Организация на базе организаций общего и дополнительного образования центров коллективного доступа и научно-технического творчества молодежи
Организация на базе организаций общего и дополнительного
образования центров коллективного доступа
и научно-технического творчества молодежи
Задача популяризации инженерных профессий, необходимость мотивации подростков к интеллектуальному развитию и формированию инженерного мышления, научно-техническому творчеству, рукомеслу и эффективному личностному и профессиональному самоопределению является крайне актуальной. Важно привлекать детей к инновационному творчеству начиная с раннего возраста, закладывать основы инженерного мышления, создавать условия для реализации идей и задумок. Зачастую многие идеи не находят путей развития и не переходят в стадию реализации по причине отсутствия возможности их технического воплощения, для которого необходимо наличие дорогостоящего производственного оборудования, позволяющего осуществлять быстрое прототипирование, дерево- и металлообработку и проч., а также осуществление мероприятий по обучению работе с таким оборудованием, знакомству с его возможностями. Таким образом, создание на базе организаций общего и дополнительного образования центров коллективного доступа и научно-технического творчества молодежи (далее - Центр) позволит решить целый ряд задач по обучению школьников и студентов основам инженерного дела, созданию опытных образцов и деталей, формированию навыков трехмерного моделирования, прототипирования, знакомству с основами инженерной графики, web-дизайна и др. Кроме того, Центр станет основой формирования технологической культуры и профессиональной направленности обучения на рыночно востребованные квалификации и позволит обеспечить индивидуализацию обучения, формирование у учащихся исследовательских, социальных, общекультурных компетенций, что поможет выпускникам осознанно и ответственно выбирать траектории своего дальнейшего профессионального пути, строить маршруты личностного и профессионального развития, самореализации в высокотехнологической научно-технической сфере.
В рамках реализации инженерно-технологического и информационно-технологического профилей и соответствующей предпрофильной подготовки создание Центра позволяет сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся в разновозрастных проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты.
создание инновационной практико-ориентированной образовательной среды для реализации инженерно-технологического и информационно-технологического предпрофильного и профильного образования на основе проектно-конструкторской и экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся Центра для всех образовательных ступеней
привлечение молодежи к изучению и практическому освоению основ наукоемких отраслей и инженерных специальностей
обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному производственному оборудованию
организация образовательных курсов по изучению и практическому применению наукоемких технологий, основ инженерного дела и рукомесла
создание профильных мастерских по изготовлению опытных образцов и мелкосерийному производству
создание площадки для реализации проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования
мотивация обучающихся и углубленное изучение ими предметов естественнонаучного цикла
развитие творческого подхода и креативности
создание условий для личностного и профессионального самоопределения и развития молодежи
повышение самостоятельности и инициативности обучающихся в получении новых знаний и компетенций
минимизация рисков и последствий виртуализации сознания обучающихся за счет их привлечения к развивающей профессиональной деятельности.
В Центре дети научатся системно мыслить, ставить цели и задачи, поймут, как сложное производство разбивается на этапы - сквозное проектирование от эскиза на бумаге до изделия, смогут сделать "почти все" из "практически ничего". Одной из ключевых задач Центра является организация продуктивной деятельности детей и молодежи, которые должны иметь беспрепятственный доступ к оборудованию, поэтому особенно важно наличие отдельного входа в Центр, что позволит осуществлять его деятельность без привязки к часам работы самой образовательной организации и облегчит доступ в Центр детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание Центра на базе образовательной организации позволяет решить ряд важных для Центров задач:
проектирование и апробация модели деятельности сети Центров на базе образовательной организации;
определение организационно-педагогических и материально-технических условий реализации модели деятельности Центра;
разработка учебно-методического комплекта, обеспечивающего внедрение и тиражирование модели деятельности центров Центра;
разработка регламентов обеспечения и поддержки инновационной проектно-конструкторской и экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся в рамках сети Центров.
Среди направлений работы Центра можно выделить следующие:
цифровое производство - трехмерное проектирование, моделирование и прототипирование, изготовление опытных образцов и деталей, мелкосерийное и штучное производство изделий из различных материалов, создание предметов интерьера;
образовательная робототехника - знакомство с основами конструирования и программирования роботов, изучение основ электроники и электротехники, обучение основам использования программируемых процессоров для создания действующих установок;
графический дизайн и 3D моделирование;
мастерская дизайна и рукоделия - дизайн одежды, создание оригинальных предметов и изделий из различных видов тканей.
Цифровое производство представляет собой комплекс оборудования для промышленного дизайна, программирования, прототипирования, организации мелкосерийного производства полного цикла, реализации собственных технологических проектов от эскиза на бумаге до изделия. Модуль позволяет реализовать следующие производственные стадии: эскиз; цифровая твердотельная модель (3D-принтинг); деталирование; быстрое изготовление деталей технологиями лазерной резки, быстрое прототипирование, обработка на станках с ЧПУ; ручная доработка и сборка изделия. Специализированное оборудование Центра позволяет проектировать на вычислительной технике макет изделия, получать и распечатывать рабочие чертежи, а также, используя 3D принтеры, создавать прототипы и отдельные детали. В дальнейшем возможно изготовление действующих образцов из металла и дерева на высокоточном фрезерном оборудовании с ЧПУ. Оборудование для гравировки, резки материала с высокой точностью, фрезеровки, сверления, изготовления различных изделий из металла и пластика существенно расширяет возможности производства.
Модуль цифрового производства позволяет осуществлять следующие виды деятельности:
экскурсии для организованных групп
временное трудоустройство подростков на период каникул с целью ознакомления с инженерными профессиями и создания условий для повышения интереса к программам дополнительного образования.
Образовательная робототехника обеспечивает обучение основам современной робототехники и когнитивных технологий в целом, позволяет демонстрировать методики поэтапного создания роботов из элементов конструктора с возможностью подключения программируемых процессоров и сенсорных элементов для построения автоматизированных установок и антропоморфных компонентов на платформах открытой архитектуры как с точки зрения кода, так и с точки зрения аппаратного устройства. В робототехнической лаборатории закладываются основы работы с электронными компонентами, обеспечиваются междисциплинарные и метапредметные связи. Лаборатория робототехники строится на модульном принципе и включает модуль робототехники начального уровня (простейшие роботы с набором встроенных датчиков; программирование робота осуществляется в специальном программном обеспечении - графической среде, которая способствует развитию памяти, визуального восприятия, внимательности и вариативного мышления детей простым и увлекательным способом), основной робототехнический модуль (знакомство с основными принципами конструирования, с аппаратным и программным составом робототехнических комплектов различных архитектур; сборка простейших роботов, программирование путем загрузки готовых программ, использование цифровых датчиков для ориентирования робота в пространстве, измерения заданных величин, решения определенных задач) и модуль развитых робототехнических систем (сложные робототехнические комплексы, такие как "антропоморфные роботы", имеющие максимальное сходство с человеком и призванные заменить его в определенных областях, системы типа "Умный город", где программируется алгоритм поведения робота в среде города со сложным дорожным движением, светофорами в зависимости от дня/ночи и т.д.; недостающие детали или уникальные компоненты посетители смогут смоделировать и напечатать на 3D-принтере). Модуль "Лаборатория робототехники" позволяет осуществлять следующие виды деятельности:
образовательные курсы (нескольких ступеней для учащихся с различной подготовкой и для разных возрастных групп),
подготовка к соревнованиям по робототехнике,
создание роботизированных экспериментальных установок и систем для проектной деятельности учащихся.
Студия графического дизайна и 3D моделирования представляет собой комплекс оборудования для реализации творческого подхода к воплощению своих идей. Комплекс позволяет на базе оборудования Центра изучать основы работы со специализированным программным обеспечением, графическими редакторами, знакомиться с основами создания сайтов, разрабатывать дизайн-макеты как в 2D, так и в 3D. Кроме того, Студия способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся профильных классов при изучении математики средствами математического моделирования различных процессов на основе проблемного и наглядно-модельного обучения. Применение технологий 3D-визуализации позволяет увидеть в объеме смоделированный объект, а также эффектно демонстрировать научные, учебные и развивающие программы. Модуль графического дизайна и 3D моделирования позволяет осуществлять следующие виды деятельности:
экскурсии для организованных групп;
3D-кинотеатр с образовательным контентом;
лекторий по предметам естественно-научного цикла;
осуществление работ на заказ для частных клиентов и малого предпринимательства (создание эскизов и трехмерных моделей).
Мастерская дизайна и рукоделия. Организация мастерской дизайна и рукоделия приобретает особое значение для привлечения в Центр девочек. Формируя потребность в необычных элементах декора, дизайнерских аксессуарах, необычной фурнитуре и вспомогательных элементах, возможно сформировать интерес к многомерному моделированию с целью создания собственных решений с использованием специализированного программного обеспечения и 3D-принтеров. Мастерская представляет собой комплекс оборудования для шитья, машинной вышивки, художественной резки, создания аппликаций с использованием различных тканей и необычной фурнитуры. Оборудование позволяет использовать все инновационные подходы применительно к проектированию одежды, разработке вышивок различной сложности. Специальные станки обеспечивают возможность выполнения работ по производству дизайнерской одежды, сувенирной продукции, печати как на ткани, так и на керамических изделиях (кружках, тарелках и т.д.). Модуль "Мастерская дизайна и рукоделия" позволяет осуществлять следующие виды деятельности:
осуществление работ на заказ для частных клиентов и малого предпринимательства (создание эскизов и изготовление вышивок, вязка, шитье).
Целевую аудиторию Центра составляют: обучающиеся школ, студенты организаций профессионального и высшего образования; сотрудники малых предприятий, взрослое население. Загрузка оборудования Центра для детей и молодежи должна составлять не менее 70 - 80% от общего времени работы оборудования. При планировании работы Центра расписание должно быть сверстано с учетом учебного времени, каникул и крупных молодежных мероприятий на различных уровнях, для максимального удобства пользования Центра в образовательных целях.
Деятельность Центра осуществляется как в кружковой форме (организация постоянно действующих профильных секций по углубленному изучению специальных предметов), так и в виде открытого общедоступного пространства для проектной работы и свободного творчества.
регулярные занятия по 3D моделированию и научно-техническому творчеству (курсы, индивидуальные занятия);
мастер-классы по 3D моделированию и 3D печати;
экскурсии для организованных групп школьников;
реализация молодежных проектов;
предоставление доступа к оборудованию Центра для проектной работы;
регулярные занятия по основам дизайна, как промышленного, так и творческого;
регулярные занятия (курсы) по основам работы с высокоточным оборудованием;
регулярные занятия (курсы) по основам алгоритмизации, конструирования и построению робототехнических моделей;
предоставление доступа к оборудованию для изготовления дизайнерской одежды и сувенирной продукции;
мастер-классы по промышленному дизайну;
мастер-классы по созданию дизайнерской и сувенирной продукции;
мастер-классы по робототехнике, построению сложных робототехнических и антропоморфных систем;
презентации и уроки по демонстрации современных методов получения изделий различной степени сложности;
проведение мероприятий, направленных на развитие эстетического и творческого подхода к созданию изделий;
проведение мероприятий, направленных на развитие детского и молодежного научно-технического творчества: конкурсов, выставок, соревнований, образовательных мероприятий, семинаров.
Работа с образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями, инновационными компаниями и проектными коллективами:
услуги по прототипированию и 3D моделированию;
реализация инновационных проектов - предоставление производственных мощностей;
изготовление уникальной продукции и образцов под заказ;
изготовление штучной дизайнерской продукции под заказ;
выполнение работ по цифровому моделированию;
изготовление на заказ интеллектуализированных систем (умный дом, автоматизированная теплица, инкубатор и метеостанция).
выполнение индивидуальных заказов по всем направлениям деятельности Центра;
выполнение работ по обработке материалов для домашних нужд;
услуги прототипирования в широком объеме;
изготовление и продажа сувенирной продукции.
Работа с посетителями с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение специализированного оборудования обеспечивает возможность работы пользователей с ограничениями по здоровью: слабовидящих, слабослышащих и с нарушениями ОДА.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей