1.1. Исторические аспекты становления профориентационной помощи

1.1. Исторические аспекты становления

профориентационной помощи

Благодаря работам первых психотехников, как зарубежных, так и советских, стало возможным в проблеме профориентации выделить такие ее составляющие части, как профнаправленность, профпригодность и профессиональную успешность.

В соответствии с этим строились формы помощи индивиду осуществить рациональный выбор профессии.

Предполагалось, что формировать профессиональную направленность у подрастающего человека нужно через сообщение информации о мире профессий и выявлении способностей у него к тому или иному виду труда на специальных консультациях. Этой работой должны были заниматься педологи.

В 20-е годы казалось, что выявлять профессиональную пригодность можно путем диагностики наиболее важных психических особенностей у представителей профессий, а затем под их "профиль" подбирать кандидатов со сходными особенностями и направлять их в соответствующие учебные заведения. Данные проверки осуществлялись в психотехнических лабораториях Наркомата труда, которые имели "распределительные" функции. Высказывалось мнение, что такие процедуры, получившие название профотбора, будут способствовать становлению профуспешности. Распространение в психотехнике таких взглядов было обусловлено общепсихологическими воззрениями на развитие человека как некий линейный поступательный процесс, при котором способ ранней профессионализации индивида выступал залогом профпригодности и профуспешности (Профиль психотехника, 1932).

К началу 30-х годов в условиях нашей страны перед психотехниками ставились задачи не столько помочь индивиду, сколько помочь государству распределить трудовые ресурсы наиболее "рациональным" образом. Другими словами, педологам и психотехникам нужно было стараться убеждать и всячески содействовать притоку молодежи на "массовые", "дефицитные" профессии путем формирования общественно-политических мотивов выбора. Профпросвещение включало профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Профконсультация заключалась в проведении процедур обследования, фиксации действий консультанта и учащегося в профконсультационной карточке, осмысливании полученных данных и составлении заключения. При формулировании профзаключения был обязателен учет социального заказа. Старания устроить максимальное сопряжение профнаправленности и профпригодности подростков не увенчались успехами по многим причинам. Среди них можно отметить слабое использование программ тренировок для формирования профессиональной пригодности у кандидатов на различные профессии. Данные программы формулировались в противовес идеям жесткого профотбора, выполняемого на основании психотехнических испытаний как констатации имеющихся достижений индивида.

В работах К.М. Гуревича (1967) убедительно показано, что большинство тестов не предназначено для того, чтобы определить подлинную профессиональную пригодность, и поэтому те кандидаты, кто не справился с испытаниями, совсем не обязательно являются непригодными.

В то же время, как часто оказывается на практике, завершение профессиональной подготовки не может служить гарантией пригодности к работе. Диплом о квалификации не является свидетельством о профессиональной пригодности, поскольку реализация учебных знаний и умений происходит в особых условиях реальной деятельности, которые не были учтены при организации подготовки. Недоучет и незнание действительной профессиональной специфики абитуриентом, студентом, а затем и выпускником учебного заведения обуславливают возникновение чувства разочарования в избранной профессии и потребность поиска новой.

Статистические данные, собранные через 5 - 10 лет после окончания вузов, показывают, что по базовой квалификации в профессиях, строго требующих эквивалентности труда и варианта образования (медицина, летное дело, химические технологии и пр.), закрепляются только 15 - 17% выпускников, что заставляет говорить о кадровой политике государства как политике профориентационной (Пряжников, 2009).

В остальных случаях, где нет строгих требований к базовому образованию, "верность" ему сохраняют 3 - 5%. Остальные же молодые люди вынуждены осуществлять профессиональную реориентацию. Причем на стабильность этих количественных показателей мало влияет уровень престижности учебного заведения и профессии, а также наличие резервированных рабочих мест для "молодых специалистов" по распределению.

Индивидуальные концепции "пожизненных" или "краткосрочных" наймов на работу зарождаются и складываются у человека как субъекта труда достаточно бессознательно, поскольку рефлексия этих феноменов у него организуется в редких случаях. В результате стихийного становления состояний готовности к возможным переходам из одной профессии в другую формируется и отношение к профессии либо как к длительному пристанищу, либо как временному обиталищу. Что хорошо здесь, а что плохо, - найти ответы нужно каждому человеку самостоятельно.

Не является исключением и положение со становлением профессионального сознания у самих профконсультантов. Специальной подготовки в учебных заведениях по этому направлению у нас в стране не ведется, и на работу сплошь и рядом попадают люди, совершающие профессиональную реориентацию. Для облегчения своих должностных обязанностей они привносят в новую деятельность элементы работы из своего прежнего опыта, делая это достаточно осознанно. Адекватность таких решений требует специального изучения и обсуждения.

Формы проявления потребности в трудовой активности связаны с сознательным отношением человека к труду, что проявляется в трудовом его поведении. Оптимальное выполнение трудовых обязанностей осуществляется по закону свободной перемены труда, когда таковая человеку по душе и по плечу. Проявления чрезмерных трудовых усилий получили название "трудоголизма" (Короленко, Донских, 1990). В случаях, когда труд носит принудительный характер или человек трудится, в основном, из-за необходимости заработать на пропитание, имеют место отчуждение труда, феномен рестрикции труда (психологическая сущность которого проявляется в сознательном ограничении своего трудового участия) и феномен добровольного трудового абсентеизма, проявляющийся в уклонении от общественно значимого труда (Кузьминов, Набиулина, Радаев, Субботина, 1989).

Трудовой абсентеизм носит вынужденный характер в случаях потери работы по независящим от человека причинам, и известен по описаниям переживаний состояния вынужденной безработицы (Маурер, 1986).

Пространство и время жизнедеятельности личности вообще, роль и место труда в жизни человека связаны с принятием им таких ее форм, как "цивилизация труда" и "цивилизация досуга". Не случайно в странах, где имеет место высокий уровень продолжительности жизни, эти формы наполнены и конкретным содержанием. В последние годы в психологии труда разрабатывается подход функционального отдыха (Леонова, Кузнецова, 2007).

В нашей стране концепции профконсультирования начали складываться в 1960-е годы, и получили оформление индивидуальной работы к 1990-м годам (Индивидуальная психологическая профессиональная консультация, 1990).

К настоящему времени у нас в стране преобладающей методологией в практике психологической помощи, как в службах занятости, так и в центрах профориентации является методология тестирования, и психотерапевтической поддержки (Теория и практика профориентации и профконсультирования, 1996 и др.).

Методология тестирования основывается на статистических моделях типологических черт личности, которым авторы тестов априорно приписывают, исходя из собственных наблюдений, или из соображений здравого смысла "подходящие" профессии. В этом случае оптант - как активный субъект профессионального выбора рассматривается как испытуемый или тестируемый, и собственно активность выбора полагается за тем, кто проводит обследование. Таким образом, он оказывается дважды "заложником", сначала теоретического плана - у автора тестовой типологии была своя картина мира труда и мира профессий, и потом, - практически, у специалиста, который ее использует и интерпретирует данные тестирования, которому также свойственны представления о мире труда. Вопросная логика в этом случае предполагает извлечение представлений испытуемого о труде и о мире профессий на базе соответствующих картин исследователей.

Методология психотерапевтической поддержки традиционно связана с описаниями кризисных ситуаций и вариантов их преодоления. Именно в этом ключе идет разрешение ситуаций поиска подходящей работы с помощью методик психотерапевтической поддержки, не подкрепленных процедурами формирования знаний о мире профессий, - кризисные симптомы снимаются поверхностно, а глубинная, неразрешенная содержательная проблема - "все-таки, какая работа мне подходит" - остается (Пряжникова Е.Ю., 2001).

Выбор методологии обусловлен профессиональной подготовкой специалистов. В соответствии с квалификационной характеристикой профконсультанта, а она представляет собой источник трудового права - нормативный документ, разработанный законодателем, им могут стать лица, имеющие высшее профессиональное образование педагога, психолога, социолога и социального работника.

Понятно, что в реальной деятельности взаимопонимание названных специалистов, правильная оценка ими возможностей и ограничений своей области приложения сил, координации усилий, адекватный поиск партнеров в целях обмена опытом, планирование своей деятельности на должном уровне, весьма проблематично. В настоящее время выпускники вузов, которые могут стать, и становятся психологами и профконсультантами, не обеспечены в должной мере сведениями о мире труда и о мире профессий, организованными специальным образом, и могущими стать их знаниями для целей профконсультирования.