3.1. Дорожная карта профориентационной работы в инклюзивной школе

В целях повышения эффективности профориентационной работы в инклюзивной школе следует придерживаться составленной дорожной карты, в которой системно представлены этапы профориентационной работы, основные ее цели на каждой ступени инклюзивного образования, формы, средства, методы профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах.

Особое внимание следует уделить системности как основного принципа разработки конкретных мероприятий по совершенствованию профессионального ориентирования.

Профессиональное и трудовое ориентирование учащихся с инвалидностью и ОВЗ осуществляется поэтапно, и в нем принимают участие практически все сотрудники школы: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родительский комитет.

Целесообразно, чтобы в каждой школе было создано учебно-методическое объединение по профориентации, где, помимо разработки и реализации профориентационных целевых программ и осуществления мониторинга успешности профориентационной деятельности в каждом классе, планировались и мероприятия по взаимодействию с различными центрами - Центрами занятости, профориентирования, а также центрами реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ.

Такое взаимодействие может осуществляться в форме запланированных групповых встреч, а также с помощью специально составленного графика посещения специалистов для профессионального ориентирования и прохождения профессиональных проб в той или иной трудовой деятельности.

Особое внимание уделено критериям и показателям эффективности функционирования системы профориентационной работы в инклюзивной школе и способам ее оценки.

Этапы профориентационной работы с учащимися разных возрастных групп в инклюзивной школе

Задачно-целевой блок этапа

Нормативные возрастные ориентиры школьников в сфере профориентации

Содержательно-методический базис профориентационной работы/взаимодействие с семьей

Формы, средства, в том числе дистанционные технологии

Дескрипторы достижения целей

Субъекты реализации

Начальное общее инклюзивное образование (1 - 4 классы)

формирование (воспитание) устойчивого и живого интереса к миру труда и профессий; позитивного и уважительного отношения к трудовой деятельности; элементарных представлений о многообразии профессий;

организация специальных условия для получения младшими школьниками (в том числе и с ОВЗ) информации о мире профессий через игровую деятельность;

- создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах тех или иных профессий;

- формирование первичных (элементарно-базовых) умений объективно оценивать свои собственные силы, возможности, способности, выделять и опираться на позитивные качества личности

наличие желания (в отдельных случаях умений) собирать, накапливать информацию о мире профессий;

малодифференцированные представления о мире профессий (многим детям ряд профессий известен лишь по названиям, некоторым внешним признакам, например, по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей);

- допустимо отсутствие выраженных интересов и склонностей к конкретному виду профессиональной деятельности;

- наличие желания выбирать соответствующие "профессиональные" роли в игровой деятельности

Профориентационные занятия (во внеурочное время, в системе дополнительного образования детей) направлены на создание у младших школьников (в том числе и с ОВЗ) конкретно-наглядных представлений о мире профессий, которые впоследствии создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. При планировании занятия учитываются интересы детей этого возраста, а им интересно: играть, обсуждать сказки, рисовать "свою жизнь", рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды и ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать лично-конкретную похвалу за свои успехи и многое другое.

Знакомство младших школьников с теми профессиями, которые есть в рамках инклюзивной школы. Каждый сотрудник школы раскрывает особенности и преимущества своей профессии, какую пользу его дело приносит людям, в чем радость и трудности его труда.

Общее знакомство с миром профессионального труда.

Вовлечение младших школьников в деятельность кружков, творческих объединений, секций различной профильной направленности в системе дополнительного образования детей.

Участие младших школьников в разнообразной коллективной творческой деятельности школы.

Организация профориентационных экскурсий на предприятия микрорайона, города.

Проведение в занимательной форме встреч с людьми - профессионалами в различных сферах труда.

Использование потенциала профессионального просвещения на учебных предметах, классных часах и т.д.

Методы:

формирования сознания (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, метод примера), методы организации деятельности формирования позитивного социального опыта оптанта (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций);

методы стимулирования и мотивации деятельности (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);

методы контроля эффективности профориентационного процесса (методы диагностики, анализ результатов деятельности

оптантов,

Развитая сеть договорных отношений о сотрудничестве школы с социальными партнерами в сфере инклюзивного образования (в частности, с Центрами социальной помощи семье и детям, детскими медико-социально-реабилитационными центрами, общественными организациями инвалидов, благотворительными и волонтерскими организациями; организациями дополнительного образования детей; с Центром занятости населения и др.)

Учителя начальных классов; воспитатели групп продленного дня, тьюторы, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, заместитель директора школы по воспитательной работе, родительский комитет школы и класса

Посильная работа на территории пришкольного участка.

Формирование элементарных навыков уборки игровых уголков.

Творческие конкурсы практической профориентационной

Проведение Недели профориентации.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы

социально-педагогической мониторинг, методы самоанализа и т.д.).

Средства:

образование, трудовая деятельность, занятия спортом, туризмом, краеведением, досуг, общественная работа, благотворительная деятельность

5 - 7 классы

- формирование и развитие умений осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения,

- содействовать осознанию подростком своей индивидуальности, становлению и развитию положительной "Я-концепции" подростка,

- сформировать конкретные представления о некоторых профессиях, которые требуются на современном рынке труда;

- содействовать формированию у подростков волевых черт характера, востребованных в профессиональном мире (ответственности, дисциплинированности, самостоятельность, инициативности и др.),

- формирование и развитие чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.

- определить максимально полный

В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к разным профессиям. На этом этапе подросток уже вполне реально формулирует для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Именно в этот период подросток, как правило, всерьез задумывается над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии

Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов.

Циклы интерактивных профориентационных мини-лекций, тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности.

Использование вариативных методик работы с сетью социальных контактов подростка (с членами семьи, референтной группой ровесников и др.).

Система практико-ориентированных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности.

Творческие конкурсы практической профориентационной направленности.

Цикл тренингов по формированию психологической готовности к принятию решений в сфере личностного саморазвития, профессионального самоопределения. Цикл тренингов по развитию умений, навыков, которые могут быть успешно реализованы в ходе различных видов профессиональной деятельности. Тренинговые игровые формы профориентационной работы довольно привлекательны для младших подростков. Темы тренинговых занятий включают беседы о развитии личности, ее интересах, склонностях, способностях, знаниях, умениях, навыках, профессиональных намерениях; особое внимание уделяется состоянию здоровья, медицинским противопоказаниям при выборе профессии, сведениям о содержании профессии, специфике работы специалистов.

Методы проведения профориентационных занятий: словесные (рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция и др.);

наглядные (демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий, таблиц, выставки научно-популярной, справочной литературы и др.);

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

практические задания (например, составление и решение профориентационных кроссвордов);

профориентационные игры: "Профессия на букву", "Цепочка профессий", "Угадай профессию" и др.;

Развитая сеть договорных отношений о сотрудничестве школы с социальными партнерами в сфере инклюзивного образования (в частности, с Центрами социальной помощи семье и детям, детскими медико-социально-реабилитационными центрами, общественными организациями инвалидов, благотворительными и волонтерскими организациями; организациями дополнительного образования детей; с Центром занятости населения и др.)

Заместитель директора школы по воспитательной работе,

Классный руководитель,

Учителя-предметники,

Учителя технологии,

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

Медицинский работник.

Создание методического объединения по профориентации, взаимодействующий с внешними (сторонними) организациями и с ресурсным центром по профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ

круг объективно показанных подростку видов профессиональной деятельности; из данного круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции;

- формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности;

- оказать подросткам помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

Профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии.

Предварительная диагностика интересов и склонностей детей в профессиональной сфере.

Диагностическая работа. Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы.

Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Система индивидуальных и групповых консультаций.

Проведение Недели профориентации.

Встреча с выпускниками школы и представителями различных учебных заведений профобразования.

Ознакомление учащихся, родителей и учителей школы с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация.

Повышение уровня осведомленности педагогов о мире современных профессий и потребностях рынка труда, постижение ими теоретических основ профессиональной ориентации.

Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ (например, специалистами РГСУ в течение ряда лет для учащихся с ОВЗ были организованы очные и дистанционно-заочные

"Школа юного правоведа",

- развитие умений анализировать результаты своей деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки;

оказание помощи подросткам в преодолении трудностей, возникающих у них в процессе профессионального самоопределения

"Школа юного журналиста",

"Школа юного эколога",

"Школа юного математика",

"Школа юного информатика",

"Школа юного дизайнера",

"Школа юного шахматиста",

"Школа юного психолога" и др.)

8 - 9 классы

- психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- оказание помощи в определении степени соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;

- оказание помощи в оценке психофизических, социальных, социально-экономических факторов, которые препятствуют (или способствуют) овладению подростком показанных видов профессиональной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение процесса построения учащимся личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);

- создать условия для осознанного

- преимущественная ориентация на процесс общения;

- переживания, связанные с "чувством взрослости", и несформированность (в большинстве случаев) механизмов социального контроля в поведении, социальная ригидность, обусловленная негативизмом и агрессивным поведением в данном возрасте;

- интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация;

- активное формирование самосознания и рефлексии;

- ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации;

- переживания, связанные с половой идентификацией, а также с самопринятием и формированием образа "Я".

Выраженная эгоцентрическая позиция подростков с инвалидностью и ОВЗ

Обострение личностного эгоцентризма и его противопоставление социоцентризму.

Часто отсутствие базового чувства доверия к миру

Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, работа с предпрофильным портфолио, тематические конференции и телеконференции).

Информационная работа с семьями, включая составление профессионально-образовательной карты города, района.

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных трудовых отраслях.

Творческие конкурсы практической направленности.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Основные теоретические сведения.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Практическая работа.

Упражнения, ориентированные на обучение учащихся способам аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Основными темами для составления профориентационных программ могут стать:

- различия между непродуманным выбором профиля обучения и обоснованным его выбором;

- знания о своих задатках,

Сущность организации занятий заключена в организации совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий, практикумов самопознания с активным использованием таких методов обучения, как:

- игровое моделирование

- тренинг;

- анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;

- групповые дискуссии; психодиагностические процедуры;

- семинары-практикумы;

- мини-лекции; психотехнические игры и упражнения; психологические опыты;

- экскурсии;

- деловые игры;

самонаблюдение;

- учебное исследование.

Выпускники 9 класса должны

знать:

сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма"; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь:

выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным

Заместитель директора школы по воспитательной работе,

Классный руководитель,

Учителя-предметники,

Учителя технологии,

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

Медицинский работник.

Создание методического объединения по профориентации, взаимодействующий с внешними (сторонними) организациями и с ресурсным центром по профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги и педагогические работники учреждений дополнительного образования

Профконсультанты в центрах занятости и профориентационных центрах Реабилитологии и психологи центров реабилитации и психологических служб региона

профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями склонностями, личностными особенностями с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

- формирование знаний о системе организаций профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;

- знакомство с "азбукой" трудоустройства и основами трудового права;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

сформулировать профессиональные рекомендации для выпускников 9 класса школы, оценить адекватность профессиональных планов подростка в целом и реальные возможности осуществления этих планов

способностях, потребностях страны и региона в конкретном типе профессий, семейных традициях, моде, престижности, выгодности той или иной специальности как основания обоснованного выбора профиля обучения.

- Какие умения необходимы, чтобы подтвердить свою готовность получить желаемое профильное обучение?

- Способы поиска нужной информации о потребностях рынка в газетах, специальных изданиях, в Интернете.

- Методы получения необходимой информации о перспективах рынках труда: контент-анализ информации в газетах, специальных изданиях, опрос родителей, представителей местных властей, предприятий, организаций, учебных заведений, находящихся на территории, где учится школьник

- Какое профессиональное образование хотелось бы получить и в каком учебном заведении, если учитывать образовательные ресурсы региона?

- Представления о возможном профессиональном росте, занимаемых должностях, об уровне заработной платы, условиях труда.

- Способы согласования притязаний и требований к человеку со стороны учреждения профессионального образования, работодателя, профессии в целом.

- Стоит ли планировать профессиональный успех?

- Какие требования к физическому и психическому здоровью работника предъявляют различные типы профессий?

- Источники получения информации о требованиях к психофизическому здоровью специалистов интересующей подростка профессии.

Одним из эффективных методов профориентационной деятельности является мониторинг индивидуального развития личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ.

Такой мониторинг позволяет отслеживать индивидуальную траекторию личностного и профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и учитывать их индивидуальные особенности развития.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

умение использовать приемы самоанализа и саморазвития в учебной и трудовой деятельности;

составлять личный профессиональный план и корректировать его;

быть

особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.

Практическая готовность включает:

умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для

- Знакомство с рекомендуемыми видами профессий для определенных нозологических групп (в индивидуальных консультациях или без ссылок на определенных лиц)

способным к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию;

устанавливать контакт в личных и деловых взаимоотношениях, активизировать свое стремление к личностному росту;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

самостоятельно и обоснованно выбирать будущее профессиональное образование и профессиональный маршрут

продолжения образования.

Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность предполагает:

сформированность адекватной самооценки;

наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования

10 - 11 классы

- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным профессиям, но и профессиям, которые приходится выбирать компромиссно (вопреки первоначальному желанию);

- детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально-предпочитаемой сфере;

- постепенное формирование у старшеклассника умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в

В этом возрасте у старших подростков с ОВЗ, как и у других подростков, намечается устойчивая тенденция к самостоятельности, самоутверждению и самореализации.

Вместе с тем у старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ отмечается гипертрофированное стремление к самоутверждению, что может приводить к конфликтам в ученическом коллективе и к противопоставлению себя и своей самости другим обучающимся в инклюзивных школах.

Повышается роль общественно направленной социально активной добровольческой деятельности.

Усиливается стремление быть полезным и завоевать определенный авторитет в социальной группе.

Определяющая роль такой деятельности в социальном развитии на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально

Основные теоретические сведения.

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа.

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

- профориентационная психодиагностика с представлением учащимся ее результатов;

- изучение и составление профессиограмм;

- анализ газет и Интернет-сайтов, публикующих вакансии на предмет перечня обязанностей и требований к кандидатам, анализ опубликованных резюме и пробное составление собственных, которые должны научить школьников анализировать свои реальные шансы на получение тех или иных желаемых в будущем должностей;

- просмотр документальных и художественных кинофильмов и мультфильмов, изучение справочных и специализированных профинформационных материалов;

- посещение экскурсий на предприятия, включая специальные предприятия для работников с

Практическая работа.

Работа с таблицами "Стадии профессионального становления" Е.А. Климова и Т.В. Кудрявцевой, "Возрастные этапы развития карьеры", "модель профессионального развития Д. Сьюпера".

Выполнение поискового задания "Классификация профессий". Тестирование учащихся методикой "Опросник профессиональной готовности школьников" Л.И. Кабардовой.

Мониторинг индивидуальной траектории личностного и профессионального самоопределения старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ

знать:

источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма"; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; возможные пути получения профессионального образования; возможности рынка образовательных услуг региона; сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути; особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь:

Заместитель директора школы по воспитательной работе,

Классный руководитель,

Учителя-предметники,

Учителя технологии,

Социальный педагог,

Педагог-психолог,

Медицинский работник.

Создание методического объединения по профориентации, взаимодействующий с внешними (сторонними) организациями и с ресурсным центром по профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги и педагогические работники учреждений дополнительного образования

Профконсультанты в центрах занятости и профориентационных центрах Реабилитологи и психологи центров реабилитации и психологических служб региона

ближайшей перспективе,

- развитие умений в случае необходимости осуществлять так называемый компромиссный выбор профессии

выраженной личности.

Такая деятельность создает особое психологическое состояние, обеспечивая формирование соответствующего мотива.

Развитие самосознания неотделимо от самонаблюдения в разных формах - в форме самоанализа, самоотчета, самокритики, самопроверки, самоконтроля. Многие старшеклассники склонны отдавать себе отчет в своих поступках и считают, что самоанализ помогает им.

Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте становится учебно-профессиональная деятельность, требующая целенаправленного формирования. Представляется необходимым прежде всего исследовать учебные интересы юношей и девушек.

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием, так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня

инвалидностью определенных нозологических групп (незрячих, имеющих нарушения слуха, соматические заболевания и т.п.), а также предприятия, создающие специальные условия труда для отдельных сотрудников;

- встречи с прямыми работодателями и органами занятости, кадровыми агентствами и службами персонала организаций и предприятий на предмет выяснения структуры и закономерностей рынка труда и условий конкурентоспособности в профессиональной среде;

- встречи с успешными профессионалами, в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья;

- профессиональные пробы и стажировки для старшеклассников, желательно - на договорной основе с оплатой труда, пусть даже "символической";

- изучение трудового законодательства, а также законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья;

- работа с профессиональными учебными заведениями: посещение дней открытых дверей средних специальных и высших профессиональных учебных заведений;

- изучение сферы дополнительного образования и курсов, на которых можно получить навыки, необходимые для успешной работы по профессиям, или дающие в них конкурентные преимущества

ориентироваться в мире профессий; уточнять и корректировать профессиональные намерения; выявлять свои способности и профессиональные интересы; раскрывать психологические особенности своей личности; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; составлять личный профессиональный план; ориентироваться в типах и подтипах профессий; находить алгоритм оптимального пути получения профессии; определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении; самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;

самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников

определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда; составлять резюме. получения образования

Методы профессионального просвещения обучающихся

Повышенные требования к профессиональному информированию и профпросвещению обусловлены тем, что в большом числе случаев эти знания и рефлексию должна осуществлять профориентация.

Собственные возможности освоения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знания о профессиях поверхностны и не соотнесены с рефлексией своих способностей и склонностей, поэтому могут либо чрезмерно занижаться, либо напротив - состоять из завышенных претензий на успех, фантазий о будущем богатстве, влиятельности и карьерном росте без понимания, каким образом все это достигается и готовности прилагать такие усилия, которые в реальности могут это обеспечить.

Также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья часто бывают недостаточно компетентны не только в области содержания профессиональной деятельности различных видов, но и мало знакомы с вредными производственными факторами, особенностями производственного микроклимата, повышенной физической нагрузки и т.п., что также может способствовать стремлению к тем профессиям, которые вероятнее всего не в состоянии будут выполнять.

В качестве методов профессионального информирования и профпросвещения, помимо разработанных методов составления индивидуальной формулы профессиональных предпочтений, можно использовать следующие формы работы:

- профориентационная психодиагностика с представлением учащимся результатов, исходя из которых они могли бы лучше узнать, как соотносятся требования профессий и их собственные особенности, в том числе, с применением активизирующих профориентационных тестов (целью которых является не столько диагностика, сколько вовлечение учащихся в анализ профессий, их требований к человеку и соответствия их со своими собственными способностями);

- изучение и составление профессиограмм;

- анализ газет и Интернет-сайтов, публикующих вакансии на предмет перечня обязанностей и требований к кандидатам, анализ опубликованных резюме и пробное составление собственных, которые должны научить школьников анализировать свои реальные шансы на получение тех или иных желаемых в будущем должностей;

- просмотр документальных и художественных кинофильмов и мультфильмов, изучение справочных и специализированных профинформационных материалов, где раскрывается содержание профессий, к примету - таких как "Атлас новых профессий", "Навигатум" (профориентационные мультфильмы и игры), и т.п.;

посещение экскурсий на предприятия, включая специальные предприятия для работников с инвалидностью определенных нозологических групп (незрячих, имеющих нарушения слуха, соматические заболевания и т.п.), а также предприятия, создающие специальные условия труда для отдельных сотрудников;

- встречи с прямыми работодателями и органами занятости, кадровыми агентствами и службами персонала организаций и предприятий на предмет выяснения структуры и закономерностей рынка труда и условий конкурентоспособности в профессиональной среде;

- встречи с успешными профессионалами, в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья;

- профориентационные игры на базе учебных заведений или профориентационных развлекательных центров, таких как "Кидбург" и т.п. (для учащихся младших классов);

- профессиональные пробы и стажировки для старшеклассников, желательно - на договорной основе с оплатой труда, пусть даже "символической";

- изучение трудового законодательства, а также законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья;

- работа с профессиональными учебными заведениями: посещение дней открытых дверей средних специальных и высших профессиональных учебных заведений, приглашение их представителей для организации встреч со школьниками; знакомство с их структурой, факультетами, кафедрами, списком профессий и возможностями поступления, а также преимуществами и недостатками различных форм обучения на них: дневной, вечерней, заочной, дистанционной, возможностями бюджетного и контрактного обучения и т.п. Особое внимание при работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья стоит уделить изучению профессиональных учебных заведений, предоставляющих доступную для них образовательную среду, и их специальностей;

- изучение сферы дополнительного образования и курсов, на которых можно получить навыки, необходимые для успешной работы по профессиям, или дающие в них конкурентные преимущества.

Тренинг понимания инвалидности

Наиболее эффективный, на наш взгляд, метод, позволяющий избежать трудностей с получением знаний, умений и навыков взаимодействия между людьми с ограниченными возможностями здоровья и без, а также с их включением в профориентацию, может стать тренинг понимания инвалидности, в процессе которого школьники изучают различные концепции инвалидности, по очереди "примеряют на себя" различные социальные роли и ограничения: людей без инвалидности и людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, обсуждают социальные стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья, стереотипы людей с ограниченными возможностями здоровья относительно общества и того, как общество их воспринимает, формулируют рекомендации как для общества, так и для людей с ограниченными возможностями здоровья - "как лучше взаимодействовать", узнают о концепции безбарьерной среды, особых потребностях, равных возможностях, а также о том, какими бывают успешные истории жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, что дали человечеству наиболее знаменитые и гениальные из них, кто из них пользуется большим почетом и уважением (как знаменитостей прошлого в самых различных областях - даже столь несхожих между собой, как Бетховен и святая блаженная Матрона, Гомер и Григорий Журавлев, и многих других, весьма разных и самобытных, но объединенных тем, что они имели ограниченные возможности здоровья, так и современных известных деятелей с ограниченными возможностями здоровья - зарубежных, таких, как Стивен Шор и Ник Вуйчич, российские паралимпийцы, депутат Олег Смолин и многие другие.

Интересным ресурсом, который позволяет почерпнуть много вдохновляющих историй, является раздел "Маленькие истории о людях с большой буквы" <6> Интернет-портала "Равные возможности образования", созданного в рамках Проекта "Знаем-Можем" Национальным советом молодежных детских объединений России и Коммуникационным агентством АГТ при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

--------------------------------

<6> http://znaem-mozhem.ru/node/554.

Важно при этом не делать из известности мерила самореализации (чтобы не формировать у учащихся завышенных притязаний, которые могут обернуться чувством неполноценности в случае собственного им несоответствия), а также приводить истории тех, кто не стал знаменитостью и при этом смог найти свое простое человеческое счастье и стать хорошим и полезным человеком.

Подробное описание методики тренинга понимания инвалидности "Уроки доброты" для учащихся младших классов разработано и опубликовано РООИ "Перспектива": на его основе можно почерпнуть идеи не только по работе с учениками младших классов, но и, поняв общий принцип проведения таких тренингов, разработать свои собственные мероприятия для более старших ребят <7>, также можно воспользоваться пособием "Разные возможности - равные права" <8>, или любыми другими, комбинируя и совершенствуя их идеи в зависимости от конкретных потребностей практики.

--------------------------------

<7> http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/posobie-uroqi-dobroty.pdf.

<8> http://www.unicef.org/protection/UNICEF_A4_3105.pdf.

В ходе тренингов понимания инвалидности в рамках инклюзивной профориентации все участники должны изучить и освоить, закрепить на практике правила и навыки взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья различных нозологических групп.

Особое внимание следует уделить тем нозологиям, которыми обладают участники тренинга, но не стоит ими ограничиваться: напротив, весьма ценно, если и сами школьники с ограниченными возможностями здоровья поупражняются в навыках взаимодействия с представителями других нозологических групп.

Например, школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата побудут в роли "волонтеров" и получат задание, к примеру, провести одноклассников с завязанными глазами, которым выпала роль слепых или людей с нарушениями зрения, из класса до школьной библиотеки и обратно, а затем - то же, но поменявшись ролями. Такие упражнения помогут каждому понять, что сложности, которые бывают у других людей, разнообразны, и нужно быть внимательными к ним, а также что, по сути, все люди без исключения нуждаются в той или иной помощи и поддержке.

Приветствуется показ мультимедийных материалов: к примеру, в Москве регулярно проходит кинофестиваль "Кино без барьеров", посвященный теме инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья, и в том числе - немало режиссерами уделяется сюжетам о профессионализации в условиях инвалидности, поэтому можно почерпнуть из списков фильмов и мультфильмов фестиваля названия кино и найти те из них, которые находятся в открытом доступе. Существуют и полнометражные художественные фильмы о людях с ограниченными возможностями здоровья, но в большинстве своем они имеют возрастные ограничения. К примеру, если х/ф "Повесть о настоящем человеке" можно демонстрировать школьникам любых возрастов, то некоторые другие известные фильмы можно демонстрировать только старшеклассникам, и то не полностью, так как иногда они могут содержать непедагогичные элементы. Тем не менее, можно их перечислить, чтобы если кто-то из специалистов, желающих обогатить создание инклюзивной среды, без которой профориентация в школе была бы неполной, захочет сделать кинопоказы, то выбрал бы на свой вкус, предварительно просмотрел и решил, что показывать, а что - перемотать и не демонстрировать ученикам (благо, сомнительных сцен в этих фильмах немного, и их пропуск никак не помешает воспринять общее содержание).

Наиболее известные современные фильмы о людях с инвалидностью, которые помогают лучше узнать о них - это "1 + 1", "Запах женщины", "Человек дождя", "Игры разума", "Дура", "Шапито-шоу" (1 серия, новелла "Дружба"), "Жутко громко и запредельно близко", "Страна глухих", "А в душе я танцую", "Снежный пирог", "Скафандр и бабочка", и другие.

Можно продолжать этот список и дальше, но лучше оставить это самому читателю.

Если проводить показы фильмов в рамках профориентационных занятий или тренингов понимания инвалидности в их составе, то короткометражные фильмы и мультфильмы можно использовать в самом начале, для "разогрева" аудитории, в ходе тренинга, если они позволяют раскрыть тему и оживить мероприятие, а также в конце, а полнометражные фильмы хороши для показа в конце, но при этом после них лучше не заканчивать мероприятие резко, а предложить участникам отдохнуть после его окончания за чаем и обсудить впечатления в неформальной обстановке.

Частью тренинга понимания инвалидности в рамках профориентации со школьниками с ограниченными возможностями здоровья могут быть деловые игры, в которых случайным образом распределяются роли и задания (кейсы), направленные на проработку ситуаций трудоустройства и делового взаимодействия в коллективах, где участниками являются люди с инвалидностью. К примеру, кейс может включать ситуацию, в которой кто-то из участников играет "соискателя с инвалидностью", кто-то - "кадровика", а другой - "потенциального руководителя", где один из них (на выбор) стремиться убедить других взять на работу соискателя, аргументировав свое мнение, а кто-то другой - напротив, стремится аргументировано отказать. Или ситуацию, в которой часть школьников играет членов рабочего коллектива, у которых есть инвалидность, а также которые оказались в ситуации социального отвержения со стороны остальных сотрудников (ведь именно это - один из самых распространенных страхов, связанных с трудоустройством людей с ограниченными возможностями здоровья), другие - их коллег без инвалидности, а третьи - их руководителей, причем кого-то из трех сторон данная ситуация не устраивает, другая сторона настроена пассивно, не желая что-либо менять и оправдывая это принципом "не мы такие, жизнь такая", а третья сторона - как раз и является активным источником социального отвержения, т.е., имеет какие-то предубеждения и аргументы против коллег, имеющих инвалидность. При этом все стороны должны максимально аргументировать свою позицию и постараться убедить в ней остальных. Такие проблемные ситуации ("кейсы"), которые могут использоваться как сюжет для деловой игры в рамках тренинга, могут формулироваться произвольно как психологом, так и участниками тренинга, проигрываться по одному разу, или несколько раз одна и та же, но с условием обмена ролями так, чтобы каждый участник побывал в каждой из ролей. Часть проблемных ситуаций профориентатору целесообразно заготовить заранее, а часть - сформулировать по ходу тренинга, исходя из особенностей группы и высказанных ею опасений, стереотипов и убеждений, нуждающихся в проработке, коррекции, или напротив - закреплении и усилении.

Учет особенностей профессионального ориентирования

обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

в зависимости от конкретных нозологических групп

Психологические особенности профориентации учащихся с нарушениями слуха:

- необходимо преодолевать повышенную конформность, желание быть "как все", страх перед высказыванием своих идей открыто и развивать самостоятельность и смелость в социальном взаимодействии, индивидуальность и способности к ее выражению;

- создавать условия для безоценочного и благожелательного принятия друг друга и взаимной психологической поддержки членами группы, т.к. учащимся с нарушениями слуха свойственно избегание оценок и осуждения окружающими своих планов, особенностей и действий, что может заблокировать их активность в профориентационной деятельности;

- в связи со склонностью выбирать для общения представителей своей нозологической группы, общающихся при помощи жестового языка, при осуществлении профориентации в инклюзивной школе желательно включать в нее элементы командообразования и социально-психологического тренинга, способствующие расширению контактов между учащимися, а также совместную деятельность, объединяющую и стимулирующую общение всех учащихся, независимо от инвалидности;

- тревожность и боязнь неудач, которые порождают психологическую защиту, связанную с их избеганием, могут ограничивать активность и креативность (по принципу, "если не делать ничего нового, то хотя ничего нового не приобретешь, но зато ничего и не потеряешь"): исходя из этого, необходимо развивать уверенность в себе и предоставлять возможности для получения опыта успешной деятельности, в т.ч., давать сложные, но посильные задания, поощрять и подбадривать за успехи;

- для преодоления стереотипности мышления и поведения (когда один раз возникший способ решения задач применяется снова и снова, даже если в новых задачах он оказывается нерезультативным) рекомендуется применять в профориентации упражнения и методы, развивающие спонтанность и креативность;

- в связи с тем, что учащимся с нарушением слуха свойственно избегание конфронтации и конфликтов, следует развивать у них навыки ассертивного (уверенного и настойчивого) поведения для того, чтобы неконфликтность была достоинством, а не слабохарактерностью, не приводя к подчиненному и пассивному социальному поведению;

- в связи со снижением способности к абстрактному мышлению, в профориентации следует опираться на наглядные и образные материалы, примеры из жизни, конкретные советы и рекомендации, одновременно стремясь к развитию способности мыслить абстрактно и понятийно, а также включая подробный анализ ценностей, мотивов, идеалов, нравственных и моральных категорий, чтобы компенсировать возможный недостаток собственных размышлений учащихся на тему "вечных вопросов", не забывая закладывать на это больше времени, чем при работе с другими группами, так как могут потребоваться более длительные объяснения, приведение примеров и т.п.

В целом, из вышеперечисленных особенностей следует, что в профориентационной работе со школьниками, имеющими нарушения слуха, необходимо уделять особое внимание снятию у них тревожности и эмоционального напряжения, развитию способностям к общению и уверенному поведению, выработке позитивной личностной и профессиональной перспективы, развитию личностных качеств, необходимых для успехов в выбранной профессии, содействию социальной адаптации, активизации самостоятельной деятельности по самоорганизации и самоопределению, а также критичности и логического мышления. Желательно, чтобы сами учащиеся с нарушениями слуха развивали у себя навыки чтения по губам и использования технических средств, учились скоропечатанию на клавиатуре, чтобы быстрее и активнее общаться с другими людьми, используя социальные сети, текстовые сообщения и т.п., а также сами стремились идти на контакт с другими учащимися, применяя альтернативные устному общению способы коммуникации, например - набирая текст на компьютере или планшете, и т.п.

Психологические особенности профориентации учащихся с нарушениями зрения:

- необходимость включать в профориентацию элементы социально-психологической работы, восполняющей недостаток коммуникативных умений и навыков и формирующей коммуникативную компетентность, социальный и эмоциональный интеллект;

- трудности и барьеры в налаживании взаимоотношений и дружбе со зрячими одноклассниками (не столько на учебном, сколько на личностном уровне, в сфере увлечений и проведения досуга) могут обусловить ограниченный опыт общения со зрячими сверстниками, недостаточный для разносторонней социализации, поэтому профориентации данной категории учащихся должно предшествовать или сопутствовать командообразование в качестве подготовительной работы и организация совместной деятельности между учащимися, а также профориентационное наставничество между зрячими и незрячими либо слабовидящими учащимися (причем в данном случае безразлично, кто из них будет наставником: главное - само общение);

- необходимо преодолевать боязнь взаимодействия и подозрительность по отношению к зрячим, ожидание с их стороны негативного к себе отношения. Во многом такая тревога небезосновательна, а складывается на основе отрицательного опыта, полученного в детстве, когда сверстники могли как-либо обижать ребенка с нарушениями зрения, подшучивать над ним, и т.п. Поэтому и преодолевать ее необходимо путем обеспечения возможностей для получения положительного опыта общения со сверстниками;

- необходимо учитывать сложности в восприятии информации, обмене ею, а также в предоставлении информации от собственного лица, причем желательно как можно шире компенсировать затруднения в работе с информацией путем компьютерных технологий;

- желательно включать в профориентационную работу с инклюзивной группой, куда входят учащиеся с ограниченными возможностями зрения, тренинга особенностей взаимодействия с людьми, имеющими ОВЗ, включающего правила поведения с незрячими людьми: как лучше общаться, здороваться, сопровождать, вместе ходить куда-либо, и т.п.

Из вышеперечисленных особенностей следует, что в профориентационной работе со школьниками, имеющими нарушения зрения, желательно посвятить дополнительное время развитию коммуникабельности и позитивного восприятия себя как дееспособных людей, которые могут и хотят жить полноценно, учиться и работать (все это можно включить в работу со всей инклюзивной группой, т.к. ничто из этого не может быть лишним и для любого другого школьника), а также сплочению коллектива, в котором они находятся, развитию в нем положительных взаимоотношений и дружбы - как во время, так и за пределами занятий, которые обязательно бы помогали включать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в компанию сверстников. Также следует уделить внимание занятиям по пониманию инвалидности и формированию адекватного и толерантного восприятия возможностей и ограничений каждого человека как самими учащимися с ограниченными возможностями здоровья, так и другими участниками их профориентационной группы. Также, если школьник с нарушениями зрения учится в инклюзивной, а не в специальной школе, то ему следует самостоятельно посещать занятия, облегчающие процесс его адаптации к окружающему миру, которые обычно включены в программу специальных, но отсутствуют в программе инклюзивных школ: такие, как обучение письму и чтению по системе Брайля; пользованию компьютером и специальными программами для людей с нарушениями зрения, навыкам ориентирования в пространстве и т.п.

Психологические особенности профориентации учащихся с последствиями детского церебрального паралича:

- наиболее распространенные особенности учащихся, имеющих последствия ДЦП - это различные уровни нарушения опорно-двигательного аппарата, задержки психического и речевого развития и т.н. дефицитарный путь развития личности. Они могут широко варьироваться в зависимости от формы заболевания, поэтому многие из больных ДЦП способны к успешной социальной и трудовой адаптации, особенно - в случае, когда инклюзивная среда учебного заведения стимулирует становление интеллекта и личности учащегося, создавая "зону опережающего развития";

- характерные вегетососудистые и психосоматические нарушения могут усиливаться в условиях учебных и трудовых нагрузок, снижая трудоспособность, поэтому нуждаются в профилактике путем разгрузочно-восстановительных мероприятий, которые можно включить как здоровьесберегающий элемент в профориентационные занятия, заодно пользуясь этим случаем для того, чтобы и все остальные участники также познакомились с методами сохранения и восстановления трудоспособности в процессе деятельности (к примеру, с производственной гимнастикой, релаксацией, элементами лечебной физкультуры), из которых для проведения работы с группой, в которой есть участник с ДЦП, выбирать следует наиболее общеупотребимые;

- характерны эмоциональная неуравновешенность и подверженность дистрессу, которые необходимо преодолевать путем развития навыков эмоционального самоконтроля и аутотренинга;

- неразвитость коммуникативных способностей и навыков, приводящая к неудачам в общении, и в результате - к избеганию отношений с людьми, психопатизации, иждивенческим настроениям, должна преодолеваться развитием навыков общения и уверенного поведения, разрешения конфликтов, умения строить доверительные и теплые взаимоотношения с окружающими;

- большое число учащихся с ДЦП и другими формами нарушений опорно-двигательного аппарата в результате противоречия между своей социальной невостребованностью и одновременно повышенной потребностью в других людях, обладает нарциссическим типом личности. Это выражается в неадекватной самооценке, идентифицируется не реальным "Я", а с идеальным "Я", которое оценивается завышено. В результате психологической защиты они ожидают к себе отношения и воспринимают себя так, будто бы они уже стали теми, кем хотели бы быть. С одной стороны, такой тип личности помогает сохранять высокую мотивацию достижения и социальную активность, не давать проявиться чувству неполноценности, но с другой стороны - может осложнять социализацию, вызывать акцентуации и патологии характера, закреплять социальную инфантильность, эгоизм, зависимость от опеки в сочетании с иждивенческими настроениями и неразвитостью творческих способностей и высших духовных чувств, в т.ч. - нравственных.

Нарциссизм может и должен корректироваться в условиях профориентационной работы и психолого-педагогической поддержки путем развития рефлексии, поиска и нахождения реалистичных путей самореализации, развития субъектных качеств личности, включающих самостоятельность, волевую саморегуляцию, ответственность и социальную активность, которые делают ненужной иллюзорную нарциссическую переоценку себя, приближая реальное "Я" к идеальному, а также путем развития нравственных и эстетических чувств, альтруизма, любви к познанию, морально-волевых норм поведения, предоставления адекватной "обратной связи" по результатам профориентационной работы и социально-психологических тренингов. Однако нужно учесть, что в силу продолжительности и мощности психологической защиты, которая приводит к развитию нарциссического типа личности, его коррекция обычно имеет невысокую эффективность, поэтому чтобы добиться результатов, ей следует уделять существенное время и внимание;

- при выборе профессий сохранность нервных и психических функций, прежде всего - уровень развития образного мышления и межполушарного взаимодействия головного мозга, а также отсутствие медицинских противопоказаний имеют более высокую значимость, чем наличие или недостаток общих или специальных способностей (т.к. при наличии вышеперечисленного, способности могут быть развиты, если есть достаточная мотивация, хотя наилучшим вариантом является сочетание способностей и объективных возможностей);

- несмотря на эмоциональные и интеллектуальные особенности, а также социально-духовную незрелость, распространенные у людей с ДЦП, они могут обладать высокой степенью профессиональной эрудиции и хорошо учиться. Опираясь на сохранные психические функции, задатки и способности и выполняя условия, перечисленные выше, в т.ч., развивая творческую самостоятельность и деловую активность, духовность и коммуникабельность, можно достигнуть успешности профессионального самоопределения, сгладить последствия дефицитарного формирования личности и помочь учащимся с ДЦП самоопределиться в профессии, в т.ч., найти, спланировать и обеспечить освоение подходящего для них вида труда, поиск рабочих мест, адаптацию в профессии и профессиональном сообществе, построение отношений с коллективом.

Психологические особенности профориентации учащихся с соматическими заболеваниями и нарушениями физического развития:

- медленнее и труднее воспринимают и осваивают новую информацию вследствие инертности мышления - отсюда исходят такие требования к подаче информации в профориентационной работе, как поэтапность, простота, дозированность информации, ее наглядная демонстрация, а также закладывание дополнительного времени на обсуждение и ответы на вопросы учащихся; также инертность мышления следует учитывать при выборе профессии, которая не должна содержать высоких требований к переработке большого количества разнообразной информации;

- слабость и истощаемость нервной системы, астенизация, склонность к неврастении обуславливают необходимость создания спокойной, поддерживающей психологической атмосферы, а также здоровьесберегающих элементов в профориентационной работе; при выборе профессий вследствие этих качеств следует отдавать приоритет к видам деятельности, связанных со спокойной и уединенной работой без большого количества контактов с людьми, однако не требующей чрезмерной самостоятельности и самоорганизации (к примеру, с осторожностью стоит относиться к профессиям, предполагающим фриланс, самостоятельный поиск заказов, либо создание проектов, управленческую деятельность и т.п.), т.к. нервная астения обуславливает необходимость внешнего контроля и планирования со стороны руководства;

- снижение работоспособности и волевых качеств из-за физической и нервной утомляемости, дополнительную мотивацию и контроль деятельности, в том числе, извне - следовательно, в профориентации следует, с одной стороны, планировать саму работу с учащимися так, чтобы она не была перегружена деятельностью, занимала относительно небольшое количество времени и при этом была спланирована с наличием больших перерывов между занятиями, времени на перекусы и обед, и т.п., включала методы восстановления работоспособности с элементами аутотренинга, релаксации и гимнастики; а с другой стороны - оказывать при выборе профессий предпочтение тем, которые позволяют работать в спокойной и размеренной обстановке, не требуя высокого психического или физического напряжения;

- учитывать, что у учащихся с соматическими заболеваниями и нарушениями физического развития возможны проявления агрессии: как косвенной - в форме подозрительности, придирчивости, язвительности в отношении окружающих, так и прямой - в форме раздражительности, вспышек гнева с криками, бранью, разбиванием предметов, попавшихся под руку, вплоть до физического насилия по отношению к объекту агрессии; при этом агрессия носит защитный характер (человеку кажется, что он таким образом не дает себя в обиду), но в силу того, что реальная угроза, от которой как бы защищается человек, может либо не существовать, либо быть чрезмерно преувеличена, то агрессивные действия по защите от нее могут выглядеть в глазах окружающих людей немотивированными; поэтому следует в профориентационной работе применять элементы психологической поддержки и развития таких профессионально-важных качеств для большинства видов деятельности, как способность к саморегуляции, адекватность поведения в конфликтах (с предпочтением стратегий сотрудничества или компромисса), эффективные копинг-стратегии и ассертивное поведение;

- психологическая скованность, заниженная самооценка - обуславливают необходимость развития уверенного поведения и коммуникативных компетенций, развития коллектива учащихся таким образом, чтобы каждый из них смог почувствовать там себя свободно и психологически комфортно;

- высокая степень развития компенсаторных возможностей преодоления физических ограничений, опора на которые позволяет уменьшить трудности: начиная от компенсации собственно физических функций (например, способность надолго задерживать дыхание, позволяющая переждать время астматического приступа, и т.п.), и заканчивая возможностью развития выдающих общих или специальных способностей (известно, что многие выдающиеся и гениальные люди, оказавшие большое влияние на культуру и науку человечества, обладали тяжелыми заболеваниями, в т.ч., физическими, которые, по некоторым теориям, могли выступать стимулом для компенсаторного формирования таланта и гениальности);

- в связи с тем, что ряд физических нарушений не видны внешне, однако вызывают дискомфорт и болезненные ощущения у их обладателя, частыми проблемами являются непонимание окружающими и преуменьшение трудностей больного, восприятие его как "лентяя" или "симулянта", предъявление к нему таких же высоких требований, как и к остальным учащимся, порицаниями вместо помощи в случае, если он не смог справиться с заданием. Это способствует формированию чувства неполноценности, обиды и даже озлобленности на окружающих людей, которые кажутся ему враждебными или равнодушными, так как не замечают совершенно очевидных для него самого трудностей, что воспринимается им как несправедливость, придирчивость, равнодушие. Поэтому в профориентации и профконсультировании таких учащихся следует уделять особое внимание достижению теплых, понимающих отношений, командного духа, индивидуального подхода и уважения к индивидуальным различиям, желательно - с применением клиент-центрированного подхода.

Сведения о некоторых сайтах сети "Интернет" по вопросам

обучения детей с ОВЗ и инвалидов

Минобрнауки России - http://минобрнауки.рф/

Список базовых федеральных образовательных порталов www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

Федеральный портал "Российское образование" - www.edu.ru

Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведет прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ в системе интегративного и инклюзивного образования, создает технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании. Режим доступа: www.inclusive-edu.ru

Все для поступающих (сайт Научно-технического центра "Университетский") www.edunews.ru

Центры дистанционного образования в России.

www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=dist&part=abitur&add=adv

Интернет-проект о детях с особенностями развития www.specialneeds.ru

Интернет-проект ИВРОР (Инвалиды в России - откровенный разговор): Образование для инвалидов dialogenew.narod.ru/education.htm

INVAK.INFO: Информационное агентство - портал инвалидов invak.info

Инициатива "Право общественных интересов" (на русском и английском языках) www.pili.org/2005rur

ЮНИСЕФ: дети с инвалидностью (на русском и английском языках),

www.unicef.org/ceecis/media_3021.html

Институт коррекционной педагогики РАО, ресурсный центр страны ise.edu.mhost.ru

Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России www.deafnet.ru/dn/index.phtml?c=46

Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка www.defectolog.ru

Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих www.tiflocomp.ru

"Интеграция" (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники) integr.org

i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья home-edu.ru

Министерство образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

Приоритетный национальный проект "Образование"

www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml

Федерация Интернет-образования fio.ru

Электронный научно-практический журнал "Вопросы Интернет-образования" vio.fio.ru

"Детские домики" - забота о детях с особыми нуждами (проект Благотворительного фонда помощи детям-сиротам "Здесь и сейчас!") www.hereandnow.ru/?act=sp&object=subpart&id=45

Баннерообменная сеть "Детские Домики" (Задача сети - продвижение сайтов помощи детям. К обмену приглашаются сайты организаций, проектов, частных лиц, которые в своей деятельности, так или иначе, оказывают помощь детям с особыми нуждами.) bn.detskiedomiki.ru

Благотворительный фонд ОИП "Праздник жизни". (Объединение усилий семей с больными детьми, представителей власти, медицинских работников и сочувствующих людей в решении вопросов по организации лечения, реабилитации и социальной адаптации семей с больными детьми.) www.holilife.ru/blago/

Российский общеобразовательный портал school.edu.ru

Информационная медицинская сеть www.neuro.net.ru

Электронная библиотека "Особый ребенок" www.webcenter.ru/~scdl

Полезные книги (книжный раздел сайта "Особое детство") www.osoboedetsrvo.ru/books.htm

Сайт "Детская психология для родителей" www.psyparents.ru

Сайт "Детский Психолог" www.childpsy.ru

Информационная сеть российской психологии www.psi-net.ru

Каталог некоммерческих организаций России www.nco.yandex.ru

Каталог издательства "Теревинф" (Литература по лечебной педагогике - книги для родителей и специалистов) www.terevinf.ru