4.1. Общая характеристика системы профессионального ориентирования и карьерного консультирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в выпускных классах инклюзивных школ

4.1. Общая характеристика системы профессионального

ориентирования и карьерного консультирования обучающихся

с инвалидностью и ОВЗ в выпускных классах инклюзивных школ

Профессиональное ориентирование и карьерное консультирование - это системный познавательный гипотетический процесс, имеющий устойчивые характеристики:

1) направленности на осознание факторов (совокупных условий), образующих ситуацию выбора-перемены профессии;

2) структурированности в соответствии с выявлением факторов как выдвижением и проверкой профконсультационных гипотез;

3) этапности (развернутости во времени);

4) активного взаимодействия психолога и оптанта с опорой на научно-систематизированные представления о мире труда и о мире профессий;

5) предметности содержания в контексте сопоставления профессиоведческих гипотез психолога и профориентационных гипотез оптанта, выражающих его профессиональные предпочтения в дескрипторном виде;

6) результативности, порождающей функции картин мира труда и мира профессий в виде расширения семантических полей, при этом порождаемые значения представляются как новые, ранее неизвестные, неожиданные, позволяющие также расширить пространство выбора.

Осуществление этого процесса может быть доверено специалисту по профессиональному ориентированию, прошедшему профессиональную подготовку и выполнившему задания по освоению служебной картины мира профессий (СКМП), насчитывающей 2300 описаний профессий и специальностей в виде 2300-т дескрипторных формул.

Данная служебная картина включает в себя Примерный перечень профессий для лиц с ОВЗ в соответствии с Приказом... от 2014 г. (Приложение 1). Перечень наименований профессий служебной картины мира профессий специалиста по профориентации.

Следует учитывать особенности контактного взаимодействия специалиста по профориентации с лицами с ОВЗ и их представителями в контексте условий закрытости диагноза.

С одной стороны, дескрипторный (формульный) вид описания (психологического содержания) профессии позволяет проводить сравнения профессий между собой, то есть находить родственные профессиональные группы, а с другой стороны, - в консультативной деятельности можно выявить профессиональные предпочтения оптанта в виде предпочитаемых характеристик профессий и кодировать их также в дескрипторном варианте.

Таким путем можно выявить и зафиксировать образ подходящей работы и подобрать перечень наименований профессий для оптанта.

Выполнение только подбора профессий недостаточно, поскольку "подходящие" будут определяться уникальной (свойственной только этому оптанту) социальной ситуацией личностного развития, представляющей собой группу факторов и стадий.

Все факторы и стадии в их сопряжении должны быть подробно рассмотрены в консультативном процессе длительностью не менее 24-х астрономических часов с обязательным участием родителей, учителей или других лиц, заменяющих родителей и воспитателей.

Задача специалиста по профориентации - не давать категорические рекомендации, а построить крепкую ориентировочную основу для решения задач профессионального самоопределения как научную возможность совершения самостоятельного профессионального выбора не только на этапе профессионального старта после окончания школы, но и в будущем.

Важной задачей также оказывается задача "сработать" на конструктивное взаимодействие всех членов семьи и учительского коллектива в деле профориентационной помощи.

Ниже представлено общее описание деятельности специалиста по профориентации.

В параграфе 4.2 представлена программа психологических семинаров для учащихся средних классов и старшеклассников - выпускников инклюзивных школ, их родителей и учителей, включающая 8 - 12 занятий общей продолжительностью 24 - 36 часов в течение 2 - 3-х месяцев работы.

Оптимальной формой проведения таких занятий являются тренинги с пространственным расположением партнеров по общению "глаза в глаза" во внеучебное время (после уроков, в субботние и воскресные дни, во время каникул).

Наполняемость группы составляет 12 - 14 человек.

В параграфе 4.3 приводятся 53 элемента дескрипторного словаря с примерами профессий, которые отражают сходство содержания профессиональной деятельности по определенной характеристике труда.

Индивидуальная работа специалиста по профориентации по освоению служебной картины мира профессий занимает около полугода. На составление одной формулы уходит около двух часов (2242 x 2) - общее рабочее время - 57 рабочих дней. В день можно составлять формулы не более, чем три часа, поскольку утомление обусловливает "переносы" образов-впечатлений об осваиваемом профессиоведческом материале.

Как показывает опыт, специалист не может работать с "чужими" формулами.

Помимо этого специалисту по профориентации необходима глубокая подготовка в области психологии личностного и профессионального развития по специальной программе, открывающей как норму, так и опережение и задержки этого процесса.

Отдельно необходимо вести его коммуникативную подготовку, включая видеотехнологии. Современная консультативная диагностическая и коррекционная практика на современном этапе эволюции сознания может вестись только с использованием этих средств.

В параграфе 4.4 дана общая характеристика этапов и задач профессионального ориентирования, которые обязательно нужно выполнить специалисту по профориентации, чтобы достичь результатов по самоопределению учащихся.

В параграфе 4.5 содержится сравнительный анализ квалификационных характеристик должностей специалистов профориентационного профиля.

Результаты такого анализа служат обоснованием необходимости профессиональной подготовки и переподготовки тех специалистов, которые несут ответственность за профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам основного общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.