3.5. Общая характеристика системы профессионального ориентирования старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной организации

3.5. Общая характеристика системы профессионального

ориентирования старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ

в условиях инклюзивной образовательной организации

Задачно-целевой блок профориентационной работы со страшеклассниками:

- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным профессиям, но и профессиям, которые приходится выбирать компромиссно (вопреки первоначальному желанию);

- детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

- формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально-предпочитаемой сфере;

- постепенное формирование у старшеклассника умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;

- развитие умений в случае необходимости осуществлять так называемый компромиссный выбор профессии.

Содержательно-методический базис профориентационной работы

Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов.

Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование, работа с профильным портфолио, ориентационные элективные курсы).

Творческие конкурсы практической направленности.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы.

Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Диагностическая работа. Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация.

Система индивидуальных и групповых консультаций.

Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.

Проведение Недели профориентации.

Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ.

Выпускники 11 класса должны

знать:

- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

- сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма";

- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

- возможные пути получения профессионального образования;

- возможности рынка образовательных услуг региона;

- сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути;

- особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь:

- ориентироваться в мире профессий;

- уточнять и корректировать профессиональные намерения;

- выявлять свои способности и профессиональные интересы;

- раскрывать психологические особенности своей личности;

- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

- работать с профессиограммами;

- составлять личный профессиональный план;

- ориентироваться в типах и подтипах профессий;

- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении;

самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;

- определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда; составлять резюме.

Оценка эффективности профориентационной работы в инклюзивной школе осуществляется исходя из оценки:

- степени осознания обучающимся с инвалидностью и ОВЗ своих индивидуальных психофизиологических особенностях;

- степени знания о трудовой деятельности выбираемой профессии;

- степени информированности о получении специализированной профориентационной помощи и о получении необходимого образования;

- степени информированности о востребованности в регионе данной профессии и о конкретном месте работы;

- уровня знаний об универсальных профессиональных компетенциях и о профессионально важных качествах представителя выбираемой профессии;

- характер мотивации к выбору профессии;

- общий самостоятельный уровень активности в освоении выбираемой профессии;

- предпринимаемые волевые усилия и положительные эмоции.

Рисунок 6