Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
9. НИР проводятся как до начала ОКР, так и на стадии ОКР.
10. Теоретические и экспериментальные исследования при проектировании твэлов, ТВС и их составных частей включают: разработку и построение моделей состояния и поведения твэлов и ТВС при эксплуатации в РУ; получение и обоснование данных по эксплуатационным характеристикам твэлов и ТВС и их изменению при эксплуатации в АЗ; обоснование допущений; выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения теоретических исследований и проверки правильности принятых технических и конструкторско-технологических решений и получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов; разработку методики экспериментальных исследований; подготовку моделей (макетов, экспериментальных образцов); проведение экспериментов; сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями; корректировку, при необходимости, теоретических моделей исследований.
11. При проектировании твэлов, ТВС и их составных частей учитываются нагрузки, процессы и воздействия, которые возникают при их эксплуатации в АЗ, проведении контроля при эксплуатации, установке и выгрузке из АЗ, хранении, транспортировании, осмотре, проведении испытаний и производственном контроле. Свойства твэлов и ТВС анализируются с учетом максимально допустимых нагрузок и воздействий.
12. К основным нагрузкам и воздействиям на твэлы, возникающим при их эксплуатации в составе ТВС в АЗ, которые могут привести к изменению геометрии и формы твэлов, накоплению повреждений в оболочке, разгерметизации оболочки и отказу твэла, относятся:
перегревы оболочки твэла вследствие ее окисления и отложения продуктов коррозии, а также локальных неравномерностей охлаждения твэлов;
термомеханические напряжения, обусловленные градиентом температур и различными коэффициентами термического расширения топливного сердечника и оболочки;
термомеханические воздействия вследствие асимметрии температурных полей из-за неравномерности нейтронного потока и несимметричности теплосъема;
фрикционное взаимодействие топливного сердечника и оболочки;
коррозионные и фреттинг-коррозионные воздействия со стороны теплоносителя;
механическое воздействие на оболочку распухающего топливного сердечника;
давление газообразных продуктов деления под оболочкой твэла;
коррозионное воздействие со стороны агрессивных по отношению к оболочке продуктов деления;
нейтронное облучение, приводящее к изменению механических свойств и структуры материалов.
13. При конструировании твэлов и их составных частей учитывается следующее.
Для режима нормальной эксплуатации и переходных процессов:
распределение температуры внутри оболочки твэла, теплопередача между таблеткой и оболочкой, распределение температуры в топливе;
взаимодействие таблетки с оболочкой твэла;
распухание и уплотнение таблеток, влияние эффекта уплотнения таблеток на линейную плотность энерговыделения и теплоперенос (для ВВЭР);
возникновение напряжений в оболочке, деформации и увеличение ее объема, удлинение оболочки вследствие облучения;
изменение размеров и геометрии твэлов (прогиб, распухание, удлинение, коробление);
взаимодействие конструкционных элементов твэлов, ТВС и теплоносителя;
усталостные явления в конструкционных элементах твэлов;
окисление и наводораживание (гидрирование) оболочки твэла (для ВВЭР);
выделение газообразных продуктов деления и зависимость от выгорания и истории облучения;
коррозия внутренней и внешней поверхности оболочки твэла (в том числе фреттинг-коррозия), формирование слоев продуктов коррозии и влияние коррозии на теплопередачу.
При нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии:
взаимодействие между элементами твэлов и ТВС;
распределение температуры и окисление оболочки твэла (для ВВЭР);
распухание и уплотнение топлива;
взаимодействие материала оболочки твэла с водой (для ВВЭР).
14. При конструировании твэлов также учитываются возможные при изготовлении отклонения геометрии и формы твэла, несплошность оболочки и топливного сердечника, отклонения от номинальных значений содержания легирующих элементов в материалах и состав топлива.
15. Обоснование проектных решений включает подтверждение расчетными или экспериментальными методами выполнения следующих условий.
При нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации:
не происходит разрушения оболочки твэла с образованием осевого зазора (неплотности);
температура топливных таблеток и оболочки не превышает предельную температуру топлива, обусловленную температурой плавления и зависящую от выгорания;
предельное внутреннее давление газов, вызванное образованием и выделением газообразных продуктов деления и повышением давления в твэле, не превышает давление теплоносителя, если только не продемонстрировано, что внутреннее давление в твэле не окажет недопустимого воздействия на поведение твэла;
предельная линейная мощность твэла не превышает установленных величин;
величина скачка мощности, определяемая как разность между локальной линейной нагрузкой в твэле в конце и начале цикла нагружения, не превышает установленных пределов;
деформации оболочки твэла, т.е. прогиб твэла, его искривление, удлинение диаметра оболочки твэла, удлинение оболочки, уплотнение и распухание твэла не превышают предельные деформации;
изменения диаметра твэла ограничиваются предельным значением, обеспечивается работоспособность в дистанцирующих решетках с требуемой силой трения, фреттиг-коррозии и фреттинг-износ оболочки ограничиваются допустимыми значениями, теплогидравлические характеристики обеспечивают надежный теплосъем;
повреждения, вызванные взаимодействием топлива с оболочкой, не превышают значений, установленных с учетом напряжения, вызванного коррозией;
окружные напряжения в оболочке не превышают порогового напряжения, при котором исходный (допустимый при изготовлении) технологический дефект не подрастает и оболочка не накапливает повреждений;
расчетная вязкопластическая деформация не превышает пороговой вязкопластической деформации, накапливаемой оболочкой в процессе эксплуатации;
максимальное эквивалентное напряжение в оболочке твэла не превышает предела текучести материала оболочки;
обеспечивается сохранение окружной устойчивости оболочки, расчетное предельное наружное напряжение, вызывающее потерю устойчивости оболочки, не превышает давления теплоносителя;
накопленная суммарная повреждаемость оболочки твэла под действием длительных циклических и статических нагрузок не превышает предельного значения повреждаемости;
толщина оксидной пленки на внешней поверхности оболочки и концентрации гидридов (для ВВЭР) на конец компании топлива не превышает установленного предельного значения;
фреттинг-коррозия оболочек не приводит к недопустимому снижению прочности и повреждению целостности оболочек в течение всего срока эксплуатации твэлов.
При проектных авариях (включая аварии с потерей теплоносителя и аварии с быстрым увеличением реактивности):
ограничиваются параметры процессов, которые могут привести к деградации твэла, не совместимой со стержневой геометрией, или вызвать дополнительный выход механической энергии;
охрупчивание оболочки твэла ограничивается допустимыми величинами, максимальная глубина локального окисления оболочки, максимальная температура оболочки не превышают установленных величин (для ВВЭР);
доля прореагировавшего с паром циркония в АЗ не превышает установленных величин (для ВВЭР);
температура топлива не превышает температуры плавления (зависящей от выгорания);
при аварии, вызванной возрастанием реактивности, величина энтальпии не превышает величину максимальной усредненной по сечению (среднерадиальной) энтальпии топлива в любой точке АЗ.
16. При разработке конструкции ТВС и их составных частей рассматриваются следующие нагрузки и воздействия:
гидравлические нагрузки, возникающие в результате выталкивания ТВС;
динамические нагрузки, возникающие из-за вибраций при прохождении теплоносителя через АЗ;
механические напряжения конструкционных элементов ТВС и их соединений, возникающие вследствие взаимодействия конструкционных элементов твэлов и ТВС, ТВС и теплоносителя в условиях давления теплоносителя;
термические напряжения от теплового потока;
циклические и термоциклические нагрузки, возникающие при изменениях мощности РУ;
нагрузки, возникающие при падении рабочих органов системы управления защитой, в том числе при ударном взаимодействии;
осевые и поперечные нагрузки, возникающие при нарушении нормальной эксплуатации, в частности, при аварии, связанной с потерей теплоносителя, и землетрясении.
17. При проектировании ТВС и их составных частей рекомендуется учитывать следующее.
Для режима нормальной эксплуатации и переходных процессов:
механические напряжения конструкционных элементов ТВС и их соединений, возникающие при облучении и повышении давления теплоносителя;
взаимодействие конструкционных элементов твэлов, ТВС и теплоносителя;
характеристики ударного взаимодействия;
изменение размеров и геометрии ТВС (изгиб, деформация конструкционных элементов);
изменение геометрии размещения твэлов;
прочность конструкционных элементов ТВС при осевом и поперечном сжатии;
усталостные явления в конструкционных элементах ТВС.
При нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии:
взаимодействие между элементами ТВС и АЗ;
взаимодействие материала конструкционных элементов ТВС с водой (для ВВЭР).
18. На этапе проектирования твэлов ТВС исследуются следующие характеристики процессов и явлений:
температуры плавления топлива, оболочки, дистанционирующих элементов для всех условий эксплуатации и при проектных авариях;
температуры начала физико-химического или металлургического взаимодействия между топливом и оболочкой, теплоносителем и оболочкой, топливом и теплоносителем;
совокупности величин, определяющих кризис теплоотвода (для ВВЭР);
величины давления потери устойчивости оболочки, включая потерю устойчивости вследствие ползучести;
величины напряжения коррозионного растрескивания и глубина прорастания трещины в оболочке;
величины коррозии со стороны теплоносителя, включая локальное окисление при нормальных условиях эксплуатации;
величины окисления оболочки и доли прореагировавшего циркония при проектной аварии (для ВВЭР);
величины деформации, в том числе при проектной аварии, по предельному напряженному состоянию и по длительной прочности материала оболочки;
количество и величины циклических, реверсивных и односторонних деформаций;
величины динамических нагрузок, в том числе при максимальном расчетном землетрясении.
19. Для конкретной РУ, конфигурации АЗ, типа топливной загрузки, типов твэла и ТВС устанавливаются и обосновываются указанные ниже пределы и ограничения, определяющие условия выполнения требований к твэлам и ТВС, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии:
глубина выгорания ТВС, твэла и таблетки (средние и максимальные значения);
максимальный флюенс быстрых нейтронов, максимальную повреждающую дозу (для БН);
линейная тепловая нагрузка на твэл (средняя, максимальная);
предельная линейная мощность твэла, допустимое значение скачка линейной нагрузки в твэле;
максимальная усредненная по сечению (среднерадиальная) энтальпия, предельная энтальпия твэла при проектных авариях;
максимальная температура топлива, оболочки твэла, температурное распределение при нормальной эксплуатации и при нарушении нормальной эксплуатации, включая проектные аварии;
предельные напряжения, тепловые и механические нагрузки элементов конструкции твэла (в том числе максимальные напряжения в оболочке твэла, его упругость и эластичность, максимальное эквивалентное напряжение в оболочке твэла, гидравлические нагрузки, усталостная прочность оболочки);
предельно допустимая неупругая деформация оболочки твэла;
предельное давление газов под оболочкой твэла;
предельные величины деформации элементов конструкции твэла и ТВС (допустимый диапазон изменения диаметра оболочки твэла, длины твэла, допустимые изменения геометрии твэла, каркаса ТВС);
максимальная глубина окисления оболочки твэла (для ВВЭР);
предельное охрупчивание оболочки твэла при проектных авариях (для ВВЭР).
20. Обосновываются также продолжительность работы ТВС на номинальном уровне мощности между перегрузками, срок службы и срок хранения ТВС от момента изготовления до установки в РУ.
21. Количественные значения устанавливаются с коэффициентами запаса, которые определяются в ходе расчета с учетом погрешности методик, программ и расчетов, экспериментальным путем с учетом технологических допусков при изготовлении твэлов и ТВС, а также на основании опыта эксплуатации РУ с рассматриваемыми или аналогичными видами ядерного топлива.
22. Технические и конструкторско-технологические решения обосновываются расчетно-аналитическими и (или) экспериментальными исследованиями и подтверждаются результатами эксплуатации на АС.
23. Расчетно-аналитические исследования, проводимые при проектировании твэла и ТВС, включают получение и обоснование данных по эксплуатационным характеристикам твэлов и ТВС и их изменению при эксплуатации в АЗ, определение ресурса работы, анализ состояния при различных аварийных ситуациях.
24. Расчеты проводятся с использованием математических моделей, разработанных на основе фундаментальных физических законов, результатов исследований процессов и явлений, протекающих в АЗ и во внутритвэльной среде, а также свойств топливных и конструкционных материалов.
25. Экспериментальные исследования проводятся с целью отработки конструкции твэлов, ТВС и их составных частей, проверки работоспособности твэлов и ТВС, обоснования показателей надежности, исследования изменения свойств материалов при облучении и изучения эксплуатационных характеристик твэлов и ТВС.
26. Экспериментальные исследования включают:
механические испытания экспериментальных и опытных образцов твэлов и ТВС на стендах, имитирующие рабочие условия эксплуатации, испытания в ампульных устройствах;
испытания экспериментальных образцов в условиях облучения, приближенных к реальным условиям эксплуатации, проводимые в экспериментальных реакторных петлях, исследовательских реакторах;
реакторные испытания экспериментальных и опытных образцов твэлов и ТВС в АЗ реакторов энергетических установок.
27. Для проведения экспериментальных исследований на этапах подготовки эскизного и технического проектов разрабатываются, изготавливаются и испытываются макеты и экспериментальные образцы твэлов, ТВС и их составных частей.
28. Программы и методики испытаний макетов и экспериментальных образцов твэлов и ТВС разрабатываются в соответствии с требованиями НТД.
29. Механические испытания и испытания в ампульных устройствах проводятся с целью экспериментального исследования механических свойств конструкционных элементов ТВС (поперечная, продольная прочность, прочность на скручивание, износ, изгибная жесткость, ударо- и вибростойкость), изменений механических свойств, геометрии и размещения решетки ТВС в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации, исследование поведения ТВС в условиях вибрации и при гидравлических нагрузках, износа конструкционных элементов ТВС, определение протечек через уплотнения хвостовиков и т.д.
30. Испытания образцов твэлов и ТВС в условиях облучения проводятся с целью исследования изменения свойств топлива и конструкционных элементов твэлов и ТВС под воздействием излучения, установления предельных значений деформаций при распухании и изгибе твэлов, распухании и деформации ТВС; исследования процессов отложения продуктов коррозии, релаксации поддерживающей пружины и пружин решетки ТВС (для ВВЭР).
31. Реакторные испытания экспериментальных и опытных образцов твэлов и ТВС в РУ и их исследования после испытаний проводятся с целью экспериментального подтверждения свойств конструкционных элементов ТВС и их изменений в реальных условиях эксплуатации. Испытания проводятся по программам и методикам реакторных испытаний и исследований экспериментальных и опытных образцов.
32. Программа проведения испытаний экспериментальных и опытных ТВС в АЗ действующих АС разрабатывается в соответствии с требованиями НТД и включает следующую информацию:
цель проведения испытаний, перечень работ и их описание с указанием места их проведения (блок АС, хранилище ядерного топлива и т.д.);
описание программ и методик испытаний и исследований, в том числе после извлечения ТВС из АЗ;
обоснование ядерной и радиационной безопасности при проведении испытаний, описание технических и организационных мер по обеспечению ядерной безопасности;
теплогидравлические и нейтронно-физические расчеты АЗ с испытываемыми ТВС;
критерии и контроль правильности завершения ядерно опасных работ;
описание технологии транспортно-технологических операций;
сведения о внесении изменений в проектную, конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию (технологического регламента эксплуатации блока АС);
указание о назначении ответственного лица за проведение ядерно опасных работ.
33. При опытно-промышленной и промышленной эксплуатации РУ подтверждаются данные, характеризующие механические и прочностные свойства твэлов и ТВС, прогноз изменения этих свойств в условиях эксплуатации, а также данные, характеризующие скорости окисления и осаждения продуктов коррозии и т.д.
34. Рекомендуемые методы обоснования функциональных требований к ТВС при нормальной эксплуатации, при нарушениях нормальной эксплуатации АЗ и при нагрузках, возникающих вне АЗ (при изготовлении, хранении и транспортно-технологических операциях), представлены в Приложении N 2 к настоящему Положению.
35. Рекомендуемые методы обоснования функциональных требований к твэлам при нормальной эксплуатации АЗ, при нарушениях нормальной эксплуатации (авариях) и при нагрузках, возникающих вне АЗ (при изготовлении, хранении и транспортно-технологических операциях), представлены в Приложении N 3 к настоящему Положению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875