3.5. Общая характеристика системы профессионального ориентирования старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной организации
3.5. Общая характеристика системы профессионального
ориентирования старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ
в условиях инклюзивной образовательной организации
Задачно-целевой блок профориентационной работы со страшеклассниками:
- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным профессиям, но и профессиям, которые приходится выбирать компромиссно (вопреки первоначальному желанию);
- детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;
- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;
- формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально-предпочитаемой сфере;
- постепенное формирование у старшеклассника умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
- развитие умений в случае необходимости осуществлять так называемый компромиссный выбор профессии.
Содержательно-методический базис профориентационной работы
Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов.
Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).
Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование, работа с профильным портфолио, ориентационные элективные курсы).
Творческие конкурсы практической направленности.
Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы.
Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.
Диагностическая работа. Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация.
Система индивидуальных и групповых консультаций.
Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.
Проведение Недели профориентации.
Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ.
- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма";
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
- возможные пути получения профессионального образования;
- возможности рынка образовательных услуг региона;
- сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути;
- особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;
- ориентироваться в мире профессий;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- составлять личный профессиональный план;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении;
самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда; составлять резюме.
Оценка эффективности профориентационной работы в инклюзивной школе осуществляется исходя из оценки:
- степени осознания обучающимся с инвалидностью и ОВЗ своих индивидуальных психофизиологических особенностях;
- степени знания о трудовой деятельности выбираемой профессии;
- степени информированности о получении специализированной профориентационной помощи и о получении необходимого образования;
- степени информированности о востребованности в регионе данной профессии и о конкретном месте работы;
- уровня знаний об универсальных профессиональных компетенциях и о профессионально важных качествах представителя выбираемой профессии;
- характер мотивации к выбору профессии;
- общий самостоятельный уровень активности в освоении выбираемой профессии;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
