VIII. Особенности подготовки авиации МЧС России
Главной задачей по подготовке авиации МЧС России считать поддержание высокого уровня ее готовности к авиационному обеспечению экстренного реагирования сил МЧС России на возникающие ЧС на территории Российской Федерации и за рубежом.
В целях совершенствования порядка приведения в готовность к применению авиации МЧС России по предназначению:
директору Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации МЧС России, начальникам региональных центров МЧС России провести в каждом периоде обучения по одной проверке АСЦ с приведением их в высшие степени готовности к применению по предназначению, с подъемом вертолетов и самолетов в воздух и выполнением практических задач;
начальникам АСЦ проводить проверки готовности к применению по предназначению ежемесячно, из них 50% - в ночных условиях.
В ходе проверок элементов готовности отрабатывать мероприятия по приведению АСЦ в различные режимы функционирования.
Дежурство сил и средств по обеспечению экстренного реагирования на ЧС организовать в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 24.06.2015 N 324 "О применении авиации и авиационно-спасательных технологий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Проверку готовности дежурных сил и средств осуществлять:
руководящему составу Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации - ежегодно;
руководящему составу авиации региональных центров - ежеквартально;
руководящему составу АСЦ и ФГБУ "АСК МЧС России" - ежемесячно.
Основными формами подготовки авиации МЧС России считать:
летно-методический сбор с руководящим составом авиации МЧС России;
инструктивно-методический сбор по планированию летной и специальной подготовки авиации МЧС России на предстоящий год;
летно-методические сборы по подготовке экипажей самолетов и вертолетов к полетам в горной местности, на водных акваториях и освоению новых видов авиационно-спасательных технологий;
инструктивно-методический сбор начальников поисково-спасательных и парашютно-десантных служб авиации МЧС России;
учебно-тренировочные полеты экипажей самолетов и вертолетов по плану летной подготовки;
тренировки летно-инспекторского состава по поддержанию летной натренированности;
комплексные тренировки, практические совместные занятия летного состава и спасателей МЧС России по освоению авиационно-спасательных технологий днем и ночью в различных климатических и метеорологических условиях.
Основными формами контроля готовности авиации МЧС России к действиям по предназначению считать:
комплексные проверки АСЦ, ФГБУ "АСК МЧС России";
плановые и внезапные проверки несения дежурства по ЧС;
проверку состояния безопасности полетов и квалификации летного состава, организации летной и специальной подготовки;
итоговые проверки АСЦ за учебный год;
смотры авиационных учреждений МЧС России.
Подготовка авиационно-спасательных центров
Подготовку экипажей воздушных судов проводить в соответствии с требованиями документов, регламентирующих летную работу и обеспечение безопасности полетов в государственной авиации, Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, применяемых в системе МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 28.04.2005 N 359, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530, Программ подготовки летного состава авиации МЧС России на вертолетах (самолетах), Положения об организации летной работы авиации МЧС России и настоящих Организационно-методических указаний.
Экипажи воздушных судов готовить:
к выполнению поисково-спасательных и специальных авиационных работ с комплексным использованием средств поиска и спасания днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;
применению средств пожаротушения днем и ночью, ликвидации разливов нефтепродуктов и ледовых заторов днем;
перевозке спасателей, техники и грузов с максимальной взлетной (посадочной) массой и предельными центровками с посадкой на площадки ограниченных размеров вне аэродрома, на взлетно-посадочные полосы (далее - ВПП) ограниченных размеров, грунтовые (заснеженные) ВПП, с заходом на посадку с ограниченным использованием радиотехнических средств аэродрома днем и ночью и визуально днем в простых и сложных метеоусловиях, а также на высокогорные площадки (аэродромы) днем в простых метеоусловиях;
десантированию спасателей посадочным, парашютным и беспарашютным способами, эвакуации пострадавших с суши и с водной поверхности;
полетам на перевозку грузов на внешней подвеске вертолетов Ми-8мтв и Ка-32;
обеспечению связью и управления группировками (поисково-спасательными группами) МЧС России днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
ведению воздушной разведки местности и мониторинга окружающей среды с применением имеющихся средств днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Для подготовки экипажей к выполнению задач по предназначению и специальной подготовки использовать летный ресурс, предназначенный на применение авиационно-спасательных технологий и внебюджетной деятельности, а также более полно использовать комплексирование полетных заданий.
При планировании летной подготовки АСЦ исходить из состояния их укомплектованности личным составом и авиационной техникой, обеспечения топливом и запасными частями, уровня подготовки экипажей и годовых норм налета, но не менее: на командира экипажа вертолета Ми-8, Ми-26, Ка-32, Бо-105 и Бк-117 - 80 часов, на командира экипажа самолета Ан-74 и Бе-200 - 80 часов.
Руководящему летному составу (инструкторам) Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации, отделов авиации региональных центров МЧС России, начальникам АСЦ налет планировать на основном типе воздушного судна, но не менее: на вертолетах - 50 часов, на самолетах Ан-74, Бе-200 - 50 часов.
Согласно ежегодному Плану применения авиационно-спасательных технологий МЧС России планировать и выполнять регулярные полеты на мониторинг паводковой и ледовой обстановки, лесных пожаров, зон сейсмической опасности, крупных оползней, селевых потоков, лавиноопасных участков, воздушную радиационную разведку в зависимости от времени года и прогноза степени опасности возникновения ЧС.
При планировании необходимого количества топлива исходить из годовых норм налета по типам вертолетов (самолетов), среднегодовых статистических данных расхода топлива на ликвидацию ЧС по регионам.
Работу по повышению квалификации летного состава проводить в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации 2000 года N 396, Порядка определения квалификации летного состава государственной авиации и Требований, предъявляемых к летному составу государственной авиации при присвоении квалификационных разрядов, введенных в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 055 (далее - Требования), введенных в действие в системе МЧС приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 09.07.2013 N 447, Методических рекомендаций по определению квалификации летного состава государственной авиации, утвержденных председателем Центральной квалификационной комиссии летного состава государственной авиации при Министерстве обороны Российской Федерации (далее - ЦКК), от 22 апреля 2013 г. и рекомендаций координационного совета при председателе ЦКК 2014 года.
Готовность летного состава к представлению на присвоение квалификационных разрядов определяют их непосредственные командиры (начальники), руководствуясь п. 16 Требований. В целях повышения ответственности должностных лиц за подчиненных, представляемых к повышению квалификационных разрядов, непосредственным командирам докладывать о готовности к проверкам рапортом на начальника АСЦ за 1 месяц до проведения проверок теоретической и летной подготовки (Рапорт хранить в материалах подготовки кандидата на присвоение квалификационного разряда).
Летный состав, имеющий квалификационный разряд и не выполняющий полеты более одного года, в обязательном порядке привлекать квалификационной комиссией к проверкам соответствия его уровня подготовки, профессиональных навыков присвоенному квалификационному разряду (проверка теоретических знаний в полном объеме и одна из проверок летной подготовки - техника пилотирования, навигация, специальное применение) с оформлением в летных книжках вывода о соответствии уровня подготовки летного состава присвоенному ранее квалификационному разряду. Результаты указанных проверок считать основанием для включения в проект приказа МЧС России "О квалификации летного состава".
Отчетность перед председателем квалификационной комиссии летного состава авиации МЧС России:
Донесения о состоянии квалификации летного состава по квалификационным разрядам, штату и списку представляются к 1 сентября и к 1 апреля;
Донесения о плане подготовки летного состава на квалификационные разряды представляются до 1 ноября и уточняются до 15 мая.
При определении тематики и распределении учебного времени руководствоваться требованиями распоряжения директора Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации МЧС России и стоящими перед авиационным формированием задачами.
Продолжительность учебного дня - 8 часов, учебного часа - 50 минут.
В отделах авиации региональных центров разработать и утвердить перспективные планы развития и совершенствования учебно-материальной базы авиационно-спасательных центров.
Психологическую подготовку личного состава подразделений авиации МЧС России проводить согласно методическим рекомендациям "Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России", утвержденным 26 августа 2010 г.
Особенности подготовки авиадесантных спасательных подразделений.
Подготовку авиадесантных спасательных подразделений (далее - АДСП) организовать в соответствии с Планами подготовки авиационно-спасательных учреждений МЧС России на соответствующий год.
Обучение по специальным видам подготовки осуществлять в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России, в составе дежурных смен в период несения дежурства.
Основное внимание уделять освоению новых приемов и способов работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием, разработке и освоению новых технологий ведения поисково-спасательных работ, подготовке к действиям в экстремальных условиях природной среды, освоению современных авиационно-спасательных технологий.
Совершенствовать навыки действий личного состава при выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, отрабатывать взаимодействие с представителями федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации авиационного поиска и спасания.
Проводить комплексные учения с привлечением личного состава АДСП не реже двух раз в год с отработкой практических действий спасателей в различных ЧС и получения навыков выживания в экстремальных условиях природной среды.
Подготовка Федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания МЧС России"
Подготовку летного состава организовывать и проводить в соответствии с требованиями документов, регламентирующих организацию летной работы и обеспечение безопасности полетов, настоящих Организационно-методических указаний, а также:
на воздушных судах, внесенных в Государственный реестр воздушных судов гражданской авиации, - Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", введенных в действие приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, Программ подготовки летного состава гражданской авиации по типам воздушных судов, Руководства по производству полетов (далее - РПП) ФГБУ "АСК МЧС России".
Экипажи воздушных судов готовить:
к выполнению поисково-спасательных и специальных авиационных работ с комплексным использованием средств поиска и спасания днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;
применению средств пожаротушения;
перевозке спасателей, техники и грузов с максимальной взлетной (посадочной) массой, на взлетно-посадочные полосы ограниченных размеров, грунтовые (заснеженные) ВПП, с заходом на посадку с ограниченным использованием радиотехнических средств аэродрома днем и ночью и визуально днем в простых и сложных метеоусловиях;
десантированию спасателей парашютным способом, эвакуации пострадавших с водной поверхности;
обеспечению связью и управления группировками (поисково-спасательными группами) МЧС России днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
ведению воздушной разведки местности и мониторинга окружающей среды с применением имеющихся средств днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Для повышения уровня готовности экипажей ФГБУ "АСК МЧС России" к авиационному обеспечению реагирования на ЧС:
продолжить совершенствование летных экипажей и инструкторского состава на самолете Сухой Суперджет-100 в полетах по специальным программам подготовки для выполнения аварийно-спасательных работ с водных акваторий, тушения лесных и техногенных пожаров, в том числе и в горной местности;
продолжить совершенствование летных экипажей и инструкторского состава на самолете Ан-148 в полетах по специальным программам подготовки для выполнения АСР;
организовать теоретическое и практическое переучивание авиационного персонала на новую авиационную технику (при ее поступлении на оснащение) на базе учебно-тренировочных центров гражданской авиации (далее - УТЦ ГА) и учебных центров предприятий промышленности;
совершенствовать подготовку летных экипажей к десантированию штатных грузов с самолета Ил-76тд с применением парашютно-грузовых систем ПГС-1000Р и ДКСП, а также к десантированию грузов на парашютных платформах типа П-7.
Для поддержания требуемого уровня летной натренированности экипажей ФГБУ "АСК МЧС России" обеспечить выполнение обязательных норм налета и количества полетов в соответствии с требованиями документов, регламентирующих летную работу в государственной и гражданской авиации, РПП ФГБУ "АСК МЧС России" и требованиями распоряжения директора Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
Подготовку летного состава к выполнению полетов и эксплуатации авиационной техники в весенне-летний и осенне-зимний периоды проводить в соответствии с требованиями РПП ФГБУ "АСК МЧС России".
Тренажерную подготовку проводить в соответствии с требованиями приказа Министерства гражданской авиации от 29.01.87 N 25 на тренажерах по типам воздушных судов по программам ежеквартальной тренировки на комплексных тренажерных системах. При отсутствии тренажеров по типу ВС тренажную подготовку осуществлять проведением тренажа в кабине воздушного судна.
Обеспечение безопасности полетов
Работу по обеспечению безопасности полетов проводить в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации. Разработку и планирование мероприятий по предотвращению авиационных происшествий проводить в соответствии с Руководством по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее - РПАП-2002), Положением об организации летной работы авиации МЧС России, Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", НТЭРАТ ГА-93, ФАП ИАО, РПП ФГБУ "АСК МЧС России" и другими руководящими документами, регламентирующими летную работу.
Расследование авиационных происшествий и авиационных инцидентов, их учет и анализ, проводить в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее - ПРАПИ-2000), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1329, и Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (далее - ПРАПИ ГА-98), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609.
При планировании основных мероприятий и разработке методических документов МЧС России по вопросам безопасности полетов руководствоваться требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 01.12.2010 N 606, в части перечня документов, подлежащих преобразованию в электронную форму при их регистрации.
Подготовка командных пунктов и групп руководства полетами
Работу по подготовке персонала Службы (координации и контроля полетов авиации) (далее - УКПА НЦУКС) и командных пунктов авиации МЧС России проводить в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 24.06.2015 N 324 "О применении авиации и авиационно-спасательных технологий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Работу по организации воздушных перевозок и полетов для выполнения задания по реагированию на ЧС проводить в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, приказом МЧС России от 24.06.2015 N 324 "О применении авиации и авиационно-спасательных технологий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и другими документами, регламентирующими организацию воздушных перевозок.
Группы руководства полетами (далее - ГРП) АСЦ и ФГБУ "АСК МЧС России" готовить к руководству полетами на аэродромах, площадках, в районах ЧС всем составом подразделения (сводного авиационного отряда) днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях, на водных аэродромах (площадках) днем в простых и сложных метеорологических условиях, а на аэродромах Емельяново (Красноярский край) и Хабаровск-Центральный (Хабаровск-Новый) (Хабаровский край), кроме того, к приему и выпуску одиночных самолетов типа Ил-76, Бе-200, Ан-74, Ан-148, SSJ-100.
Ежемесячно проводить комплексные тренировки должностных лиц и специалистов ГРП, расчетов командных пунктов для отработки практических навыков в руководстве полетами, действиям при проведении поисково-спасательных работ, оказании помощи экипажам вертолетов (самолетов) при возникновении особых случаев в полете.
Начальникам АСЦ и их заместителям руководить полетами не реже одного раза в два месяца.
Инженерно-авиационное обеспечение полетов
Планирование инженерно-авиационного обеспечения (далее - ИАО), организацию работы инженерно-авиационной службы (далее - НАС), применение эксплуатационной и нормативной документации в Авиационно-спасательных центрах осуществлять в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил по инженерно-авиационному обеспечению государственной авиации Российской Федерации (далее - ФАП ИАО), в Авиационно-спасательной компании в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил организации эксплуатации воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности ИАС в организации ИАО считать:
поддержание на заданном уровне исправности и готовности к применению авиационной техники (далее - АТ);
грамотную эксплуатацию АТ и качественную подготовку ее к полетам;
повышение профессиональных знаний и навыков инженерно-технического состава;
выполнение мероприятий по обеспечению запасов назначенных и межремонтных сроков службы (ресурсов);
планирование и своевременный отход воздушных судов (далее - ВС) на капитальный ремонт, периодическое техническое обслуживание (далее - ПТО), контрольно-восстановительные и регламентные работы;
своевременную организацию ремонта отказавших изделий АТ.
Начальникам АСЦ и директору АСК:
обеспечить исправность АТ при повседневной деятельности на уровне не менее 75% от списочной численности АТ, находящейся в эксплуатации;
обеспечить строгое соответствие учета и условий хранения авиационно-технического имущества требованиям "Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в вооруженных силах СССР" (утверждено приказом МО СССР 1979 г. N 260) и приказа Главнокомандующего ВВС МО СССР N 140;
не допускать выработку ресурса авиационной техники более установленного на текущий год для данного типа ВС;
взять под личный контроль качество отработки годового плана работы ИАС, полноту и своевременность его выполнения;
при подборе персонала для замещения должностей летного и инженерно-технического состава обратить особое внимание на наличие базового авиационного образования, не допускать назначение указанной категории должностей лиц, не имеющих данного образования;
при выявлении ранее назначенных лиц летного и инженерно-технического состава, не имеющих базового авиационного образования, направлять их на обучение в профильные образовательные организации, а в случае отказа от обучения, принимать меры к увольнению по профессиональной непригодности;
при планировании работ на АТ особое внимание уделять соблюдению сроков выполнения регламентных работ, ПТО, замены агрегатов и своевременности выполнения мероприятий по увеличению их ресурсных показателей.
Планирующую и учетно-отчетную документацию ИАС вести в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил государственной и гражданской авиации и нормативных документов, установленных в МЧС России.
При планировании и в процессе выполнения задач специальной подготовки руководящему составу ИАС иметь типовые расчеты:
на перебазирование инженерно-технического состава (далее - ИТС) и технического имущества;
потребных средств эксплуатации и ремонта АТ;
возможностей ИАС по восстановлению АТ;
потребного времени и количества ИТС, средств наземного обслуживания специального применения (далее - СНО СП) на подготовку к полетам ВС в различных вариантах снаряжения и оборудования;
возможностей выполнения регламентных работ на АТ.
На учебный год разрабатывать приказы начальника АСЦ:
о назначении квалификационной комиссии по проверке знаний АТ летного и инженерно-технического состава (ст. 172 ФАП ИАО);
о назначении комиссии по расследованию причин преждевременного съема с эксплуатации авиационных двигателей (выпуск ВВС 1987 г. N 5821);
о допуске лиц к инструкторской работе по проверке практических навыков у бортовых инженеров, старших техников, техников и механиков (ст. 173 ФАП ИАО);
о допуске летных экипажей к облету воздушных судов (п. 306 ФАППП, приказ ГК ВВС 2007 г. N 265);
о допуске инженерно-технического состава к эксплуатации АТ (ст. 171, 174 ФАП ИАО);
о допуске летных экипажей к самостоятельному выполнению видов подготовок ВС к полетам (ст. 62, 186, 448, 498 ФАП ИАО);
о допуске инженерно-технического состава к выполнению работ и подготовок ВС по маршрутам (ст. 174 ФАП ИАО);
о допуске должностных лиц к проведению пооперационного контроля работ, выполняемых на авиационной технике (ст. 214 ФАП ИАО, п. 15 выпуска ВВС 2005 г. N 7230);
о допуске специалистов к проведению дефектоскопического контроля узлов и деталей АТ (ст. 156 ФАП ИАО);
о допуске инженерно-технического состава к исполнению обязанностей старшего инженера полетов (ст. 103 ФАП ИАО);
о допуске инженерно-технического состава к аэродромному контролю средств наземного обеспечения полетов (выпуск 1974 г. N 3310);
о допуске должностных лиц к осуществлению фотоконтроля систем управления самолетом (вертолетом) и двигателями (выпуск 2005 г. N 7230);
о допуске личного состава к работе с ядовитыми жидкостями (приказ ЗМО - НТ ВС 1985 г. N 73);
о допуске личного состава к работе с баллонами высокого давления (приказ МО РФ 1995 г. N 214, прил. N 29 ФАП ИАО);
о допуске инженерно-технического состава к выполнению технического обслуживания УЗУ (выпуск 1987 г. N 5941 приложение N 3);
о допуске инженерно-технического состава к работам с источниками электромагнитных и СВЧ-излучений;
о допуске специалистов к вводу ключевой информации в систему радиолокационного опознавания (ст. 364 ФАП ИАО);
о допуске специалистов ИАС к получению аккумуляторных батарей и контролю работы зарядной аккумуляторной станции (выпуск ВВС 1993 г. N 6578);
о допуске должностных лиц ИАС к эксплуатации электроустановок и систем электроснабжения (выпуск 1981 г. N 4647);
о закреплении авиационной техники за командиром экипажа (летчиком) и техническим (наземным) экипажем (ст. 182 ФАП ИАО);
о закреплении аэродромных зданий, сооружений и защитных укрытий за подразделениями ИАС и соответствующими должностными лицами, ответственными за состояние закрепленных объектов (ст. 11, 698 ФАП ИАО);
о закреплении засекречивающей аппаратуры за должностными лицами инженерно-авиационной службы;
о закреплении съемных агрегатов СиДТО, РЭО, санитарного и другого оборудования за воздушными судами части;
о закреплении за личным составом электроагрегатов, электростанций, компрессоров, гидроустановок, моторных подогревателей, используемых при выполнении работ на авиационной технике (ст. 74 ФАП ИАО);
о закреплении за инженерно-техническим составом средств технического обслуживания авиационной техники (ст. 182 ФАП ИАО);
о закреплении инструмента за инженерно-техническим составом (ст. 714 ФАП ИАО);
о закреплении средств пожаротушения за должностными лицами (ст. 708 ФАП ИАО);
о назначении инструкторов практического обучения (ст. 600 ФАП ИАО);
о назначении нештатного начальника метрологической службы;
о назначении ответственных лиц для получения запасных частей и материалов (ст. 578 ФАП ИАО);
об определении безопасных зон для размещения личного состава, АТ и СНО на случай стихийных бедствий (ст. 694 ФАП ИАО);
об определении количества специалистов команды технической помощи (ст. 108 ФАП ИАО);
об определении количества и состава расчетов специальной обработки воздушных судов (ст. 773 ФАП ИАО);
об организации объективного контроля (приказ МО РФ 2001 г. N 420, Руководство по организации объективного контроля МЧС России);
о допуске личного состава к эксплуатации и закреплении НУО за конкретными специалистами (приказ МО РФ 2001 г. N 420, Руководство по организации объективного контроля МЧС России);
о допуске специалистов ИАС, привлекаемых для выявления отказов и отклонений в работе АТ, нарушений правил ее эксплуатации летным и инженерно-техническим составом по материалам объективного контроля (приказ МО РФ 2001 г. N 420, Руководство по организации объективного контроля МЧС России);
об определении порядка перезаписи полетной информации и съема первичных носителей БУР в процессе проведения полетов (приказ МО РФ 2001 г. N 420, Руководство по организации объективного контроля МЧС России);
об организации доставки накопителей полетной информации в подразделения обработки информации и обратно (ст. 256 ФАП ИАО);
об определении порядка хранения и доставки кассет со звуконосителем бортовых магнитофонов в классы ОК и группы обслуживания ((приказ МО РФ 2001 г. N 420, Руководство по организации объективного контроля МЧС России);
об определении порядка подготовки данных и программ, доставки, передачи и последующего хранения накопителей полетной информации (ст. 383 ФАП ИАО);
об установлении норм осмотров авиационной техники летному составу (прил. 25 ФАП ИАО);
о допуске к самостоятельной работе специалистов ИАС, подготовленных к выполнению сложных монтажно-демонтажных и регулировочных работ на АТ (выпуск ВВС 2006 г. N 7230);
о постановке на учет вновь поступивших, а также снятие с учета убывших и списанных самолетов (ст. 672 ФАП ИАО);
о допуске личного состава к контролю качества при выполнении регламентных, периодических, сложных монтажно-демонтажных,
регулировочных и проверочных работ на авиационной технике (выпуск ВВС 2006 г. N 7230);
о допуске личного состава к выполнению пооперационного контроля видов подготовок АТ к полетам, парковых дней, целевых осмотров и проверок (выпуск ВВС 2006 г. N 7230);
о закреплении за ИТС авиационной техники, находящейся на хранении (ст. 219 ФАП ИАО);
о назначении лица, ответственного за хранение ключей от противоугонных устройств, и порядке сдачи авиационной техники под охрану (ст. 66, 100 ФАП ИАО);
об определении порядка и мест опломбирования летательных аппаратов, автомобилей, укрытий и служебных помещений (ст. 705 ФАП ИАО, Инструкция по организации охраны авиационной техники и предупреждению несанкционированных взлетов воздушных судов);
о допуске специалистов ИАС к запуску двигателей ВС и проверке их работы (ст. 270 ФАП ИАО);
о назначении комиссии для оценки технического состояния АТ (ст. 666 ФАП ИАО);
о допуске инженерно-технического состава к проведению оперативного и специального контроля работоспособности авиационной техники по материалам средств объективного контроля (приказ МО РФ 1999 г. N 125, приказ МО РФ 2001 г. N 420, Временное руководство по организации объективного контроля в авиации Военно-воздушных сил 2000 года, Руководство по организации объективного контроля в авиации МЧС России);
об организации учебных групп по инженерно-технической подготовке, определении их состава и руководителей (ст. 593 ФАП ИАО);
о назначении наземной поисково-спасательной команды (ст. 736 - 742 ФАПП ГА, ст. 31 - 37 приказа Минобороны России и Министерства промышленности и энергетики от 12.07.2004 N 206/37, введенный в действие приказом МЧС России от 11.03.2005 N 135).
Дополнительно к перечисленным, в соответствии с руководящими документами, издаются приказы начальника АСЦ, учитывающие климатические особенности, особые условия и региональный признак деятельности АСЦ.
Выписки из приказов начальника АСЦ по организации ИАО с копиями приложений хранить в ИАС АСЦ и в отдельно базирующихся их структурных подразделениях в течение учебного года.
Учет авиационной техники в АСЦ организовать в соответствии с требованиями статей 670 - 676 ФАП ИАО. В каждом подразделении организовать контроль и ведение книг пономерного учета ВС, авиационных двигателей и съемного оборудования (Приложение N 50, книга третья, ФАП ИАО).
Запрещается уменьшать установленный объем и увеличивать периодичность выполнения подготовки ВС к полетам и регламентных работ, кроме случаев, оговоренных ФАП ИАО.
С целью обеспечения систематического контроля технического состояния ВС для своевременного выявления неисправностей и предотвращения отказов организовать ведение журналов учета результатов измерения параметров (Приложение N 32, книга третья, ФАП ИАО):
по системам планера и силовой установки;
по радиоэлектронному оборудованию;
В журналах учитывать результаты измерения параметров, проводимых при выполнении ПТО, регламентных работах и заменах агрегатов. При выполнении таких работ в установленном порядке сторонними организациями, результаты измерений вносить в указанные журналы или прикладывать листы (заверенные выписки, копии) с результатами измерений, выполненных такими организациями.
Журналы учета результатов измерения параметров брошюровать по-вертолетно (по-самолетно), включая разделы по всем специальностям, и хранить и передавать с формулярами воздушного судна.
Продолжить работу по совершенствованию и укомплектованию производственных баз авиационных подразделений. Особое внимание обратить на освоение технической эксплуатации и текущего ремонта самолетов Бе-200ЧС, Ан-74 и Ан-148, SSJ-100, в том числе и выполнения ПТО.
В соответствии с требованиями статьи 83 ФАП ИАО разработать технологическую документацию по выполнению регламентных работ и видов подготовок по каждому типу ВС. Все виды работ на АТ проводить в объеме, предусмотренном регламентом технической эксплуатации конкретного типа воздушного судна, силами и средствами авиационных подразделений в установленные сроки.
Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы) ВС осуществлять силами инженерно-технического состава авиационных подразделений МЧС России или (и) на договорной основе силами сертифицированных авиационных предприятий (исполнителей). Бортовое оборудование, на которое отсутствует контрольно-проверочная аппаратура, проверять на договорной основе на предприятиях промышленности или организациях, имеющих право выполнять данные работы. Все мероприятия, связанные с указанными работами, организуются собственником воздушного судна.
Выполнение регламентных работ (периодического технического обслуживания) в АСЦ проводить в соответствии с требованиями статей 135 - 140 ФАП ИАО. Постоянно контролировать ведение журналов начальников групп регламента и ремонта (Приложение N 31, книга третья, ФАП ИАО).
Выполнение регламентных работ силами сторонних организаций контролировать методом проверки документального оформления выполнения каждого пункта регламентных работ, в предоставляемых предприятием исполнителем работ перечнях, и выполнением контрольного осмотра ВС руководящим составом ИАС не ниже старшего инженера по специальности.
Итоговую запись о выполнении регламентных работ в формуляре ВС делать соответствующему должностному лицу ИАС на основании личной проверки документального оформления выполнения каждого пункта регламентных работ в журнале начальника группы регламентных работ (перечне предприятия исполнителя).
Подачу АТ в ремонт и регламентные работы осуществлять в соответствии с утвержденными планами-графиками. Выработку дополнительного ресурса по налету и календарному сроку службы, установленных для каждого вида регламентных работ (ПТО), планировать только для перелетов на базовый аэродром (ремонтное предприятие) или полетов по чрезвычайным ситуациям.
Не допускать выработку ресурса авиационной техники более установленного Департаментом авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации на текущий год для данного типа ВС, без учета ресурса необходимого для реагирования на ЧС;
Метрологическое обеспечение всех работ на АТ осуществлять в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 13.01.1997 N 16 и ФАП ИАО (ст. 732 - 745).
Запрещается планирование и выполнение полетных заданий, в том числе облетов и контрольных полетов, в день принятия АТ после регламентных работ, выполнения предварительной подготовки и в период выполнения работ по переводу АТ на сезонную эксплуатацию, за исключением случаев реагирования на ЧС с докладом обоснования их необходимости директору Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
Контроль качества выполнения работ на АТ организуется в соответствии с требованиями ст. 210 - 240 ФАП ИАО и Методических рекомендаций по организации контроля качества выполнения работ на АТ в войсках (выпуск ВВС 2006 г. N 7230), введенными в действие Указанием начальника вооружения - заместителя ГК ВВС по вооружению от 11.11.2005 N 1299 (8099).
Фотоконтроль (фотодокументирование) организовать в соответствии с нормативным документом Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
Инженерно-техническую подготовку (авиационно-техническую подготовку) специалистов ИАС (ИТП) проводить в соответствии с требованиями ст. 587 - 608, ФАП ИАО/ст. 18.1.1 - 18.2.11, НТЭРАТ ГА-93, уделяя особое внимание совершенствованию практических навыков в техническом обслуживании и эксплуатации воздушных судов, в том числе выполнению всех видов периодического технического обслуживания, поиску и устранению неисправностей и повышению надежности АТ. Для занятий по инженерно-технической подготовке в АСЦ планировать не менее 70 часов для инженеров, 50 часов - для техников.
С целью поддержания практических навыков летного и инженерно-технического состава АСЦ в эксплуатации АТ проводить практические тренажи:
по правилам эксплуатации АТ - один раз в полугодие;
по правилам заправки воздушных судов топливом и контролю порядка выработки топлива в полете - один раз в квартал;
по подготовке воздушного судна к полету на внебазовом аэродроме силами экипажа - один раз в квартал каждого вида подготовок (предварительная, предполетная, к повторному вылету, послеполетная). Тренаж планировать и проводить в парковый день.
по перечню обязательных тренажей согласно утвержденному плану-графику на год;
по перечню контрольных тренажей - один раз в квартал.
Наземные поисково-спасательные команды и экипажи поисковых машин готовить к автономному проведению поисково-спасательных работ днем и ночью с наведением их на объекты поиска.
Для подготовки летных экипажей АСЦ к выполнению видов подготовок в отрыве от базового аэродрома не реже одного раза в год организовать учебный сбор, с принятием зачетов и оформлением допуска приказом начальника АСЦ. Документально оформленные результаты теоретического обучения и практического выполнения видов подготовок на указанном сборе хранить до проведения очередных зачетов. Для летного состава, отсутствующего во время сбора, указанные мероприятия организовываются дополнительно.
Запрещается планировать летный состав к выполнению полетного задания в отрыве от базового аэродрома, не прошедшего ежегодного теоретического обучения и практических занятий по выполнению видов подготовок на указанных сборах.
Подготовку летного состава и специалистов ИАС к техническому обслуживанию и эксплуатации АТ в весенне-летний и осенне-зимний периоды заканчивать проведением летно-технических конференций и смотром авиационной техники и специальной автомобильной.
В планах перевода АТ к сезонному обслуживанию предусмотреть не менее двух дней метрологии в год.
Рекламационную работу организовать и проводить в соответствии со ст. 627 - 632 ФАП ИАО. Время простоя воздушных судов в неисправном состоянии в связи с отказом АТ в период действия гарантийных обязательств в гарантийный срок не засчитывается. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого изделие не могло быть использовано из-за обнаруженных отказов АТ (ГОСТ РВ 15.703-2005 СРПП "Военная техника. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций. Основные положения").
Содержание АТ на аэродромах основного и временного базирования, противопожарную защиту, охрану ВС и производственных помещений производить согласно требованиям ФАП ИАО и ФАП-246.
Экономическую работу в подразделениях направлять на экономию материальных и финансовых средств за счет рационального и бережного использования АТ.
При технической эксплуатации авиационной техники главные усилия сосредоточить на предупреждении происшествий и исключении гибели и травматизма личного состава из-за нарушений мер безопасности.
Форма одежды для инженерно-технического состава в дни работ на авиационной технике - летно-техническая.
Исключить случаи досрочного снятия двигателей по вине летного и инженерно-технического состава, служб обеспечения полетов. Каждый случай досрочного снятия двигателей подлежит расследованию в соответствии с Выпуском ВВС N 5821 "Положение об организации расследования причин досрочного снятия авиадвигателей с эксплуатации".
Особенности организации эксплуатации в АСЦ авиационной техники, заказчиком которой не является МО РФ.
Техническая эксплуатация ВС, основным заказчиком которых не является МО РФ, организовывается на основании статьи 72 ФАП ИАО и осуществляется на основании эксплуатационной и ремонтной документации Изготовителя (Разработчика), введенной в действие основным заказчиком с учетом специфики деятельности авиации МЧС России.
При получении авиационной техники выполнять мероприятия по подготовке летного и инженерно-технического состава к ее эксплуатации по нормам ФАП ИАО, ФАП-246.
Эксплуатацию самолетов типа Ан-74, Бе-200ЧС, Ан-148-100 ЕМ (при эксплуатации их а АСЦ), вертолетов типа Ка-32 (А, Т, ВС) Во-105, Вк-117 организовать в соответствии с требованиями ФАП ИАО, Руководства по летной эксплуатации (РЛЭ), Руководства по технической эксплуатации (РТЭ), Регламента технического обслуживания (РТО) самолетов, бюллетеней и решений промышленности, введенными в действие уполномоченным должностным лицом Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации, указаний, распоряжений и приказов МЧС России и нормативно-технической документации, установленной для данных типов ВС.
В целях обеспечения правовой основы организации технической эксплуатации ВС, контроля полноты и качества выполнения работ провести распределение пунктов регламента технического обслуживания между группами обслуживания и регламента, которое утвердить приказом начальника АСЦ.
Летный и инженерно-технический состав, не эксплуатировавший ранее ВС, допускается к их эксплуатации на основании базовой подготовки, переучивания в учебно-тренировочных центрах, после летной (практической стажировки) и успешной сдачи зачетов. Допускается подготовка и допуск к эксплуатации вертолетов Во-105 и Вк-117 в АСЦ при наличии учебной базы и подготовленных преподавателей и инструкторов. Допуск личного состава к эксплуатации ВС оформлять приказами по АСЦ.
Для оформления допуска ВС к полетам, организации учета и анализа отказов и неисправностей, выявленных на самолете, иметь журнал подготовки самолета к полетам в виде сброшюрованных карт-нарядов на оперативное техническое обслуживание и раздела учета отказов и неисправностей.
В целях обеспечения возможности выполнения оперативного ТО силами экипажа при работе в отрыве от аэродрома базирования иметь на борту ВС эксплуатационную (РЛЭ, РТЭ, РТО, руководство по загрузке и центровке) и учетно-отчетную документацию (бортовой журнал подготовки к полетам ВС, бортовые карточки, оформленные в виде карт-нарядов).
С целью осуществления планирования форм ТО, инспекций вертолетов Бо-105 и Вк-117 и контроля их выполнения ФГБУ "Жуковский АСЦ МЧС России" ФГБУ "АСЦ ЮРЦ МЧС России" инженерам по специальностям и начальникам групп обслуживания и регламента разработать график учета выполнения форм ТО и инспекций на вертолетах.
Особенности эксплуатации воздушных судов, выполняющих дежурство круглосуточно, с ежедневной сменой экипажа.
При обеспечении дежурства по ЧС воздушные суда приказом начальника АСЦ закрепляется за всеми бортовыми техниками (бортовыми механиками) из состава экипажей, планируемых к дежурству.
Один из бортовых техников (бортовых механиков) этим же приказом назначается старшим. За ним закрепляется СНО СП, находящееся на площадке базирования, и авиационно-техническое имущество вертолета, а также на него возлагается ведение формуляров и паспортов вертолета.
Экипажи (технические расчеты) ежедневно сменяющиеся и заступающие на дежурство выполняют на вертолете виды подготовок в соответствии с ФАП ИАО и РТО.
Предварительная подготовка выполняется полным составом экипажа (техническим расчетом) в день заступления на дежурство. Бортовой техник (бортовой механик) выполняет виды подготовок ВС по специальности "Вертолет и двигатели".
Все бортовые техники (бортовые механики), за которыми закреплен вертолет, при передаче воздушного судна выполняют осмотр воздушного судна по специальности "Вертолет и двигатели" в объеме контрольного осмотра с записью в раздел журнала подготовки вертолета.
В случае отсутствия полного состава специалистов технического расчета разрешается выполнять виды подготовок вертолетов в местах базирования составом экипажей, подготовленных и допущенных к выполнению видов подготовок в отрыве от аэродрома базирования, с участием (под контролем) специалистов технического расчета.
Допуск членов летных экипажей к самостоятельному выполнению видов подготовки к полетам в отрыве от аэродрома базирования осуществлять согласно статьям 186, 498 - 500, 651 ФАП ИАО установленным порядком после обучения и сдачи зачетов.
В целях обеспечения возможности выполнения оперативного ТО силами экипажа при работе в отрыве от аэродрома базирования на борту ВС иметь эксплуатационную (РЛЭ, РТЭ, РТО, руководство по загрузке и центровке), учетно-отчетную документацию (бортовой журнал подготовки к полетам ВС, для ВС, имеющих регламент гражданской авиации бортовые карточки, оформленные в виде карт-нарядов), необходимый инструмент, расходные материалы и КПА.
Особенности организации объективного контроля.
В подразделениях авиации МЧС России организацию объективного контроля (далее - ОК) осуществлять в соответствии с требованиями ФАП ИАО и Федеральными авиационными правилами по организации объективного контроля в государственной авиации (приказ МО РФ от 2002 г. N 420, "Положение о порядке эксплуатации летным и инженерно-техническим составом бортовых магнитофонов", утвержденное заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению - Главным инженером ВВС от 27.09.1996 N 127/466), Руководства по организации объективного контроля в авиации МЧС России (введено в действие 12.12.2014).
В ФГБУ "АСК МЧС России" организацию объективного контроля организовать в соответствии с требованиями ФАП-246 и Руководства по организации сбора, обработки и использования полетной информации в авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации 2001 года.
Заместителям начальника АСЦ по ИАС организовать подготовку и допуск в установленном порядке специалистов ИАС (смежных специальностей) летного состава (отвечающих за подготовку средств объективного контроля в соответствии с распределением обязанностей между членами экипажей при подготовке ВС в отрыве от базового аэродрома) к выполнению работ по списанию информации с бортовых средств регистрации параметров полета, проведению ее экспресс-анализа и передаче в группу ОК АСЦ.
При организации полетов одиночно базируемых ВС и ВС, выполняющих задачи в отрыве от базового аэродрома, заместителю начальника АСЦ по ИАС обеспечить экипажи необходимым оборудованием для выполнения работ по списанию информации с бортовых средств регистрации параметров полета, проведения ее экспресс-анализа и передачи в группу ОК АСЦ. О результатах проведения экспресс-анализа и передаче полетной информации в группу ОК АСЦ командиру воздушного судна (командир экипажа) докладывать лично заместителю начальника АСЦ по ИАС ежедневно по окончании летного дня.
Начальнику группы ОК ежедневно докладывать о полученных и недостающих материалах ОК предыдущего полетного дня, результатах оперативного и специального (при его выполнении) анализа материалов СОК ВС, находящихся в отрыве от базового аэродрома.
Запрещается вылет воздушного судна в отрыве от базового аэродрома, на котором не устранены недостатки, выявленные по материалам ОК, а также замечания по организации ОК (наличие недостающих материалов ОК, не выполнены необходимые анализы материалов ОК в полном объеме и т.д.), выявленные в предыдущем летном дне.
При базировании малых групп вертолетов в состав технических расчетов включать специалистов группы ОК.
Организовать единый учет дешифрирования материалов ОК в группе ОК согласно руководящим документам.
В бортовых магнитофонах допускать применение только исправных кассет с запасом звуконосителей, обеспечивающих длительность непрерывной записи на одну катушку, не менее установленной Руководством по технической эксплуатации.
Все кассеты, находящиеся в эксплуатации, должны быть учтены в группах обслуживания и закреплены за летательными аппаратами путем маркировки.
Перед выполнением полетного задания в отрыве от базового аэродрома заместителю начальника АСЦ по ИАС организовать передачу летному составу основных кассет и запасных кассет со звуконосителем и пленкой (для САРПП-12 и К3-63) в соответствии с планируемым временем выполнения задания, а также их прием после выполнения задания.
Летному составу перед запуском двигателя производить маркировку звуконосителя бортового магнитофона: число, месяц, год, отсчет времени, бортовой номер ВС, фамилию, позывной КВС.
При выполнении полетного задания командиру ВС осуществлять контроль работоспособности бортового магнитофона по свечению зеленой лампы "Запись" на пульте управлением магнитофона, а также выполнения маркирования звуконосителя через каждые 30 минут полета для самолетов и 15 минут для вертолетов - качество работы бортового оборудования, силовых установок, редуктора (для вертолетов), остаток топлива и оставшееся время полета.
Запрещается включение бортовых магнитофонов МС-61(Б), П-503Б (ВС) в режим "Автопуск" и П-503Б (ВС) в режиме "реверс-вкл." (кроме полетов, продолжительность которых превышает установленное РТЭ время непрерывной записи магнитофонов).
Практические занятия и тренажи с летным и инженерно-техническим составом по правилам эксплуатации бортовых средств объективного контроля проводить не реже одного раза в квартал.
Особенности организации эксплуатации бортовых аккумуляторных батарей.
Организовать эксплуатацию бортовых аккумуляторных батарей в подразделениях государственной авиации МЧС России в соответствии с требованиями ФАП ИАО и Руководства по эксплуатации бортовых аккумуляторных батарей и организации работы зарядных аккумуляторных станций (выпуск 1993 года N 6578 ДСП) специалистами инженерно-авиационной и начальниками ОВСА АСЦ (возложив на них обязанности, регламентирующие деятельность начальника автомобильной и электрогазовой службы в отношении организации подготовки к эксплуатации аккумуляторных батарей) в строгом соответствии с требованиями РО и РЭ.
Исключить автономные запуски силовых установок самолетов и вертолетов на базовом аэродроме от бортовых аккумуляторных батарей, за исключением случаев, предусмотренных выпуском 1993 года N 6578 ДСП, или по решению заместителя начальника АСЦ по ИАС.
На всех ВС должна производиться пломбировка люков ниш (отсеков) аккумуляторных батарей техником ВС.
Факт установки (снятия) аккумуляторных батарей должен регистрироваться в журнале подготовки ВС за подписью начальника (инженера, техника) группы обслуживания по АО и техника ВС.
Организовать работу зарядных аккумуляторных станций подразделений авиации МЧС России в соответствии с требованиями ФАП ИАО, выпуска 1993 года N 6578 ДСП и приказа Минобороны России от 16.04.2007 N 135 ДСП "Об утверждении Федеральных авиационных правил по электрогазовому обеспечению государственной авиации".
Контроль работы зарядных аккумуляторных станций подразделений авиации МЧС России проводить в объеме и с периодичностью согласно требованиям выпуска 1993 года N 6578 ДСП. При проверке станции заместителем начальника АСЦ по ИАС результаты проверки оформлять актом.
Организовывать обслуживание аккумуляторных батарей силами инженерно-технического состава авиационных подразделений МЧС России или (и) на договорной основе силами сертифицированных авиационных предприятий (исполнителей).
Аэродромно-техническое обеспечение полетов
Основные усилия сосредоточить на совершенствование взаимодействия авиационно-технических подразделений обеспечения с организациями по совместному базированию (использованию) аэродромов в вопросах инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения полетов и размещения сил и средств по договорам.
Договоры должны соответствовать требованиям руководящих документов, действующих в государственной и гражданской авиации.
Организацию тылового обеспечения осуществлять на основе Федеральных авиационных правил тылового обеспечения полетов государственной авиации (приказ Минобороны России от 31.03.2008 N 140 ДСП).
Материально-техническое обеспечение осуществлять в соответствии с приказами МЧС России от 18.09.2012 N 555 и от 24.11.2006 N 688.
Аэродромно-техническое обеспечение полетов и поддержание подразделений наземного обеспечения авиации МЧС России в постоянной эксплуатационной готовности осуществлять в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации и Федеральных авиационных правил по электрогазовому обеспечению (приказ Минобороны России от 16.04.2007 N 135 ДСП).
Порядок применения аэродромно-технических средств обеспечения полетов, горюче-смазочных материалов, спецжидкостей и газов при допуске их к применению на авиационной технике осуществлять в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России от 08.11.2007 N 21-3-1408.
Порядок реализации мер, направленных на повышение безопасности полетов и эффективное использование противообледенительной жидкости при обработке воздушных судов от наземного обледенения осуществлять в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта Российской Федерации от 05.02.2013 N 0310-7 "Защита ВС от наземного обледенения" (исх. УА от 14.01.2014 N 21-3-46).
Порядок организации движения автотранспорта, средств наземного обеспечения полетов и пешеходов на аэродромах базирования авиации МЧС России осуществлять с учетом принадлежности аэродрома и организовать согласно требований приказа ГК ВВС от 13.03.1981 N 55 "Инструкция по организации движения автотранспорта, средств наземного обеспечения полетов и пешеходов на аэродромах ВС" и приказа Минтранса России от 13.07.2006 N 82 "Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации" (исх. УА от 26.08.2013 N 21-3-1877).
Эксплуатацию автомобильной и специальной техники планировать в соответствии с приказом МЧС России от 30.03.2016 N 157 "О потребности в моторесурсах транспортных средств и специальной техники в системе МЧС России".
Обеспечить коэффициент технической готовности специальной автомобильной техники не ниже 0,85 (приказ МЧС России от 15.10.1997 N 614).
Организацию совместной эксплуатации аэродромов к полетам производить на основании требований Федеральных авиационных правил "Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации" и приказа Минобороны России от 02.11.2007 N 460 ДСП.
Содержание водоемов для эксплуатации и выполнения специальных авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров МЧС России, подготовку водных аэродромов (площадок) к полетам гидросамолетов проводить совместно с территориальными органами МЧС России в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по организации авиационного обеспечения экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведения аварийно-спасательных авиационных работ от 29.11.2004 и Методических рекомендаций по обеспечению применения самолета Бе-200ЧС для пожаротушения с акваторий на территории Российской Федерации от 04.08.2005.
При организации материально-технического обеспечения полетов АСЦ и АСК основные усилия направить на создание запасов материальных средств и поддержание уровня обеспеченности ими не менее 75%.
Обеспечить содержание и использование запасов авиатоплива на аэродромах базирования авиации в соответствии с приказом МЧС России от 13.04.2009 N 236 "О нормах содержания запасов авиационного топлива на аэродромах базирования авиации МЧС России".
Дозаправку воздушных судов авиации МЧС России, используемых по задачам Министерства и распоряжениям Правительства Российской Федерации, авиационным топливом осуществлять из ресурсов или за счет средств региональных центров МЧС России (указание МЧС России от 10.04.2002 N 131).
Контроль качества авиа ГСМ осуществлять в соответствии с Инструкцией об организации обеспечения качества компонентов жидкого ракетного топлива и горючего в ВС РФ (приказ МЧС России от 23.07.2015 N 385).
Организацию питания членов экипажа осуществлять:
для военнослужащих в соответствии с нормой питания, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц";
для гражданского персонала в соответствии с приказом МЧС России от 04.03.2004 N 105 "О приказе Министерства транспорта Российской Федерации", от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов";
для гражданского персонала, не входящего в составы экипажей, в период несения дежурства на командных пунктах авиации МЧС России, на аэродромах по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению полетов, на основании приказа МЧС России от 29.04.2013 N 290 "Об утверждении категорий военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение...".
Обеспечение вещевым имуществом осуществлять:
военнослужащих - в соответствии с нормами снабжения вещевым имуществом военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 N 390;
гражданского персонала - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 777н.
Списание пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств авиационной номенклатуры производить в строгом соответствии с приказом МЧС России от 25.01.2005 N 35.
Согласование распоряжений на пользование особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении МЧС России, либо приобретенным указанным федеральным учреждением за счет средств, выделенных МЧС России на приобретение такого имущества, осуществлять в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 07.12.2010 N 628.
Мероприятия по высвобождению и реализации движимого имущества авиационной номенклатуры планировать и проводить в соответствии с приказом МЧС России от 25.01.2012 N 24 "Об утверждении порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений в МЧС России".
Размещение сил и средств авиационных подразделений осуществлять в соответствии с нормами расквартирования, утвержденными приказом МЧС России от 12.04.2001 N 180.
Подготовка личного состава к применению комплексов с БЛА
Главной задачей по подготовке личного состава к применению БЛА считать поддержание высокого уровня готовности подразделений к авиационному обеспечению экстренного реагирования сил МЧС России на возникающие ЧС на территории Российской Федерации.
Основные усилия по подготовке подразделений беспилотной авиации направить:
на совершенствование организации летной подготовки и обеспечение безопасности полетов БЛА;
поддержание и повышение уровня летной выучки и слаженности расчетов БЛА к выполнению задач по предназначению;
теоретическое и практическое переучивание личного состава на новую беспилотную авиационную технику (при ее поступлении на оснащение);
совершенствование знаний и навыков личного состава групп и отделов БЛА в эксплуатации и обслуживании стоящих на оснащении комплексов с БЛА.
Полеты БЛА в системе МЧС России производить в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, Временной инструкцией по организации применения комплексов с БЛА и Методическими рекомендациями по производству полетов беспилотных летательных аппаратов ближнего действия и малой дальности.
Обеспечение безопасности полетов БЛА организовать в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 390 "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации".
Обеспечение безопасности полетов осуществлять всем личным составом подразделений БЛА.
Подготовка личного состава к применению комплексов с БЛА организовать в четыре этапа:
на первом этапе - проводить первоначальную подготовку к эксплуатации и техническому обслуживанию на предприятиях промышленности - изготовителях комплексов с БЛА и в Академии гражданской защиты МЧС России;
на втором этапе - осуществлять подготовку личного состава к применению комплексов с БЛА, слаживание групп и отделов, оснащенных комплексами с БЛА в составе своих подразделений;
на третьем этапе - проводить совершенствование подготовки личного состава в ходе мероприятий подготовки, при проведении специальных комплексных учений и в ходе выполнения профильных задач;
на четвертом этапе - повышать квалификацию личного состава в образовательных организациях противопожарного профиля, в том числе в учебных центрах ФПС, осуществлять подготовку личного состава в качестве инструкторов в учебно-методическом центре подготовки специалистов по применению и эксплуатации комплексов с беспилотными летательными аппаратами АГЗ МЧС России.
Основной задачей обучения оператора БЛА ведению воздушной разведки считать выработку у него навыков в обнаружении заданных объектов, определении их координат, своевременной передаче разведывательных данных на пункты управления и в комплексном применении различных типов целевой нагрузки при ведении разведки днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.
Центрам беспилотной авиации региональных центров МЧС России решать задачи:
развития и совершенствования системы управления с учетом применения комплексов с БЛА на региональном уровне;
методического руководства деятельностью подразделений БЛА;
организации подготовки подразделений БЛА и обучения специалистов на комплексах с БЛА;
организации планирования и практического применения комплексов с БЛА;
проведения мероприятий по поддержанию готовности подразделений БЛА к действиям по предназначению и обеспечению безопасности полетов;
технической эксплуатации и обслуживания беспилотных комплексов;
всестороннего обеспечения их практического применения.
Поисково-спасательное обеспечение полетов организовать в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, применяемых в системе МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 28.04.2005 N 359, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530; Типовой программы и методики аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов гражданской авиации России, утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации от 29.04.2005, инструкций по организации авиационно-космического поиска и спасания в зонах ЕС ОрВД и по производству полетов в районе аэродрома базирования авиационной организации МЧС России, утвержденных руководителями территориальных органов ЕС ОрВД Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Методических рекомендаций по организации летной работы в авиации МЧС России.
совершенствование организации и проведения поисково-спасательных работ с использованием авиационно-спасательных технологий;
оснащение воздушных судов и наземных поисково-спасательных сил аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
обеспечение экипажей воздушных судов средствами спасения и жизнеобеспечения;
подготовку экипажей к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения в случае покидания воздушного судна после вынужденной посадки или приземления с парашютом, оказанию само- и взаимопомощи, выживанию в условиях автономного существования.
При подготовке к проведению поисково-спасательных работ над сушей и водной поверхностью экипажи воздушных судов готовить к ведению визуального и радиотехнического поиска, наведению поисковых сил и средств на объекты поиска, десантированию спасательных парашютно-десантных групп (далее - СПДГ) и спасательного снаряжения в укладках парашютным и посадочным способами, а также с использованием спусковых устройств днем в простых и сложных метеоусловиях, ночью - в простых метеоусловиях.
Личный состав наземных поисково-спасательных команд (далее - НПСК) готовить к ведению поисковых и аварийно-спасательных работ днем и ночью автономно и с наведением их на объекты поиска с воздуха.
Специальную подготовку авиационного персонала, привлекаемого к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, проводить в учебно-тренировочных центрах гражданской авиации (далее - УТЦ ГА), центрах боевого применения и переучивания летного состава, аттестованных и имеющих лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности учебных заведениях, а также на базе АСЦ и ФГБУ "АСК МЧС России" МЧС России.
Выполнение тренировок и практических занятий по поисково-спасательному обеспечению полетов в авиации МЧС России организовать в соответствии с тематическим перечнем тренировок и практических занятий с летным составом авиационно-спасательных учреждений МЧС России (таблица N 4).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕНИРОВОК И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ АВИАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МЧС РОССИИ ПО ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
|
Учебно-тренировочные прыжки с парашютом (для летного состава) <*> |
нач. ПС ПДС <**> |
||
|
Тренаж по вынужденному покиданию вертолета (самолета) полным составом экипажа |
|||
|
Тренировки экипажей воздушных судов в работе с аварийными радиосредствами и аварийно-спасательным снаряжением |
нач. СПАСОП <***> |
||
|
Тренировки в применении спуско-подъемного устройства вертолета: |
нач. СПАСОП |
||
|
Зачетный тренаж по вынужденному покиданию вертолета (самолета) с парашютом, действиям при снижении под куполом парашюта и после приземления (приводнения) или вынужденной посадки |
|||
|
Комплексная тренировка с летным составом с выполнением показных прыжков с парашютом и последующей эвакуацией "потерпевших бедствие" поисково-спасательным вертолетом и НПСК <****> |
|||
|
Комплексные тренировки с экипажами воздушных судов по выживанию |
(летом - с использованием плавсредств) |
||
|
Комплексные тренировки по проведению ПСР совместно с группой руководства полетами |
|||
|
Практические занятия и совместные тренировки с летным составом и спасателями поисково-спасательных формирований в выполнении парашютного и беспарашютного десантирования и применения авиационно-спасательных технологий |
нач. СПАСОП |
||
|
Комплексные тренировки с экипажами воздушных судов по проведению ПСР |
нач. СПАСОП |
(летом - с использованием плавсредств) |
|
|
Комплексные тренировки в ходе летно-тактических, тактико-специальных, командно-штабных учений в системе МЧС России |
|||
--------------------------------
<*> Максимальные перерывы в прыжках с парашютом не должны превышать 12 месяцев;
<**> Начальник ПС ПДС - должность в штатной структуре АСЦ МЧС России;
<***> Начальник СПАСОП - должность в штатной структуре ФГБУ "АСК МЧС России";
<****> Показные прыжки с парашютом выполнять со спасательными парашютами в аварийные люки воздушных судов.
Особенности планирования и организации подготовки сотрудников спасательного авиадесантного подразделения (авиационных спасателей) АСЦ МЧС России
Спасательное авиадесантное подразделение АСЦ МЧС России - спасательный авиадесантный отдел (далее - АДСО) является структурным подразделением Авиационно-спасательного центра МЧС России и предназначено для проведения совместно с летным экипажем авиационно-спасательных и специальных авиационных работ с применением авиационной техники и авиационно-спасательных технологий.
При планировании и организации подготовки авиационных спасателей руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, МЧС России, которые регламентируют деятельность органов управления, спасательных формирований в области авиационного поиска и спасания:
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 151-ФЗ от 22.08.1995, а не от 12.02.1995.
федеральные законы от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 12 февраля 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530;
Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации, утвержденные приказом Минобороны России от 24 сентября 2004 г. N 275;
нормативные правовые акты МЧС России по вопросам подготовки спасателей Российской Федерации по различным специальностям.
Профессиональную подготовку авиационных спасателей организовать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России.
Ответственность за непосредственную подготовку личного состава отдела возложить на начальника (руководителя) отдела и проводить ее в составе дежурной смены (теоретические занятия) или в составе подразделения в период проведения учебно-тренировочных сборов.
Подготовку авиационных спасателей МЧС России направить:
на повышение уровня готовности к проведению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ (поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ) с применением авиационной техники и авиационно-спасательных технологий при ликвидации последствий ЧС;
освоение приемов и способов выполнения подразделением задач по предназначению, изучение материальной части, находящейся на оснащении штатной техники, аварийно-спасательного инструмента и средств малой механизации, методов применения их в различных видах ЧС;
совершенствование взаимодействия с наземными спасательными формированиями при проведении поисково-спасательных работ.
В ходе учений и тренировок отрабатывать вопросы приведения подразделений в готовность к действиям по предназначению, управления подразделениями в ходе проведения АСДНР. Совершенствовать слаженность подразделений в различных условиях обстановки.
Для оценки состояния готовности подразделения к действиям по предназначению проводить внезапные проверки с приведением в готовность к применению по предназначению, с последующим выходом в незапланированный район и выполнением нормативов по проведению АСДНР.
На учениях и тренировках отрабатывать вопросы взаимодействия с СВФ, ПСФ и АСФ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Повышение квалификации спасателей проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях на договорной основе, а также на базе центров подготовки спасателей и федерального государственного учреждения "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд" (далее - отряд "Центроспас").
Спасателей и специалистов АСЦ, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения на договорной основе в соответствующие образовательные учреждения, имеющие лицензии.
Практические занятия по водной, горной и противопожарной подготовке планировать и проводить на целевых учебных сборах.
Обеспечение вещевым имуществом, специальной техникой и оборудованием для обеспечения проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ осуществлять:
для военнослужащих в соответствии с нормами снабжения вещевым имуществом военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 N 390;
для гражданского персонала в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 777н;
для авиационного персонала, выполняющего задачи по поисковому, аварийно-спасательному, противопожарному обеспечению полетов и противопожарному обеспечению объектов инфраструктуры, в соответствии с нормами обеспечения региональных поисково-спасательных баз, вспомогательных поисково-десантных групп, парашютно-десантных и наземных поисково-спасательных групп, утвержденными распоряжением Минтранса России от 03.06.2014 N 148.
Аттестацию спасателей на повышение квалификации проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Анализ состояния подготовки подразделения с последующим изданием приказов проводить: в АСЦ - ежемесячно, в региональных центрах - за год.
Парашютно-спасательная и воздушно-десантная подготовка
Планирование, организацию и проведение занятий по парашютной и воздушно-десантной подготовке осуществлять в соответствии с требованиями приказов МЧС России от 11.10.2001 N 442 "О применении в системе МЧС России Наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил РФ", от 30.10.2003 N 657 "О применении в системе МЧС России Курса парашютной подготовки государственной авиации РФ", Инструкции по применению спусковых устройств при беспарашютном десантировании в МЧС России от 02.11.2005, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на текущий год, утверждаемого приказом МЧС России, Плана авиационного обеспечения подготовки спасательных формирований МЧС России на текущий год.
подготовку летного состава авиации к применению парашютного спасательного снаряжения, действиям в случае вынужденного покидания воздушного судна с парашютом, при возникновении особых случаев в воздухе и применению запасного парашюта;
выработку у авиационных спасателей твердых навыков в подготовке и десантированию с табельным спасательным снаряжением и оборудованием из транспортных самолетов и вертолетов парашютным и беспарашютным способами в любое время года, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на различную подстилающую поверхность, на неподготовленные площадки ограниченного размера.
Начальникам спасательных формирований, руководителям учреждений и организаций МЧС России при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования предусмотреть соблюдение требований безопасности, исключающие предпосылки к парашютным происшествиям и травматизм при выполнении десантирования.
К выполнению парашютного и беспарашютного десантирования допускать приказом начальника СВФ (руководителя организации (учреждения) МЧС России) лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку в объеме программы парашютной подготовки, сдавших зачеты с оценкой не ниже "хорошо", имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования.
Планирование выделения авиационной техники для обеспечения подготовки личного состава СВФ осуществлять в соответствии с установленной выработки летного ресурса 40% и выделенных лимитов на текущий год для выполнения государственного задания.
Личный состав спасательной парашютно-десантной группы (СПДГ) готовить к выполнению прыжков с парашютом в различных метеоусловиях, с грузовым контейнером, на лес и воду, к десантированию из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств, а также к оказанию первой помощи пострадавшим.
Спортивные команды АСЦ МЧС России, учреждений и организаций МЧС России по парашютному спорту формировать из числа спасателей и специалистов, достигших высокого уровня в спортивно-парашютной подготовке.
Теоретическую и практическую подготовку спортсменов-парашютистов проводить в течение года на региональных учебно-тренировочных сборах в соответствии с программой подготовки спортсменов-парашютистов, утвержденной приказом МЧС России от 30.10.2003 N 657. В ходе практических тренировок отрабатывать элементы авиационно-спасательных технологий.
Выполнение годовых норм прыжков с парашютом и беспарашютного десантирования обеспечить в соответствии с указанными нормами:
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Приказы N 49, N 50 от 28.01.2013, а не от 28.03.2013.
для военнослужащих СВФ - согласно приказам МЧС России от 28.03.2013 N 49 и N 50, от 21.04.2014 N 197;
для сотрудников учреждений и организаций МЧС России согласно норм, представленных в таблице N 5:
1. Устанавливать начальникам СВФ и руководителям учреждений (организаций) МЧС России в указанных пределах годовые нормы прыжков с парашютом для личного состава (сотрудников) в зависимости от уровня их парашютной подготовки и выполняемых задач.
Минимальная годовая норма прыжков с парашютом составляет:
для военнослужащих СВФ МЧС России, выполнение служебных обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом и для исчисления выслуги лет при назначении льготной пенсии - 6 прыжков в год;
для сотрудников учреждений и организаций МЧС России - не менее 40 прыжков.
2. Устанавливать начальникам СВФ и руководителям организаций (учреждений) МЧС России в указанных пределах годовое количество беспарашютных десантирований для личного состава (сотрудников) в зависимости от уровня их десантной подготовки и выполняемых задач.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875