1.2.3 Улавливание и хранение CO2 и других парниковых газов

Согласно оценкам МГЭИК, чтобы добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере, в XXI веке потребуется предотвратить значительное количество выбросов CO2 в атмосферу. Улавливание и хранение CO2 должно стать одной из возможностей в наборе мер по стабилизации концентраций парниковых газов, в то время как использование ископаемого топлива будет продолжаться. Эффективная практика заключается в том, чтобы выбросы от системы мер по улавливанию и хранению CO2 учитывались во всех секторах энергетики, где они осуществляются.

В секторе энергетики, улавливание и хранение углекислого газа может проводиться на больших стационарных источниках, таких как электростанции и установки по обессериванию природного газа. С учетом того, что данная технология является перспективной и не носит массовый характер, рекомендуется использовать отчетность предприятий по конкретным установкам. Итоговые выбросы CO2 от предприятий, оборудованных системой улавливания и хранения углерода, рассчитываются из значений сжигания топлива, как описано в соответствующих разделах, за вычетом количества удаленного газа.

Применительно к современным условиям Российской Федерации, в качестве антропогенной деятельности по улавливанию и захоронению CO2 и других парниковых газов может рассматриваться улавливание и закачивание природного и попутного нефтяного газов в нефтяные пласты с целью повышения их нефтеотдачи и увеличения объема нефтедобычи (так называемый "газлифтинг"). При составлении кадастра эти объемы рекомендуется учитывать, как исключенный углерод (раздел 5.6). Если такая деятельность осуществляется в субъекте Российской Федерации, то составителям кадастра рекомендуется обратиться к Руководящим принципам МГЭИК, где приведен обзор принципов оценки выбросов и абсорбции CO2 и других парниковых газов при использовании систем их улавливания и хранения (Межправительственная, 2006).

Рабочие формуляры для учета уловленного углерода не включены в приложение к данной методике, однако при необходимости можно использовать таблицы отчетности, приведенные в Руководящих принципах МГЭИК (Межправительственная, 2006).