|
Название этапа
|
Основная задача психолога (профконсультанта)
|
Содержание деятельности психолога (профконсультанта)
|
Содержание деятельности клиента (оптанта)
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
I этап подготовительный
|
Формулирование принципов оснащения рабочего пространства для консультирования
|
Накопление информационно-справочного и методического инструментария для стационарной деятельности
Накопление переносного информационно-справочного и методического инструментария для деятельности в выездных условиях
|
Информационно-поисковые и рефлексивно-аналитические действия клиента по определению своих возможностей как субъекта выбора трудовой деятельности
|
|
II этап - формирование профессиоведческой компетентности
|
Выдвижение множества предварительных профессиоведческих гипотез в виде банка формул профессий и специальностей
|
Проведение субъективного оценивания 2296 профессий и специальностей на базе 53-признаковой классификационной картины мира труда
|
Стихийное формирование профориентационных гипотез
|
|
III этап - формирование индивидуальной системы трудоведческих знаний психолога (профконсультанта)
|
Выявление индивидуальной картины мира труда профконсультанта на базе 53-признаковой классификационной картины мира труда
|
Упорядочение рефлексивных представлений консультанта о себе как субъекте труда, выявленных на основе частотного анализа использования характеристик - требований, используемых при субъективном оценивании
Проведение коррекции 2296 формул профессий и специальностей
Расширение поля профессиоведческих гипотез
|
Стихийное становление представлений оптанта о картине мира труда и оснований сопоставлений профессий и специальностей между собой
|
|
IV этап - формирование коммуникативной компетентности
|
Освоение процедуры интервью-консультации по выявлению "я-образа" оптанта о себе как субъекте труда.
|
Разработка схемы говорения самопрезентации психолога (профконсультанта) и рефлексивного и эмпатического слушания, выяснения путем конструирования им информационного сообщения о себе и банка вопросов к клиенту (оптанту) и представителям его социального окружения, сформированных согласно правилам адекватности, ясности, гибкости и простоты высказываний
|
Наличие у оптанта опыта доверительных разговоров с представителями его близкого и далекого социального окружения
|
|
V этап - формирование представлений о сущности запросов оптанта и начало налаживания контакта между консультантом и клиентом.
Возможно другое течение консультации. Консультант осознает недостаток профессиональной компетентности и квалификации и информирует клиента или представителей его окружения - о специалистах, способных ему или им помочь в разрешении формулируемой проблемы.
Оценка консультантом своей готовности к консультированию, достижение ресурсного консенсуса
|
Анализ и осмысление психологом сведений оптанта, сообщенных о себе, своих проблемах, представлений клиента о возможностях консультативной помощи.
Предложение конструктивной помощи клиенту разобраться - выявить, сформулировать его образы о себе как субъекте труда.
|
Проведение телефонной или очной диагностической беседы по разработанной ранее схеме говорения - самопрезентации психолога и рефлексивного и эмпатического слушания, выяснения.
Информирование оптанта и представителей его окружения о возможностях и ограничениях консультирования, об условиях, сроках и предполагаемых результатах. Развитие контакта на протяжении всех последующих этапов консультации
|
Принятие предложенного психологом (профконсультантом) плана профконсультирования.
Оценка клиентом (оптантом) и/или представителями его окружения готовности к консультированию, достижение ресурсного консенсуса
|
|
VI этап - формирование общих представлений клиента (оптанта) о ситуации выбора - смены профессии и факторах, ее образующих; если клиент не может подвести итог или его итог будет совершенно неожиданным для консультанта, то это свидетельство ошибочных действий психолога.
Проведение анализа процесса консультирования и возвращение к работе на этап, который предшествовал ошибке.
|
Беседа об общей характеристике восьмифакторной структуры ситуации выбора - смены профессии и специальности, информирование о методиках выявления каждого фактора.
Рисуночное иллюстрирование положений беседы.
В конце каждой встречи просьба психолога конкретно указать, что дала клиенту консультация. После определения этого партнеры расстаются или определяют время следующей консультации.
Построение оптимистичного эмоционального фона ("расстаться друзьям").
|
Начальный контакт на первом очном сеансе или сессии профконсультирования носит оттенки позитивных сообщений, эмоционально-ободряющих клиента за счет сообщения сведений об общей возможности психологической помощи по основным ее практическим направлениям.
Использование приемов налаживания и установления стойкого контакта с клиентом.
Оценка собственного функционального состояния психолога, осознание своего возможного статуса "в глазах" клиента (оптанта), возможного отношения клиента к консультанту.
Оценка психологом готовности клиента получить помощь
|
Расширение трудоведческого и психологического кругозора клиента и представителей его окружения за счет предъявления новых ориентировочных схем профессионального развития. Активизация представлений долговременной памяти, усвоение новых понятий - единиц научного мышления на фоне житейских знаний о самом себе и о мире профессий.
Формирование готовности получения профконсультационной помощи. Обдумывание клиентом результатов консультации.
|
|
VII этап - формирование конкретных представлений профконсультанта и клиента о факторах, образующих ситуацию выбора-смены профессии и специальности для последующего формулирования системы профконсультационных гипотез
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о специфике системы профконсультационных гипотез, свойственных уникальным условиям развития индивидуальной ситуации выбора-смены профессии и специальности клиента (оптанта) и представителей его окружения, присутствующих на консультации.
Определение понятия профконсультационной гипотезы
|
Выявление конфигурации факторов, образующих ситуацию выбора-смены профессии, характерных для данного оптанта.
Графическое отражение конфигурации факторов, определяющих специфику системы профконсультационных гипотез и направления их проверки.
Подведение под понятие профоконсультационной гипотезы сведений, выявляемых с помощью беседы об условиях развития индивидуальной ситуации выбора-смены профессии
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения порядка разрешения сложностей проблемы выбора-смены профессии и специальности
|
|
VIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора происхождения, позициях, свойственных старшим членам семьи по построению и реализации профессиональных сценариев и вариантов решений ими проблем профессионального и жизненных выборов
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога об истории семьи, о происхождении оптанта
Структурирование генографического материала
|
Построение генограммы Обсуждение связей фактора происхождения и фактора личных профессиональных планов в контексте традиций исполнения семейных профессиональных сценариев
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения специфики развития профессиональных сценариев членами материнского и отцовского родов
|
|
IX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора референтного окружения, позициях, свойственных друзьям, товарищам, сверстникам по построению и реализации профессиональных сценариев и вариантов решений ими проблем профессионального и жизненных выборов
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога об истории дружеских связей, понимании мотивов истинного и ложного товарищества, особенностях профессиональной направленности друзей
Структурирование социографического материала
|
Построение социограммы
Обсуждение связей фактора референтного окружения и фактора личных профессиональных планов в контексте сходства - отличий профессиональных сценариев, свойственным друзьям
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения особенностей влияния дружеских связей на развитие профессиональных сценариев клиента
|
|
X этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора идентификации (подражания) в контексте следования профессиональным сценариям по примеру представителей старшего поколения - учителей, наставников, кумиров
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о развитии эмоционально-интеллектуальной сферы развития оптанта в контексте истории выбора предметных и личностных предпочтений сфер учебной или производственной деятельности и их объективной оценки
10.2. Структурирование объектографического материала
|
Построение объектограммы
Обсуждение связей фактора идентификации и фактора личных профессиональных планов в контексте сходства - отличий профессиональных сценариев, свойственных оптанту и личностям, которым он хочет подражать
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения роли эмоциональных и интеллектуальных особенностей развития клиента в контексте стремления подражать авторитетам
|
|
XI этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе факторов склонностей и способностей, свойственных данному оптанту
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о гармоничном сопряжении склонностей и способностей, необходимых субъекту успешной жизни и деятельности
Структурирование хронографического материала.
|
Построение хронограммы
Обсуждение связей факторов склонностей и способностей и фактора личных профессиональных планов в контексте их согласования
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения комплекса склонностей и способностей, имеющего место в развитии клиента в контексте склонностей к труду и способностей к выбору подходящих клиенту занятий
|
|
XII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора мотивации достижений как уровня притязаний на общественное признание оптанта
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора достижений и притязаний
Структурирование материала о развитии оптанта
|
Построение развитиеграммы
Обсуждение связей фактора притязаний и достижений и фактора личных профессиональных планов в контексте их согласования
|

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения особенностей динамики и движущих сил личностного и профессионального развития клиента
Осознание клиентом и представителями его окружения необходимости обладания им комплексом коллективизма для адекватного профориентирования; возможность вывести самостоятельно умозаключение о стадии своего личностного (по Эриксону) и профессионального развития (по Климову)
|
|
XIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых целей и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой или (избранной) специальности в контексте присущих ей целей труда
Структурирование дескрипторного материала о целях труда в контексте их предпочтений.
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых целях труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины целей труда
Начало ведения профоконсультантом протокола, в котором только отражаются в дескрипторном виде обсуждаемые характеристики труда и примеры профессий.
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
Г1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец заполнения протокола
Выдвижение оптантом профориентационных гипотез на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о целях труда и своих предпочтений
|
|
XIV этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых средств и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей средств труда
Структурирование дескрипторного материала о средствах труда в контексте их предпочтений и возможностей в соответствии с перечнем профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых средствах труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины средств труда
Ведение протокола
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.1.1.1. Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о средствах труда и своих предпочтений
|
|
XV этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей организационных условий труда
Структурирование дескрипторного материала об организационных условиях труда в контексте их предпочтений
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда
Ведение протокола
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
АЛ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений
|
|
XVI этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей социальных условий труда
Структурирование дескрипторного материала о социальных условиях труда в контексте их предпочтений и возможностей на основе перечня рекомендуемых профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда
Ведение протокола
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
К1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений и своих возможностей в силу наличия определенной нозологии
|
|
XVII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей вариантов ответственности и физических условий труда.
Структурирование дескрипторного материала о физических условиях труда и вариантах ответственности в контексте их предпочтений и возможностей
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда
Ведение протокола
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
МТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений и возможностей
|
|
XVIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей необычных условий труда
Структурирование дескрипторного материала о необычных условиях труда и вариантах ответственности в контексте их предпочтений
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых и надлежащих условиях труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда
Ведение протокола
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
Н1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений
|
|
XIX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых предметов и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей предметов труда
Структурирование дескрипторного материала о предметах труда на уровне дифференцированной оценки предпочтений предметов труда
|
Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых предметах труда
Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины предметов труда
Ведение протокола
|
ПТЧЗХ/
Дифференцированная оценка предпочитаемого предмета труда в порядке ранжирования
Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о предпочтениях в области выбора типа (предметов) труда.
|
|
XX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, на базе всех 53-х избираемых характеристик - требований, предъявляемых к себе как субъекту труда
|
Структурирование дескрипторного материала о предметах, целях, средств и условиях труда на уровне составления индивидуальной формулы предпочтений или "идеальной формулы профессии или специальности".
|
Выявление ключевой обобщенной профориентационной гипотезы, включающей частные профориентационные гипотезы.
Совместное построение с оптантом дескрипторных описаний на уровне "я-образа" в идеальном плане (формула предпочтений), в профессиональном плане (составление формулы желаемой профессии), в реальном плане (по материалам составления хронограммы на базе наблюдений за собой)
|
|
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г1
|
Г2
|
П1
|
П2
|
П3
|
И
|
|
|
|
|
Р
|
М
|
А
|
ПУ
|
|
|
|
|
|
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
Ф5
|
Ф6
|
|
|
|
|
Ф7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АЛ
|
АН
|
Н
|
И
|
ОС
|
О
|
|
|
|
|
И
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К1
|
К2
|
К3
|
К4
|
К5
|
К6
|
|
|
|
|
К7
|
К8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МТ
|
МР
|
ЖЗ
|
ОБ
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
ОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н1
|
Н2
|
Н3
|
Н4
|
Н5
|
Н6
|
|
|
|
|
Н7
|
Н8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное выдвижение профориент. гипотез и их проверка на базе направленно сформированных представлений о мире труда, мире профессий и о себе как субъекте труда. Вывод оптанта о степени соответствия требований избираемой профессии и наличия у него соответствующих данных. Составление программы развития необходимого комплекса профессионально-ценных способностей и склонностей
|
|
XXI этап - выдвижение профконсультационной гипотезы (конкретизация представлений о каждом факторе, образующем ситуацию выбора-смены профессии и специальности оптанта)
|
Структурирование графического и дескрипторного материала на уровне его совокупного осмысления в рамках восьмифакторной структуры
|
Формулирование профоконсультационной гипотезы оптанта в части обоснования личных профессиональных планов
|

Построение и осмысление основного плана профессионального и личностного развития
|
|
XXII этап - сопоставление общей профориентационной гипотезы оптанта с профессиоведческими гипотезами профоконсультанта.
|
Сравнительно-сопоставительный анализ формул профессиональных предпочтений оптанта и банка формул профессий и специальностей профконсультанта
|
Проверка профориентационных гипотез и предъявление оптанту списка наименований профессий и специальностей, сходных с его формулой предпочтений и возможностей
|

Формулирование запасного профессионального плана. Подбор профессиональных учебных заведений
|
|
XXIII этап - построение представлений о путях достижения основного профессионального плана
|
Вербализация и исследовательских действий, необходимых для ориентировки в выборе учебного заведения
|
Проверка профконсультационной и профориентационной гипотез.
Все протокольные записи оставляются клиенту для самостоятельной домашней работы
|
Обучение оптанта самостоятельному составлению профессиоведческих гипотез.
Взвешенный и деловой подход оптанта (без самообмана) к построению личных профессиональных планов в сочетании с оптимизмом по отношению к своему личностному и профессиональному развитию, адекватных жизненным обстоятельствам как обоснованного и осознанного плана действий.
Совместное подведение итогов профконсультирования
|