4.4. Этапы профконсультирования и их краткая характеристика

Этапы представлены в виде нижеследующей таблицы

ТАБЛИЦА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ

В ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Название этапа

Основная задача психолога (профконсультанта)

Содержание деятельности психолога (профконсультанта)

Содержание деятельности клиента (оптанта)

1

2

3

4

I этап подготовительный

Формулирование принципов оснащения рабочего пространства для консультирования

Накопление информационно-справочного и методического инструментария для стационарной деятельности

Накопление переносного информационно-справочного и методического инструментария для деятельности в выездных условиях

Информационно-поисковые и рефлексивно-аналитические действия клиента по определению своих возможностей как субъекта выбора трудовой деятельности

II этап - формирование профессиоведческой компетентности

Выдвижение множества предварительных профессиоведческих гипотез в виде банка формул профессий и специальностей

Проведение субъективного оценивания 2296 профессий и специальностей на базе 53-признаковой классификационной картины мира труда

Стихийное формирование профориентационных гипотез

III этап - формирование индивидуальной системы трудоведческих знаний психолога (профконсультанта)

Выявление индивидуальной картины мира труда профконсультанта на базе 53-признаковой классификационной картины мира труда

Упорядочение рефлексивных представлений консультанта о себе как субъекте труда, выявленных на основе частотного анализа использования характеристик - требований, используемых при субъективном оценивании

Проведение коррекции 2296 формул профессий и специальностей

Расширение поля профессиоведческих гипотез

Стихийное становление представлений оптанта о картине мира труда и оснований сопоставлений профессий и специальностей между собой

IV этап - формирование коммуникативной компетентности

Освоение процедуры интервью-консультации по выявлению "я-образа" оптанта о себе как субъекте труда.

Разработка схемы говорения самопрезентации психолога (профконсультанта) и рефлексивного и эмпатического слушания, выяснения путем конструирования им информационного сообщения о себе и банка вопросов к клиенту (оптанту) и представителям его социального окружения, сформированных согласно правилам адекватности, ясности, гибкости и простоты высказываний

Наличие у оптанта опыта доверительных разговоров с представителями его близкого и далекого социального окружения

V этап - формирование представлений о сущности запросов оптанта и начало налаживания контакта между консультантом и клиентом.

Возможно другое течение консультации. Консультант осознает недостаток профессиональной компетентности и квалификации и информирует клиента или представителей его окружения - о специалистах, способных ему или им помочь в разрешении формулируемой проблемы.

Оценка консультантом своей готовности к консультированию, достижение ресурсного консенсуса

Анализ и осмысление психологом сведений оптанта, сообщенных о себе, своих проблемах, представлений клиента о возможностях консультативной помощи.

Предложение конструктивной помощи клиенту разобраться - выявить, сформулировать его образы о себе как субъекте труда.

Проведение телефонной или очной диагностической беседы по разработанной ранее схеме говорения - самопрезентации психолога и рефлексивного и эмпатического слушания, выяснения.

Информирование оптанта и представителей его окружения о возможностях и ограничениях консультирования, об условиях, сроках и предполагаемых результатах. Развитие контакта на протяжении всех последующих этапов консультации

Принятие предложенного психологом (профконсультантом) плана профконсультирования.

Оценка клиентом (оптантом) и/или представителями его окружения готовности к консультированию, достижение ресурсного консенсуса

VI этап - формирование общих представлений клиента (оптанта) о ситуации выбора - смены профессии и факторах, ее образующих; если клиент не может подвести итог или его итог будет совершенно неожиданным для консультанта, то это свидетельство ошибочных действий психолога.

Проведение анализа процесса консультирования и возвращение к работе на этап, который предшествовал ошибке.

Беседа об общей характеристике восьмифакторной структуры ситуации выбора - смены профессии и специальности, информирование о методиках выявления каждого фактора.

Рисуночное иллюстрирование положений беседы.

В конце каждой встречи просьба психолога конкретно указать, что дала клиенту консультация. После определения этого партнеры расстаются или определяют время следующей консультации.

Построение оптимистичного эмоционального фона ("расстаться друзьям").

Начальный контакт на первом очном сеансе или сессии профконсультирования носит оттенки позитивных сообщений, эмоционально-ободряющих клиента за счет сообщения сведений об общей возможности психологической помощи по основным ее практическим направлениям.

Использование приемов налаживания и установления стойкого контакта с клиентом.

Оценка собственного функционального состояния психолога, осознание своего возможного статуса "в глазах" клиента (оптанта), возможного отношения клиента к консультанту.

Оценка психологом готовности клиента получить помощь

Расширение трудоведческого и психологического кругозора клиента и представителей его окружения за счет предъявления новых ориентировочных схем профессионального развития. Активизация представлений долговременной памяти, усвоение новых понятий - единиц научного мышления на фоне житейских знаний о самом себе и о мире профессий.

Формирование готовности получения профконсультационной помощи. Обдумывание клиентом результатов консультации.

VII этап - формирование конкретных представлений профконсультанта и клиента о факторах, образующих ситуацию выбора-смены профессии и специальности для последующего формулирования системы профконсультационных гипотез

Проведение диагностической беседы и активного диалога о специфике системы профконсультационных гипотез, свойственных уникальным условиям развития индивидуальной ситуации выбора-смены профессии и специальности клиента (оптанта) и представителей его окружения, присутствующих на консультации.

Определение понятия профконсультационной гипотезы

Выявление конфигурации факторов, образующих ситуацию выбора-смены профессии, характерных для данного оптанта.

Графическое отражение конфигурации факторов, определяющих специфику системы профконсультационных гипотез и направления их проверки.

Подведение под понятие профоконсультационной гипотезы сведений, выявляемых с помощью беседы об условиях развития индивидуальной ситуации выбора-смены профессии

Рисунок 10

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения порядка разрешения сложностей проблемы выбора-смены профессии и специальности

VIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора происхождения, позициях, свойственных старшим членам семьи по построению и реализации профессиональных сценариев и вариантов решений ими проблем профессионального и жизненных выборов

Проведение диагностической беседы и активного диалога об истории семьи, о происхождении оптанта

Структурирование генографического материала

Построение генограммы Обсуждение связей фактора происхождения и фактора личных профессиональных планов в контексте традиций исполнения семейных профессиональных сценариев

Рисунок 11

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения специфики развития профессиональных сценариев членами материнского и отцовского родов

IX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора референтного окружения, позициях, свойственных друзьям, товарищам, сверстникам по построению и реализации профессиональных сценариев и вариантов решений ими проблем профессионального и жизненных выборов

Проведение диагностической беседы и активного диалога об истории дружеских связей, понимании мотивов истинного и ложного товарищества, особенностях профессиональной направленности друзей

Структурирование социографического материала

Построение социограммы

Обсуждение связей фактора референтного окружения и фактора личных профессиональных планов в контексте сходства - отличий профессиональных сценариев, свойственным друзьям

Рисунок 12

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения особенностей влияния дружеских связей на развитие профессиональных сценариев клиента

X этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора идентификации (подражания) в контексте следования профессиональным сценариям по примеру представителей старшего поколения - учителей, наставников, кумиров

Проведение диагностической беседы и активного диалога о развитии эмоционально-интеллектуальной сферы развития оптанта в контексте истории выбора предметных и личностных предпочтений сфер учебной или производственной деятельности и их объективной оценки

10.2. Структурирование объектографического материала

Построение объектограммы

Обсуждение связей фактора идентификации и фактора личных профессиональных планов в контексте сходства - отличий профессиональных сценариев, свойственных оптанту и личностям, которым он хочет подражать

Рисунок 13

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения роли эмоциональных и интеллектуальных особенностей развития клиента в контексте стремления подражать авторитетам

XI этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе факторов склонностей и способностей, свойственных данному оптанту

Проведение диагностической беседы и активного диалога о гармоничном сопряжении склонностей и способностей, необходимых субъекту успешной жизни и деятельности

Структурирование хронографического материала.

Построение хронограммы

Обсуждение связей факторов склонностей и способностей и фактора личных профессиональных планов в контексте их согласования

Рисунок 14

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения комплекса склонностей и способностей, имеющего место в развитии клиента в контексте склонностей к труду и способностей к выбору подходящих клиенту занятий

XII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора мотивации достижений как уровня притязаний на общественное признание оптанта

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора достижений и притязаний

Структурирование материала о развитии оптанта

Построение развитиеграммы

Обсуждение связей фактора притязаний и достижений и фактора личных профессиональных планов в контексте их согласования

Рисунок 15

Уяснение и понимание клиентом (оптантом) и представителями его окружения особенностей динамики и движущих сил личностного и профессионального развития клиента

Осознание клиентом и представителями его окружения необходимости обладания им комплексом коллективизма для адекватного профориентирования; возможность вывести самостоятельно умозаключение о стадии своего личностного (по Эриксону) и профессионального развития (по Климову)

XIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых целей и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой или (избранной) специальности в контексте присущих ей целей труда

Структурирование дескрипторного материала о целях труда в контексте их предпочтений.

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых целях труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины целей труда

Начало ведения профоконсультантом протокола, в котором только отражаются в дескрипторном виде обсуждаемые характеристики труда и примеры профессий.

П

Т

Ч

З

Х

Г1

Г2

П1

П2

П3

И

Образец заполнения протокола

Выдвижение оптантом профориентационных гипотез на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о целях труда и своих предпочтений

XIV этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых средств и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей средств труда

Структурирование дескрипторного материала о средствах труда в контексте их предпочтений и возможностей в соответствии с перечнем профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых средствах труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины средств труда

Ведение протокола

П

Т

Ч

З

Х

Р

М

А

ПУ

Ф

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф5

Ф6

Ф7

14.1.1.1. Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о средствах труда и своих предпочтений

XV этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей организационных условий труда

Структурирование дескрипторного материала об организационных условиях труда в контексте их предпочтений

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда

Ведение протокола

П

Т

Ч

З

Х

АЛ

АН

Н

ИН

К

И

С

ОС

О

Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений

XVI этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей социальных условий труда

Структурирование дескрипторного материала о социальных условиях труда в контексте их предпочтений и возможностей на основе перечня рекомендуемых профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда

Ведение протокола

П

Т

Ч

З

Х

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений и своих возможностей в силу наличия определенной нозологии

XVII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей вариантов ответственности и физических условий труда.

Структурирование дескрипторного материала о физических условиях труда и вариантах ответственности в контексте их предпочтений и возможностей

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых условиях труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда

Ведение протокола

П

Т

Ч

З

Х

МТ

МР

Ж

З

ОБ

ОВ

Б

Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений и возможностей

XVIII этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых условий и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей необычных условий труда

Структурирование дескрипторного материала о необычных условиях труда и вариантах ответственности в контексте их предпочтений

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых и надлежащих условиях труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины условий труда

Ведение протокола

П

Т

Ч

З

Х

Н1

Н2

Н3

Н4

Н5

Н6

Н7

Н8

Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе интегрированной картины мира труда путем реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний об условиях труда и своих предпочтений

XIX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, избираемых предметов и требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Проведение диагностической беседы и активного диалога о составляющих фактора информированности о мире профессий и об отдельно избираемой (избранной) специальности в контексте присущих ей предметов труда

Структурирование дескрипторного материала о предметах труда на уровне дифференцированной оценки предпочтений предметов труда

Выявление профориентационных гипотез оптанта о предпочитаемых предметах труда

Формирование профессиоведческой компетентности оптанта на базе классификационной картины предметов труда

Ведение протокола

ПТЧЗХ/

Дифференцированная оценка предпочитаемого предмета труда в порядке ранжирования

Самостоятельное выдвижение профориентационных гипотез оптанта на базе реконструкции стихийно сложившихся житейских знаний о предпочтениях в области выбора типа (предметов) труда.

XX этап - формирование представлений клиента (оптанта), представителей его окружения и консультанта о составе фактора профессиональной идентичности и содержании его аутентической (подлинной) интерпретации в контексте понимания желаний, на базе всех 53-х избираемых характеристик - требований, предъявляемых к себе как субъекту труда

Структурирование дескрипторного материала о предметах, целях, средств и условиях труда на уровне составления индивидуальной формулы предпочтений или "идеальной формулы профессии или специальности".

Выявление ключевой обобщенной профориентационной гипотезы, включающей частные профориентационные гипотезы.

Совместное построение с оптантом дескрипторных описаний на уровне "я-образа" в идеальном плане (формула предпочтений), в профессиональном плане (составление формулы желаемой профессии), в реальном плане (по материалам составления хронограммы на базе наблюдений за собой)

П

Т

Ч

З

Х

Г1

Г2

П1

П2

П3

И

Р

М

А

ПУ

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Ф5

Ф6

Ф7

АЛ

АН

Н

И

ОС

О

И

К

Н

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

МТ

МР

ЖЗ

ОБ

Б

ОВ

Н1

Н2

Н3

Н4

Н5

Н6

Н7

Н8

Самостоятельное выдвижение профориент. гипотез и их проверка на базе направленно сформированных представлений о мире труда, мире профессий и о себе как субъекте труда. Вывод оптанта о степени соответствия требований избираемой профессии и наличия у него соответствующих данных. Составление программы развития необходимого комплекса профессионально-ценных способностей и склонностей

XXI этап - выдвижение профконсультационной гипотезы (конкретизация представлений о каждом факторе, образующем ситуацию выбора-смены профессии и специальности оптанта)

Структурирование графического и дескрипторного материала на уровне его совокупного осмысления в рамках восьмифакторной структуры

Формулирование профоконсультационной гипотезы оптанта в части обоснования личных профессиональных планов

Рисунок 16

Построение и осмысление основного плана профессионального и личностного развития

XXII этап - сопоставление общей профориентационной гипотезы оптанта с профессиоведческими гипотезами профоконсультанта.

Сравнительно-сопоставительный анализ формул профессиональных предпочтений оптанта и банка формул профессий и специальностей профконсультанта

Проверка профориентационных гипотез и предъявление оптанту списка наименований профессий и специальностей, сходных с его формулой предпочтений и возможностей

Рисунок 17

Формулирование запасного профессионального плана. Подбор профессиональных учебных заведений

XXIII этап - построение представлений о путях достижения основного профессионального плана

Вербализация и исследовательских действий, необходимых для ориентировки в выборе учебного заведения

Проверка профконсультационной и профориентационной гипотез.

Все протокольные записи оставляются клиенту для самостоятельной домашней работы

Обучение оптанта самостоятельному составлению профессиоведческих гипотез.

Взвешенный и деловой подход оптанта (без самообмана) к построению личных профессиональных планов в сочетании с оптимизмом по отношению к своему личностному и профессиональному развитию, адекватных жизненным обстоятельствам как обоснованного и осознанного плана действий.

Совместное подведение итогов профконсультирования