III. Требования к структуре адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
III. Требования к структуре адаптированной
дополнительной общеобразовательной программы
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:
1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
При оформлении текста адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы:
Титульный лист программы (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (п. 9 Порядка ДОП);
- актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):
- тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.;
- формы проведения занятий (табл. 2):
- срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
- цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
- задачи - это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
- учебный план - содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;
- содержание учебно-тематического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме;
- учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах "Всего", "Теория", "Практика". Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности (табл. 3).
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%).
При реализации программ дополнительного образования через проектную деятельность обучающихся можно формулировать ее этапы (самоопределение, целеполагание и т.п.) и задачи каждого этапа.
Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:
- на комплектование группы первого года обучения;
- на вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое занятие, отчетное мероприятие.
Расчет количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).
1.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы (табл. 4).
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273).
2.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.
2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании - творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. -
документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося (табл. 5):
2.4. Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если это предусмотрено локальными документами организации (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273).
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Виды методической продукции: методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
- объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
- схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
- звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
- аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16) можно включить описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.
Методическое обеспечение программы может быть представлено также в форме таблицы 6:
2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273).
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов, например:
При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указываются тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
3. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875