2.2. Сущность инклюзивного подхода к организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах
2.2. Сущность инклюзивного подхода к организации
профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью
и ОВЗ в инклюзивных школах
Профессиональное ориентирование играет ключевую роль в обеспечении успешности в будущей профессии, так как именно оно дает возможность выбрать такую профессию, в которой мотивация и способности будут максимально сочетаться с востребованностью. Однако, несмотря на то, что ни для кого из специалистов не секрет, что профориентация людей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности - учащихся в школах, является необходимым элементом инклюзии, но почти все те организации, которые ею занимаются, не ставят перед собой задачи сделать инклюзивной само профессиональное ориентирование.
То есть строить профориентационную работу в инклюзивных учебных заведениях не обычной, а ориентированной на максимальное задействование возможностей инклюзивной среды для достижения профориентационных целей и в итоге - для обеспечения в будущем профессиональной самореализации всех учащихся как имеющих ограниченные возможности здоровья, так и не имеющих.
Важно также не перестараться с созданием профориентационных концепций, предназначенных исключительно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, тем более привязанных к нозологическим группам, что при своей трудоемкости, не выполняет главного - не способствует социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, без которой успешная профессионализация и карьера просто невозможны. Поэтому следует составлять программы профориентационной работы для школьников с ограниченными возможностями здоровья, не сегрегированные от общей профориентационной работы с другими школьниками, но таким образом, чтобы в ходе их реализации учитывались особые потребности каждого из них.
Для того, чтобы оценить каждое конкретное учебное заведение на уровень соответствия современному инклюзивному подходу к образованию, можно привести индекс инклюзии, составленный британским Центром изучения инклюзивного образования (Рис. 1).
Если учащийся с инвалидностью не может полноценно участвовать в профориентации вместе с остальными своими сверстниками, а сегрегирован в отдельную группу с такими же нозологиями, то он подвергнут дискриминации, и причина ее - не в его инвалидности, а в том, что специалисты, ответственные за профориентацию, не умеют или не хотят работать с инклюзивными группами и вместо того, чтобы строить программу профориентации, учитывающую особенности каждого участника и в то же время полезную для всех, предпочитают подстраивать состав участников профориентационных мероприятий под свои стереотипные и негибкие программы.
По данным статистики, в России инвалидами признаны лишь 9,1% населения страны, причем большинство из них - пенсионеры, а в трудоспособном возрасте находится меньшинство - примерно 2,4% от всего населения России, поэтому в реальности люди с ограниченными возможностями здоровья живут в социуме условно здоровых людей и должны адаптироваться именно к нему (для обозначения людей без ограниченных возможностей здоровья мы прибегаем к термину "условно здоровые", так как если понимать здоровье в определении ВОЗ, которое предполагает полное физическое, социальное и психологическое благополучие, то абсолютно здоровых людей практически не существует.
Учитывая расплывчатую границу между "неинвалидами" и "инвалидами", которая во многих случаях определяется лишь юридическим статусом, введен термин "люди с ограниченными возможностями здоровья".
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 16 статьи 2 Закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
Если на этапе профессионального ориентирования учащиеся с ОВЗ не успели соотнести свои планы, самооценку, способности, компетенции, личностные качества с таковыми у своих же сверстников без инвалидности, не получили "обратную связь" не только от других людей с ограниченными возможностями здоровья и специалистов, с ними работающих, но и от других школьников, порой самых разнообразных по своим характеристикам и отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе иногда и нелицеприятным, то это может привести к столкновению со всем тем же самым, но уже не в дружественной и регулируемой психологом тренинговой группе, и не на этапе планирования будущей профессиональной перспективы, а в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и несбывшихся планов, или склонностей к схожим типам профессий), педагогов, психологов, специалистов, родителей и прочих представителей его окружения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875

