5.1. Технологии подготовки выпускников инклюзивных школ с инвалидностью и ОВЗ к поиску работы

5.1. Технологии подготовки выпускников инклюзивных школ

с инвалидностью и ОВЗ к поиску работы

Представленные в данном параграфе методические материалы ориентированы на работу с подростками, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья, в целях активизации их профессионального самоопределения и поиска рабочего места.

Разработанные технологии позволяют формировать те знания, умения и навыки подростков с инвалидностью и ОВЗ, которые пригодятся им как на этапе единичного поиска работы, так и при последующем планировании своей профессиональной карьеры.

Необходимо помнить, что сам тип инвалидности и степень физической ограниченности определяют видимое поле профессиональной самореализации. При этом специалист (социальный педагог, педагог-психолог) должен дать подростку адекватное представление о его возможностях, не занижая его самооценку, но и не завышая ее.

Представленные материалы рекомендуется использовать после проведения разработанного и вышеизложенного психологического семинара в качестве последующего этапа профессионального и трудового консультирования старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в инклюзивных школах.

Первым шагом такой работы является выявление представлений подростка с ОВЗ о современном рынке труда, о том поведении, которое характерно в ситуациях поиска работы, представлений о потенциальном работодателе, о том, как и каким образом рекомендовать себя в качестве специалиста и работника.

Для решения этой задачи предлагаются две методики: первая оценивает знание подростка рынка труда, поведение работодателей и тактику поведения при трудоустройстве. Вторая методика выявляет внутреннюю картину подростка, то есть оценивает эффективность планирования им мероприятий трудоустройства, понимания особенности ситуации трудоустройства.

Методика "Я и рынок труда" проводится в три этапа.

Первый этап - это вводная беседа с подростком: "Здесь, на листе, - бланк с простыми вопросами, ответив на которые, ты сможешь понять, возникнут ли у тебя трудности при трудоустройстве. Отвечая на вопросы, тебе необходимо выбрать один из четырех представленных вариантов. Оцени себя - действительно ли ты обладаешь качествами, необходимыми на современном рынке труда".

Второй этап - это заполнение бланка опросника, когда специалист готов будет ответить на все интересующие подростка вопросы.

Третий этап - подсчет итогов и обсуждение результатов.

Вторая методика также предполагает проведение ее в три этапа.

Приведенный ниже бланк опросника может быть использован и в качестве плана занятия по информированию учащихся о рынке труда.

"Я и рынок труда"

Вопросы

1. Что, по твоему мнению, для работодателя будет важным узнать о тебе в ходе собеседования?

- твой уровень образования;

- твои навыки и способности;

- твое отношение к другим и к работе;

- все перечисленное выше.

2. Ты опаздываешь на собеседование на 10 минут. Как лучше всего поступить:

- прийти и надеяться на лучшее;

- забыть о собеседовании, поскольку ты все равно опоздал;

- позвонить и назначить другое время встречи;

- позвонить и предупредить, что ты приедешь позднее и объяснить причину опоздания.

3. Специалисты советуют тратить на поиск работы в неделю:

- 10 часов

- 20 часов

- 30 часов

- 40 часов.

4. Какое количество рабочих мест всегда свободно на рынке труда?

- 1%

- 2%

- 3%

- 8%.

5. Через сколько минут после начала собеседования работодатель сделает вывод о том, подходишь ли ты для этого рабочего места?

- 3 мин.;

- 6 мин.;

- 12 мин.;

- 16 мин.

6. На собеседовании работодатель спрашивает тебя, какой вид работы тебе нравится. Ты...

- будешь отвечать туманно и уходить от ответа, чтобы узнать о вакансиях во всех подразделениях организации;

- сначала спросишь о вакантных рабочих местах, а потом ответишь на вопрос;

- перечислишь профессиональные области, которые тебе наиболее интересны;

- спросишь о том, какие места наиболее высоко оплачиваются.

7. Как лучше всего составить список возможных организаций - работодателей для поиска работы?

- объявления о работе;

- "желтые страницы", справочники предприятий;

- рекламные щиты и плакаты на улицах;

- брошюры и публикации о предприятиях, компаниях и организациях.

8. Какие из перечисленных способов чаще всего используют работодатели для поиска подходящих работников?

- прием напрямую по рекомендации знакомых;

- агентства по набору;

- газеты;

- служба занятости населения.

9. Количество рабочих мест, о которых не упомянуто в объявлениях о работе, примерно:

- 10%

- 30%

- 60%

- 80%.

10. Если работник отказывается от места работы после одного рабочего дня, работодатель теряет:

- 200 руб.;

- 500 руб.;

- 1000 руб.;

- 10000 руб.

Верные ответы

1. 4 вариант

2. 4 вариант

3. 4 вариант

4. 3 вариант

5. 1 вариант

6. 3 вариант

7. 1 вариант. Можно составить список на основе выделенных направлений. Сначала определи отрасли, а затем найди в справочнике те организации, которые отвечают твоим предпочтениям и возможностям.

8. 1 вариант

9. 4 вариант

10. 4 вариант, т.к. сумма потери включает в себя не только однодневный заработок работника, но и цену времени, потраченного на процесс трудоустройства, затраты на непроизведенную продукцию, объявления, платежную ведомость и другие бухгалтерские документы. В связи с этим работодатели неохотно принимают на работу людей, которые не проявляют достаточного интереса к месту работы и которые могут уволиться после непродолжительного времени.

"Я и трудоустройство"

1. Смотрим и оцениваем себя:

- я точно знаю, как определить доступные для меня варианты развития карьеры;

- Когда буду искать работу, я точно могу говорить о своих навыках, образовании, способностях и личных качествах от 10 минут и больше;

- Я могу рассказать о связях моих интересов в работой, которую я хочу получить;

- Я готов обсуждать с потенциальным работодателем мои личные достоинства, так как имею о них четкое представление,

2. Рассматриваем возможные варианты занятости:

- Я знаю об альтернативных трудоустройству вариантах - о продолжении обучения или создании собственного дела;

- Я знаю, что существует работа с неполной занятостью и как ее найти;

- Я знаю, где могу повысить свою компетенцию и навыки;

- Я знаю, где мне найти информацию, которая поможет мне в поиске работы.

3. Подготовка к собеседованию:

- Перед любым выступлением или собеседованием я чувствую себя абсолютно уверенно;

- Я знаю, как произвести благоприятное впечатление на собеседника в первый момент встречи;

- Я готов ответить на все вопросы, которые обычно задают на собеседовании;

- В ходе собеседования я готов показать свой интерес к предложенному рабочему месту и к организации в целом;

- После собеседования я готов критически рассмотреть свое поведение.

После заполнения бланка опросника делается вывод о готовности выпускника к поиску работы и трудоустройства.

После получения данных по самооценке подростка с инвалидностью, второй этап работы - это составление программы работы с ним по подготовке его к последующему трудоустройству.

Составляя набор упражнений под каждого подростка индивидуально, специалист вправе по своему усмотрению менять очередность предложенных заданий или исключать их из программы. Упражнения также можно проводить в парах, когда один участник составляет список, второй его опрашивает и уточняет информацию. Специалист в данном случае выступает в роли наблюдателя и корректирует процесс выполнения упражнения.

Для удобства работы в левой части бланка дается пример от имени другого человека, по образцу которого рекомендуется выполнять задания. Перед началом занятия специалист рассказывает краткую историю некоего Никиты, который успешно прошел все этапы подготовки. Вымышленный герой, таким образом, становится гидом при выполнении подростками самых сложных заданий.

Твои увлечения

Составьте свой список развлечений, занятий на досуге, клубов, кружков, общественной работы и других интересов, которые у тебя есть

Никита

Ты

1. Рыбалка

1...............................................................................

2. Работа в саду на даче

2...............................................................................

3. Ремонт старых приемников

3...............................................................................

4. Плавание в бассейне

4...............................................................................

Что ты любишь делать больше всего?

Никита

Ты

1.

1...............................................................................

2...............................................................................

3...............................................................................

4...............................................................................

Как определить - какая из профессий, которые тебе нравятся,

наиболее востребована на рынке труда?

1) Выбери наиболее подходящие информационные ресурсы, где есть данные об имеющихся вакансиях по интересующим профессиям. Начни с наиболее популярных сайтов, газет и журналов о работе. Например, очень удобно использовать для анализа рынка труда и поиска вакансий по конкретным профессиям и специальностям следующие Интернет-ресурсы:

www.trudvsem.ru;

www.trud.mos.ru;

www.mostrud.ru;

www.rabota.ru;

www.rabota.yandex.ru;

www.hh.ru;

www.superjob.ru;

www.rabota.mail.ru;

www.zarplata.ru;

www.job.ru;

www.avito.ru/moskva/rabota.

2) Выбрав 5 - 10 наиболее понравившихся информационных источников, постарайся найти и изучить как можно больше вакансий по интересующим тебя профессиям.

3) Проведи сравнительный статистический анализ рынка труда по интересующим тебя профессиям. Для сравнения ты можешь воспользоваться нижеследующей таблицей, а также, если захочешь, дополнить ее собственными пунктами.

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИЙ

1

2

3

4

5

Профессия

Наименования вакансий

Общее количество вакансий

Количество вакансий в твоем населенном пункте

Диапазон заработной платы

Средний размер заработной платы

Наиболее распространенные требования к соискателю

Условия труда

Доступность трудоустройства

4) Сделай выводы: какая из интересующих тебя профессий более востребована, и почему?

5) Продумай: каковы перспективы развития рынка труда по интересующим тебя профессиям? Станут ли они более востребованными и доступными для трудоустройства, чем сейчас, в будущем, или же наоборот - потребность в них может уменьшиться? В этом тебе может помочь Атлас новых профессий, составленный экспертами Сколково: (www.atlas100.ru, http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf).

6) Взвесь требования к соискателю по разным профессиям: какие из них наиболее выполнимы для тебя? Как ты думаешь, в какой профессии ты сможешь стать наиболее квалифицированным и востребованным специалистом? Составь список из 10 основных шагов, которые тебе необходимо будет предпринять для того, чтобы трудоустроиться по каждой из интересующих тебя профессий. Какие из них для тебя будут наиболее выполнимыми?

7) Оцени приемлемость для тебя условий труда и уровня заработной платы: какая профессия может предоставить тебе (и твоей будущей семье) наиболее подходящие условия для жизни?

8) Составь на основе проведенного анализа свой личный рейтинг предпочитаемых профессий. На первом месте должна оказаться профессия, которая максимально позволяет сочетать твои желания с возможностями и все это - с востребованностью со стороны общества и рынка труда.

9) Продолжай изучать рынок труда на протяжении всего твоего пути профессиональной ориентации и будущих профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

10) Дополняй анализ СМИ информацией, полученной при личном общении с профессионалами интересующей тебя области деятельности - их экспертное мнение может помочь тебе глубже разобраться в закономерностях рынка труда.