VI. Особенности подготовки аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований
VI. Особенности подготовки аварийно-спасательных
и поисково-спасательных формирований
Главной задачей подготовки АСФ и ПСФ считать дальнейшее повышение их готовности к ведению АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Проверку готовности АСФ и ПСФ к выполнению возложенных на них задач проводить в ходе комплексных учений и командно-штабных тренировок. По итогам проверок представлять Акт проверки АСФ и ПСФ, содержащий конкретные выводы о готовности формирования к действиям по предназначению. Акт проверки АСФ и ПСФ, участвовавших в учениях регионального и федерального уровней, утверждается председателем КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, подписывается представителями территориальных органов МЧС России и заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, принявших участие в учениях.
Проводить соревнования по многоборью спасателей между дежурными сменами в АСФ и между ПСФ и АСФ субъектов Российской Федерации.
Подготовку руководящего состава ПСФ направить на выработку организаторских и методических навыков по проведению комплекса мероприятий подготовки и организации выполнения задач по предназначению подчиненными формированиями.
Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществлять на курсах повышения квалификации в Академии гражданской защиты и Академии ГПС МЧС России и в ходе проведения сборов по планам МЧС России, региональных центров и субъектов Российской Федерации.
Главной задачей центров подготовки спасателей МЧС России (далее - ЦПС) считать качественное и полное выполнение кадрового заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов с учетом развития средств, форм и способов ведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
Учебная нагрузка должна составлять 3 - 4 учебных часа в течение одних дежурных суток, не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.
К проведению занятий с составом ПСФ привлекать спасателей не ниже 2-го класса, преподавателей (специалистов) образовательных организаций, других организаций на договорной основе. К занятиям по психологической подготовке привлекать сотрудников Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
Практические занятия по водной, горной подготовкам планировать и проводить не реже 1-го раза в период обучения на целевых учебных сборах.
На учениях отрабатывать вопросы взаимодействия ПСФ с СВФ и АСФ ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций.
Подготовку специалистов радиационной, химической и биологической защиты направить:
на ведение РХБ разведки в зоне ЧС;
радиационный химический контроль при возникновении и ликвидации ЧС;
поиск, обнаружение, локализация и транспортирование опасных химических веществ, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
специальную (санитарную) обработку;
ведение газоспасательных работ.
Проводить учебные пожарные тренировки не реже 1-го раза в полгода, с привлечением сил и средств согласно плану противопожарной защиты. Особое внимание обратить на отработку взаимодействия с подразделениями ФПС и в составе ПжСФ при тушении пожаров.
Обучение методам оказания первой помощи планировать не реже 1-го раза в месяц. Отработку практических навыков в оказании первой помощи в ситуациях, характерных для проводимых аварийно-спасательных и пожарно-спасательных работ, проводить в ходе занятий, на тренировках и учениях в условиях, максимально приближенных к условиям ЧС, характеризуемых сложной (комбинированной) инженерной, радиационной, химической, медико-биологической обстановкой.
Психологическую подготовку проводить согласно методическим рекомендациям "Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России", утвержденным 26 августа 2010 г. В планах воспитательной работы мероприятия по психологической подготовке отражать отдельным разделом.
Десантную подготовку к десантированию в труднодоступные районы осуществлять на учебных сборах регионального уровня. Главным методом обучения считать практические занятия с отработкой нормативов по выполнению беспарашютного десантирования (для формирований спасателей, аттестованных к выполнению данного вида авиационно-спасательных работ).
При проведении занятий по десантной подготовке основное внимание сосредоточить на изучении:
назначения, тактико-технических характеристик и конструкции основных устройств, правил десантирования людей из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств, погрузки, разгрузки техники, оборудования и имущества на вертолетах Ми-8, КА-32, Ми-26 и самолетах Ил-76, порядка эвакуации пострадавших с помощью штатного оборудования вертолетов;
международных сигналов авиационного спасения и требований безопасности при десантировании, выработке у спасателей устойчивых навыков при выполнении десантирования.
Практические занятия с применением спусковых устройств планировать не менее 3-х раз в период обучения.
Воздушно-десантная подготовка.
Воздушно-десантную подготовку планировать и организовать в соответствии с требованиями приказов МЧС России от 11.10.2001 N 442 "О применении в системе МЧС России Наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных сил РФ", от 30.10.2003 N 657 "О применении в системе МЧС России Курса парашютной подготовки государственной авиации РФ", Инструкции по применению спусковых устройств при беспарашютном десантировании в МЧС России от 02.11.2005, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на текущий год, утверждаемого приказом МЧС России, Плана авиационного обеспечения подготовки спасательных формирований МЧС России на текущий год.
Начальникам ПСФ при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования обеспечить соблюдение требований безопасности, исключающие предпосылки к парашютным происшествиям и травматизм при выполнении десантирования.
Организация мероприятий ВДП в ПСФ осуществляется штатными должностными лицами, подготовленными и аттестованными для организации воздушного десантирования.
К выполнению парашютного десантирования допускать лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку, сдавших зачеты с оценкой не ниже "хорошо", имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования. Допуск оформляется приказом начальника ПСФ.
Основное внимание уделять выработке у спасателей-десантников практических навыков в подготовке и десантированию грузов и спасателей парашютным и посадочным способами, а также с применением спусковых устройств из вертолета в режиме висения в простых и сложных метеоусловиях на ограниченные площадки приземления, на воду, лес, сильнопересеченную подстилающую поверхность.
Спортивные команды ПСФ МЧС России по парашютному спорту формировать из числа сотрудников МЧС России, достигших высокого уровня в спортивно-парашютной подготовке.
Основные усилия в подготовке спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистской техники и снаряжения, ведению АСР в подземных пустотах природного и техногенного происхождения в неблагоприятных метеоусловиях.
Практические занятия по горной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня.
Практические занятия по водной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах с учетом имеющихся возможностей, технической оснащенности и особенностей местных акваторий.
Первоначальное обучение и повышение квалификации проводить в условиях водолазных школ, специализированных центров (организаций) на договорной основе, в ЦПС, в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами по организации водолазного дела.
Учебно-методические сборы водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ МЧС России (АСС, АСФ) проводить ежегодно с организацией семинаров по обслуживанию и ремонту водолазного снаряжения и техники, практическими погружениями и приемом зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам Центральной водолазной квалификационной комиссией МЧС России.
Региональные учебно-методические сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить ежегодно (не реже 1-го раза в год) со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов отдельного ПСФ МЧС России (АСС, АСФ), с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1-го раза в квартал, региональные сборы - ежегодно.
Особое внимание обратить на выработку твердых навыков применения средств индивидуальной защиты и страховки, соблюдение установленных мер безопасности при работе с конкретными видами оборудования, не применять инструменты и оборудование, не прошедшее соответствующих сертификации и освидетельствования органами гостехэнергонадзора, согласно нормативным актам по охране труда.
Основное внимание уделять освоению новых приемов и способов работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием, разработке и освоению новых технологий ведения АСР, подготовке к действиям в условиях химических аварий, освоению современных авиационных, водолазных спасательных технологий и технологий подводных поисковых, АСР с использованием телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов и систем гидроакустического поиска.
Подготовку специалистов АСФ, ПСФ и ПжСФ к работе с АХОВ осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсах ГО муниципальных образований, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий. Практическую работу с АХОВ осуществлять при наличии соответствующей технической оснащенности спасателей после их аттестации и получения допуска на данный вид работ.
Кинологическую подготовку проводить по двум направлениям: поисково-спасательному и минно-розыскному.
Основное внимание обратить на отработку действий кинологического расчета (в составе кинолога и специально обученной собаки) по поиску и обнаружению пострадавших. Подготовку кинологических расчетов осуществлять в 46-м кинологическом центре ФГКУ "Ногинский спасательный центр МЧС России", в ЦПС и учебных центрах региональных ПСО, а также на местах с учетом наличия кадров специалистов-кинологов и собак. Для отработки методики подготовки служебных собак и сертификации кинологических расчетов ежегодно проводить региональные учебно-методические сборы и сертификационные испытания.
Занятия проводить 2 раза в неделю по два учебных часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению переносить высокие физические нагрузки.
Подготовка отряда "Центроспас"
Подготовку отряда организовать в соответствии с Планом проведения подготовки спасателей и сотрудников отряда "Центроспас" на соответствующий год.
Обучение по специальным видам подготовки осуществлять в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России, в составе дежурных смен в период несения дежурства.
Организовать подготовку (переподготовку) и проведение аттестации спасателей отряда "Центроспас" на базе ФГКУ "Ногинский спасательный центр МЧС России".
Не реже двух раз в год проводить комплексные учения отряда "Центроспас" с отработкой практических действий спасателей в различных ЧС и получения навыков выживания в экстремальных условиях природной среды.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875