3. Меры государственной поддержки развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования в 2007 - 2013 годах

3. Меры государственной поддержки развития

системы начального профессионального и среднего

профессионального образования в 2007 - 2013 годах

Государственная политика по модернизации системы НПО и СПО активно реализуется с 2007 года.

Отличительной особенностью государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов, а также существенное изменение законодательной базы.

Значимым системным результатом реализованных мероприятий стало внедрение в деятельность участников проектов и программ проектного подхода к развитию образовательных учреждений и систем профессионального образования субъектов Российской Федерации в целом, формирование новых проектных управленческих и методических команд.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование", реализация которого продолжилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, проведены следующие мероприятия:

обновлена структура подготовки кадров в соответствии с диверсификацией деятельности предприятий и их изменившимися запросами на кадровые ресурсы;

апробированы организационно-правовые условия для развития интеграции образовательных программ НПО и СПО;

привлечены инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей;

созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (ресурсные центры, межрегиональные отраслевые ресурсные центры на базе техникумов и колледжей, центры трудоустройства выпускников, центры оценки и сертификации квалификаций).

Современный российский бизнес обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и в связи с этим демонстрирует высокую заинтересованность их подготовки в государственных образовательных учреждениях. Совместно с РСПП и при активном участии объединений работодателей разработаны подходы к формированию институциональных механизмов системы оценки качества профессионального образования, включающей профессионально-общественную оценку качества образовательных программ, оценку и сертификацию квалификаций, общественно-профессиональной аккредитации организации.

Механизм финансирования и реализации мероприятий государственной поддержки был нацелен на стимулирование государственно-частного партнерства, в том числе многоканального финансирования, выявление инновационных практик, отработку новых моделей и подходов для последующего распространения, повышения квалификации управленческих и педагогических работников.

Так, в период с 2007 по 2009 годы 336 государственных образовательных учреждений НПО и СПО из 64 субъектов Российской Федерации получили государственную поддержку в объеме 8,8 млрд. рублей, а также 8,7 млрд. рублей (софинансирование) со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей.

В период с 2011 по 2013 годы 30 субъектов Российской Федерации при поддержке со стороны государства в объеме 1,8 млрд. рублей (софинансирование - 10,3 млрд. рублей) реализуют программы модернизации региональных систем профессионального образования.

Анализ структуры бюджета регионов, получивших государственную поддержку на развитие, показывает, что приблизительное соотношение долей участников софинансирования проектов и программ следующее: 14,0 процентов - федеральный бюджет, 55,0 процентов - бюджет субъекта Российской Федерации, 21,0 процент - средства реального сектора экономики, 10,0 процентов - собственные средства образовательного учреждения (экспертная оценка).

По итогам реализации программ в 2011 - 2012 годах создано 145 ресурсных центров, 14 высокотехнологичных центров, 7 стажировочных площадок, 12 многоуровневых образовательных учреждений на базе образовательных учреждений СПО.

Также при государственной поддержке создано 12 отраслевых межрегиональных ресурсных центров по 10 отраслям.

Усиление ориентации образования как на индивидуальные потребности граждан в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда привело к изменению структуры подготовки кадров по отдельным профессиям и специальностям.

Произошло сокращение количества специальностей путем укрупнения. В НПО ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированные. В СПО на основе сокращения число специальностей уменьшилось на 12,0 процентов.

При государственной поддержке предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Туринский процесс, повышении гибкости образовательных программ, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО.

В 2011 году осуществлен переход образовательных учреждений профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным с участием объединений работодателей. Формат федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования позволяет реализовывать модульные программы, имеющие вариативные составляющие в объеме 20,0 процентов (НПО) и 30,0 процентов (СПО). Сегодня не существует методических ограничений для реализации коротких модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов и программ, разработанных на их основе, предоставляет широкие возможности для работодателей по их постоянному обновлению и "тонкой настройке" на конкретные потребности, позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с работодателями (в том числе в части организации практики) непрерывно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии с реальными запросами и востребованностью компетенций на рынке труда.

Модульный подход к формированию программ позволяет оперативно вводить новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечивает опережающий характер профессионального образования и гибкий диапазон возможностей для профессионального роста, адаптацию к изменяющимся условиям и переобучение в случае устаревания каких-либо профессий или специальностей. Работодатели имеют возможность принимать активное участие в формировании требований к уровню профессиональной компетентности выпускника и оценке качества профессионального образования.

С целью поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности системы профессионального образования с 2007 года ежегодно проводятся всероссийские олимпиады профессионального мастерства, в 2012 году Российская Федерация вступила в международное движение конкурсов профессионального мастерства WorldSkills International.

Начиная с 2012 года в Российской Федерации установлены дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации для обучающихся по образовательным программам НПО (в размере 2,0 тыс. рублей) и СПО (в размере 4,0 тыс. рублей), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.

Обобщение наиболее успешных результатов проектов и программ легло в основу новой модели функционирования системы профессионального образования, нашедшей отражение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующем общедоступность системы среднего профессионального образования.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлена новая структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих. Кроме того, помимо основной программы профессиональной подготовки, вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям, законодательную регламентацию получили центры профессиональной квалификации.

Вводятся новые инфраструктурные единицы (учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.).

Таким образом, созданы условия для усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и профессионального образования.

Развитие системы профессионального образования происходит в условиях завершения в 2012 году передачи полномочий по управлению учреждениями НПО и СПО в субъекты Российской Федерации, что позволяет при сохранении единой государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в 33 образовательных учреждениях СПО и 16 образовательных учреждениях ВПО. В 2012 году по программам прикладного бакалавриата к обучению приступило 902 человека, из них по программам прикладного бакалавриата, разработанным по специальностям СПО, 676 человек, по программам прикладного бакалавриата, разработанным по направлениям подготовки бакалавриата ВПО, 226 человек. По условиям эксперимента выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности СПО, проходят государственную (итоговую) аттестацию по основной профессиональной образовательной программе СПО и (или) основной профессиональной образовательной программе ВПО бакалавриата соответствующего профиля. При успешном прохождении государственной (итоговой) аттестации в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, они получают соответственно документ государственного образца о СПО и (или) документ государственного образца о ВПО - диплом бакалавра.