8.2.1 Охват

Антропогенные выбросы и поглощения

Инвентаризации подлежат только антропогенные выбросы парниковых газов. Понятие "антропогенные выбросы" означает, что выбросы парниковых газов, включаемые в региональную инвентаризацию, являются результатом деятельности человека. Выбросы, являющиеся результатами ненарушенных человеком природных процессов, учету не подлежат.

Региональный кадастр выбросов парниковых газов

Региональный кадастр (кадастр парниковых газов субъекта Российской Федерации) должен включать выбросы парниковых газов, происходящие в пределах территории соответствующего региона. В то же время, необходимо учитывать следующее:

- Выбросы, связанные с использованием топлива на морских и воздушных судах, осуществляющих международные грузовые и пассажирские перевозки, не должны включаться в общий (совокупный) региональный выброс. Для обеспечения полноты отчетности данные об этих выбросах должны быть приведены отдельно в информационно-справочных целях.

- Выбросы CO2 от автомобильного транспорта подлежат учету в регионе, в котором топливо было продано конечному потребителю. Такой же территориальный подход может использоваться в отношении других газов, в зависимости от методологического уровня, используемого для оценки выбросов.

- Категория рыболовства включает выбросы, связанные с использованием топлива при ведении рыболовного промысла во внутренних водоемах, в прибрежных районах и в открытом море. Все выбросы, связанные с рыболовством, учитываются в регионе, в котором топливо было продано конечным потребителям (физическим или юридическим лицам, осуществляющим рыбный промысел).

- Выбросы от потребления топлива в военных целях и при осуществлении деятельности силовых ведомств учитываются только, если заправка автомобильной или другой техники непосредственно осуществляется коммерческими организациями (на бензоколонках и т.д.). Отдельная оценка таких выбросов не производится, они оцениваются вместе с другими выбросами в соответствующих категориях источников. Выбросы от использования топлива, поставляемого для осуществления деятельности силовых ведомств централизованно, не учитываются.

- Фугитивные (летучие) выбросы, связанные с трубопроводным транспортом, например, при транспортировке нефти, или газа должны быть отнесены к региону, по территории которого проходит трубопровод или его участок. Таким образом, выбросы из одного трубопровода могут распределяться между различными регионами, в соответствии с прохождением его трассы.

- Методология для учета выбросов углерода <3>, входящего в состав не относящейся к топливу продукции, производимой из горючих полезных ископаемых или других не биогенных источников углерода, учитывает выбросы, образующиеся при производстве, использовании и разрушении такой продукции. Оценка выбросов производится в той категории, в которой такие выбросы фактически происходят (например, при сжигании отходов).

--------------------------------

<3> В форме выбросов CO2.

- В тех случаях, когда происходит улавливание выбросов CO2 от промышленных процессов или крупных источников сжигания топлива, выбросы от его последующего использования должны быть отнесены к тому сектору, в котором CO2 образуется. Например, выбросы CO2, собранного для использования в теплицах (фумигация) или для производства газированных напитков, должны быть отнесены к категории источников, где производился сбор CO2, несмотря на то, что их использование происходит на других производствах (в том числе и находящихся вне территории региона). Исключением из этого правила является захоронение CO2 в специальных геологических хранилищах <4>.

--------------------------------

<4> См. раздел 1.3 и (Межправительственная, 2006).

- Выбросы CO2 от сжигания биомассы для получения энергии в рамках региональной инвентаризации не оцениваются.

- N2O, образующийся в результате химической трансформации атмосферных выпадений азота, относят к региону, являющемуся источником выбросов оксидов азота и аммиака. Принимается, что выброс N2O происходит в тот же год, что и выбросы газов, подвергшихся атмосферной трансформации (подробнее см. том 4).