4.5. Требования к специалисту по профориентационной работе
Профессиональная деятельность специалистов профориентационного профиля регулируется следующими законодательными документами. В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей руководителей и тарифных разрядов (ОК 16) зафиксированы следующие наименования должностей специалистов, которые имеют право выполнять профориентационную деятельность, - профконсультант, психолог и педагог-психолог. Это право определено в соответствующих квалификационных характеристиках деятельности этих специалистов. С 1993 г. в соответствии с квалификационными требованиями профконсультантом может стать лицо, имеющее образование в области социальной работы, психологии, педагогики, социологии. Ниже мы приводим текст квалификационной характеристики должности профконсультанта из "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих":
Профконсультант. Должностные обязанности.
1. Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения.
2. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
3. Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации - повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
4. Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.
5. Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.
6. Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.
7. Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.
8. Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
9. Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния. Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы.
10. Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта.
11. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности.
12. Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
а) законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
б) этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики; правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки;
в) типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний; основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследования человека; основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей;
г) требования, предъявляемые профессией к человеку; формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями;
д) потребность в кадрах на федеральном и региональных уровнях с профессиональной дифференциацией; социально-демографические особенности региона; передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы; основы законодательства о труде; правила по охране труда.
Профконсультант I категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта II категории не менее 3 лет.
Профконсультант II категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта не менее 3 лет.
Профконсультант: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы.
(Квалификационная характеристика должности "Профконсультант" дополнительно постановлением Минтруда России от 20 апреля 2001 года N 35).
Перечень содержания пунктов 1 - 8 должностной инструкции профконсультанта показывает, что выполнять их выпускник, имеющий психологическое, социологическое, педагогическое и социальное образование не в состоянии, поскольку в учебных планах и образовательных программах данная тематика не рассматривается. В связи с этим работа профконсультанта в службах занятости сводится к выполнению пункта 9, в котором говорится о психологической поддержке граждан.
В русле этой же тематики выполнены и диссертационные исследования, посвященные анализу профессиональной деятельности профконсультантов (Королева, 1994; Чуйкова, 1998; Пряжникова, 2001; Щеколдина, 2006). В данных работах только попутно констатируется задача формирования у профконсультантов представлений о мире труда и мире профессий.
В работе О.Н. Красношлыковой (1997) показано, что за всю историю нашей страны специальной направленной подготовки специалистов профориентаторов в рамках высшего профессионального образования не проводилось.
Аналогичное положение вещей наблюдается и при анализе содержания пунктов квалификационной характеристики психолога. Образование студента психологического факультета не предполагает его активное ознакомление с миром производственных профессий и специальностей. По этой причине выпускник-психолог, оказавшийся на производстве, предпочитает пользоваться системой общих знаний и работать в рамках пункта 7 в кадровой службе.
Ниже приводится текст квалификационной характеристики должности психолога из "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих":
Психолог. Должностные обязанности.
1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.
9. Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
10. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
11. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
12. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
13. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
14. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
а) постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
б) психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
в) основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
Сопоставление обязанностей профконсультанта и психолога по квалификационным характеристикам показывает, что они имеют существенные пересечения в части исполнения профориентационной деятельности на базе информации о мире профессий в виде профессиограмм. Однако целевым образом в Минтруде полноценный банк таких материалов не сформирован, и, по-видимому, публикуя описания деятельности этих специалистов, законодатель полагается, в основном, на возможности их профессиоведческого самообслуживании. Сопоставительные данные показывают, что функции аналитика труда или "профессиографического аналитика" - JobAnalyst в нашей стране включены деятельность психолога и профконсультанта в общем порядке. Пока в нашей стране подобные специалисты не готовятся, и не предполагается открывать их подготовку. По данным И.Н. Назимова (1998) - 20% валового дохода в США достигается за счет внедрения в систему управления трудом процедур анализа работы.
Сбор профессиоведческого материала представляет собой особую задачу, поскольку в целостном виде картина мира профессий имеет огромный объем. В США этой работой заняты около 2500 сотрудников - 500 специалистов работают в Министерстве труда, остальные 2000 человек заняты этой работой в специальных фондах.
Следует отметить, что в международной практике профориентационная
деятельность распределяется между двумя группами специалистов - собственно профориентологами и психологами. К профориентологам по Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) относятся - Аналитик, профессиональная занятость, Аналитик, изучение рынка, Аналитик, трудовая деятельность, Интервьюер, занятость, Консультант, профориентация, Консультант, карьера, Консультант, трудоустройство, Консультант, производственная практика, Специалист, работа с персоналом, Специалист, обучение персонала, Специалист, производственные отношения. Среди психологов выделяются такие специализации - Психолог, Психолог, клиника, Психолог, социальный, Психолог, промышленность, Психолог, профессиональная занятость, Психолог, эксперименты.
Сравнение квалификационных требований профконсультанта и описаний деятельности специалистов профориентационного профиля по МСКЗ показывает уровень сложности деятельности профконсультанта в соответствии с существующей квалификационной характеристикой. Профконсультант сталкивается с 29-ю задачами, к которым он не был подготовлен в вузе.
СРАВНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
И ОПИСАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО
ПРОФИЛЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАНЯТИЙ
|
Должностные обязанности профконсультанта по Квалификационному справочнику |
|
|
Психолог |
1) Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения |
|
4) принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии |
|
|
6) с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей |
|
|
7) а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда |
|
|
8) Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества |
|
|
Специалист, работа с персоналом Специалист, обучение персонала |
9) содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности |
|
10) и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений |
|
|
11) Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации |
|
|
Психолог Психолог, клиника |
13) учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан |
|
14) разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы |
|
|
Аналитик, трудовая деятельность |
15) Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности |
|
16) в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении |
|
|
17) Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами |
|
|
18) с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов |
|
|
19) применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств |
|
|
20) определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями |
|
|
21) оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации |
|
|
22) при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния |
|
|
23) Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда |
|
|
24) в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, |
|
|
25) в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке |
|
|
27) вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта |
|
|
28) ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности. |
|
|
29) консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения |
Сравнение квалификационных требований психолога и описаний деятельности специалистов профориентационного профиля по МСКЗ показывает, что работа менеджера по персоналу оказывается в этом же содержательном русле. В данной работе сопоставление квалификационной характеристики менеджера по персоналу с квалификационными характеристиками психолога и профконсультанта не проводилось.
Выполненное сравнение по Таблице 2 показывает, что перед психологом выступает задач меньше, чем у профконсультанта - всего 13, но они также сопрягаются с несколькими специализациями.
СОПОСТАВЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПСИХОЛОГА
И ОПИСАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО
ПРОФИЛЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАНЯТИЙ
|
Должностные обязанности психолога по Квалификационному справочнику |
|
|
1) Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. |
|
|
2) Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. |
|
|
Психолог, профессиональная занятость Консультант, профориентация |
3) Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. |
|
4) Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. |
|
|
5) Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. |
|
|
6) Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. |
|
|
7) Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. |
|
|
8) Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно психическое напряжение работающего, |
|
|
Консультант, трудоустройство Консультант, карьера |
дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. |
|
Специалист, обучение персонала |
9) Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. |
|
Аналитик, профессиональная занятость Специалист, производственные отношения |
10) Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. |
|
подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, |
|
|
12) Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. |
|
|
13) Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, |
|
|
а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами. |
Квалификационные характеристики должностей профориентационного профиля психолога и профконсультанта имеют широкие зоны пересечения именно в части использования информации о профессиях. Детализация и уточнение их профессиональных обязанностей в соответствии со специализациями, представленными в МСКЗ, показывают, что те требования, что сформулированы в квалификационных характеристиках, к психологу и профконсультанту фактически означают необходимость их действий как "многостаночников", несмотря на то, что он не получил соответствующего образования.
Сопоставительный анализ квалификационных требований и количественные их особенности открывают сложнейшее положение, в которое поставлены психолог и профконсультант отечественным законодателем. Ниже в Таблице 3 показаны результаты сопоставительного анализа описаний деятельности соответствующих специалистов по МСКЗ (2 столбец) и описаний пунктов по должности психолога (1 столбец) и должности профконсультанта (2 столбец).
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ПСИХОЛОГУ И ПРОФКОНСУЛЬТАНТУ В СООТВЕТСТВИИ
СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМИ - ЗАНЯТИЯМИ МСКЗ - МЕЖДУНАРОДНОЙ
СТАНДАРТНОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ
Сопоставление квалификационных требований профконсультанта и психолога по Квалификационному справочнику показывает общность тематики работ, что свидетельствует о возможностях их объединенной подготовки в вузах.
СОПОСТАВЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ПРОФКОНСУЛЬТАНТА И ПСИХОЛОГА
При этом положение профконсультанта осложняется из-за более широких к нему требований, не подкрепленных соответствующими знаниями.
Отсутствие стыка образовательных программ профессиональной подготовки в части информирования о целостном мире профессий и процедурах их адекватного научного анализа, и квалификационных требований соответствующих должностей приводит к необходимости самостоятельного "творчества" на местах.
В центрах занятости очень высокий уровень текучести кадров, специалистам данного профиля "тесно и неуютно" работать, поскольку отсутствует должная подготовка и инструментальное оснащение, а также трудно иметь дело только с безработными, зачастую демонстрирующие яркие проявления деструктивных профессиональных исходов.
Попутно заметим, в нашей стране нужны центры подходящей работы как альтернатива региональным центрам занятости, где бы у человека появилась возможность получить помощь и поддержку как субъекту труда, не будучи безработным. Требуется более серьезное внимание к анализу методологии психологической помощи в деле руководства выбором профессии, понимании оснований профессиоведческой подготовки профконсультантов.
Ниже мы приводим текст квалификационной характеристики должности педагога-психолога из "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Перечень пунктов должностной инструкции педагога-психолога показывает, что в пункте 11 перед ним ставится профориентационная задача: "Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения". Эта задача также связана со специальной подготовкой в области профессионального ориентирования и консультирования.
Педагог-психолог. Должностные обязанности.
1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
5. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
11. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
13. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
14. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
15. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
а) приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
б) Декларацию прав и свобод человека;
в) Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;
г) педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
д) основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
е) современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
ж) основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
з) методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
и) технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
У большинства была устойчивая ориентировка на краткосрочную (один, два сеанса) профконсультацию с использованием психодиагностических методик, включая Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), предложенный Е.А. Климовым (1974). Этот опросник позволяет выявить профессиональную направленность на предмет труда, и рекомендовать возможную сферу деятельности в соответствии с типом профессий.
Ограниченность представлений и отсутствие знаний о мире профессий показывает следующий пример. Анализ 102-х протоколов консультаций, в которых нашла отражение работа с 68-ю посетителями центра (ряд консультаций были проведены повторно) показал, что психолог из раза в раз оперировала всего 12-ю наименованиями профессий, - только эти наименования встречались в разделах, сформулированных ею рекомендаций, у всех посетителей. Психолог считала свою миссию выполненной, поскольку в рамках ДДО удалось найти предметную сферу, а в дальнейшем, - "... пусть и сам подумает". Анализ бесед психолога с оптантами показал, что понятие выбор профессии во всех консультативных случаях соотносился с понятием профессиональный старт как поиск варианта обучения в вузе.
У психологов были выявлены стихийно сложившиеся, несистематизированные представления как некий перечень названий профессий, как отдельных слов, попутно извлеченных из своих жизненных впечатлений, общих знаний или литературных описаний. Но их абсолютно не смущало их отсутствие, оно замещалось широкими общими и специальными знаниями, которые были присвоены в ходе обучения, а увлеченность психодиагностической стороной в профориентационной деятельности во многом способствовала и рефлексии личностного развития.
Мир профессий не был "увиден" психологами-практиками. Адекватная ориентировка в мире профессий и возможность фиксировать результаты своей деятельности в доступном для сравнения виде не признавались ими как основная сложность для работы в профориентации.
В свете полученных нами данных можно понять причины неудовлетворенности деятельностью служб занятости. Опросы, проводимые на протяжении последних лет, показывают, что в разных регионах страны от 40 до 60% обратившихся за помощью к психологам и профконсультантам ею не удовлетворены. Среди представителей сообщества психологов и профоконсультантов нет консенсуса, процент текучести кадров очень высок. Распространена практика прихода на работу в службу занятости с мотивом поиска хорошей работы для себя или своих близких.
Причиной такого положения дел, вероятно, в первую очередь, оказывается профессиоведческая некомпетентность и отсутствие фундаментальной профессиональной подготовки специалистов в области профконсультирования на уровне специалистов и магистров.
Обследование психологов и оптантов показывает, что представления о мире труда и мире профессий взаимосвязаны. В профконсультировании необходимо вести их направленное взаимное формирование, но поскольку в нашем обществе нет культуры воспитания и обращения к профессиоведческому материалу в школе, то психологу придется столкнуться именно со стихийными представлениями, и их необходимо включать в расчет, при разработке соответствующих процедур взаимодействия по диагностике и формированию субъективной профориентационной картины оптанта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875