидов с умеренными нарушениями функций нижних конечностей могут быть рекомендованы следующие виды труда:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный и легкий физический труд;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету; операторский труд (операторы, аппаратчики);
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
г) по предмету труда: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с применением функциональных средств;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - труд на крупных и мелких промышленных предприятиях, труд в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности, в художественных промыслах, в связи.
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, могут быть рекомендованы следующие виды труда:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный и легкий физический труд;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
г) по предмету труда - "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - профессии ручного труда, профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - труд преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, в художественных промыслах, в связи.
Для инвалидов с нарушением коронарного и/или центрального кровообращения могут быть рекомендованы следующие виды труда:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - умственный и легкий физический труд;
б) по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету и обслуживанию;
в) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
г) по предмету труда - "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек - знаковые системы", "Человек - художественный образ";
д) по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
е) по уровню квалификации - труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
ж) по сфере производства - на крупных и мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, квалифицированный труд в сельском и лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве, на транспорте, в связи, операторский труд (операторы, аппаратчики).
Для инвалидов с интеллектуальными нарушениями могут быть рекомендованы следующие виды труда:
а) по характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач - физический труд;
б) по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы);
в) по предмету труда - "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - художественный образ";
г) по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд;
д) по уровню квалификации - неквалифицированный труд (уборка, ремонт, доставка, подсобные работы, сортировка, упаковка, маркировка, комплектование, погрузо-разгрузочные работы);
ж) по сфере производства - преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве.
Рациональное трудоустройство инвалида должно обеспечивать исключение тех производственных операций, физических и сенсорных нагрузок, режимов и условий труда, которые могут ухудшить состояние его здоровья.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875


