Организационно-педагогические условия. Методическое обеспечение реализации Программы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обучение проводится в очно-заочной форме.

16 часов - очное обучение и 16 часов заочное обучение с онлайн поддержкой на сайте государственных услуг.

Для проведения обучения в очной форме по модулю 1 для населения старшего возраста и консультационной поддержки по модулю 2 необходимо организовать "центры компьютерной грамотности" в шаговой доступности от места проживания граждан.

Для населения, владеющего компьютерной грамотностью требуется предоставить на сайте Программы регистрационную форму для зачисления на онлайн обучение по модулю 2. Для населения старшего возраста обучение по модулю 2 можно организовать в "центрах компьютерной грамотности" как практические занятия по темам модуля 2 с использованием материалов онлайн обучения по модулю на сайте.

В связи с этим необходимо до начала обучения обеспечить:

1. Формирование "центров компьютерной грамотности" и подбор преподавателей в них. Проведение инструктажа преподавателей курса по модулю 1 и повышение квалификации по модулю 2.

2. Обеспечить набор электронных учебных материалов по модулям 1 и 2: видеолекции по каждой теме (12 видеолекций), пошаговые инструкции для выполнения практических заданий модуля 1 и заданий "практика" модуля 2.

3. Формирование онлайн опроса слушателей курса по итогам обучения с автоматической обработкой ответов.

4. Сформировать единый кол-центр для СМС поддержки обучения и форум для слушателей на сайте государственных услуг.

5. Обеспечить мониторинг обучения для проведения анализа потребностей населения в реализации Программы и ее корректировки по отдельным направлениям государственных услуг населению.

Организационно-техническое обеспечение занятий

Обучение рекомендуется проводить в помещении, оборудованном компьютерными местами для 1 - 2 обучающихся и одним компьютерным местом педагога, флэш-картами не менее одной на двух обучающихся, проектором и экраном или интерактивной доской для коллективной работы с учебными материалами. Должен быть обеспечен доступ в Интернет (стационарное подключение или мобильный доступ через мобильный модем).

Для проведения занятий предусмотрены две модели оборудования.

Модель "Компьютерный класс с выходом в Интернет" и модель "Мобильный телефон с подключением к Интернету". Выбор модели определяется условиями коммуникационного обслуживания в населенном пункте. Для каждого занятия предусмотрены два варианта практических (диагностических) заданий соответственно для работы на компьютере и работы с мобильным телефоном.

Для лекций возможны следующие формы организации занятия:

- коллективный просмотр видеозаписи через Интернет или на носителе на компьютере педагога через проектор,

- индивидуальный просмотр видеозаписи в локальной сети класса или автономно с носителя на компьютерах слушателей с наушниками,

- выступление педагога с предоставленной ему презентацией, которая доступна всем слушателям.

Для практической работы возможны следующие формы организации занятий:

- коллективное выполнение учебной практической работы на компьютере или мобильном телефоне педагога с анализом хода работы с использованием проектора и экрана, поочередное выполнение этапов работы слушателями на компьютере педагога,

- выполнение работы в парах за одним компьютером с контролем со стороны педагога,

- персональная работа с заданием за компьютером или мобильным телефоном слушателем с контролем со стороны педагога.

Педагог должен быть обеспечен: флэш-картами, корпоративной сим-картой и мобильным телефоном, корпоративной электронной почтой на сайте курса, блогом и правами модератора на форуме курса.

Видеолекции, презентации к занятиям и набор учебной литературы (подборка учебных материалов из состава учебно-методического комплекса по информатике для основного общего образования выполняется оператором Программы в субъекте Российской Федерации) предоставляются общим кейс-пакетом всем тьюторам Программы в регионе, при этом электронные учебные материалы предоставляются на носителе или выкладываются на сайте Программы в открытом доступе.

Рекомендуемый учебно-методический комплекс:

Могилев А.В. и др., УМК "Информатика" для 3 - 4 классов.

Состав УМК:

- Информатика: Учебники для 3 (Часть 1 и Часть 2) и 4 (Часть 1 и Часть 2) классов

- Информатика: Рабочие тетради для 3 (Часть 1 и Часть 2) и 4 (Часть 1 и Часть 2) классов

- Информатика. 3 - 4 класс. Методическое пособие для учителя

Шамаев О.Н., "Основы компьютерной грамотности для старшего поколения", Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013.

Вылегжанина И.Н., "Рабочая тетрадь слушателей курсов повышения компьютерной грамотности", Вятский государственный гуманитарный университет, 2014.

ОАО "Ростелеком" и Пенсионный фонд Российской Федерации при поддержке Минтруда России, "Азбука Интернета. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет", М.: 2014.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников 2014 года.

Открытый цифровой ресурс к темам учебников "Мир информатики" http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/ предложен в открытом доступе в виде двух архивных файлов для скачивания с дальнейшей инсталляцией на компьютерах пользователей.

Ниже приводится структура электронного приложения по каждой части (уровню компьютерных заданий). Приложение включает два основных вида медиаобъектов - медиалекции (МЛ) с интерактивным опросом, тренажеры (ТР) и обучающие игры (ОИ) согласовано с общим планом курса информатики.

Состав упражнений на компакт-дисках "Мир информатики" по уровням сложности (части 1 - 4), которые поддерживают курс по формированию компьютерной грамотности, представлены в таблице.

Электронный ресурс "Мир Информатики"

Часть 1

Тема курса

Пункт меню на CD

Компьютерные задания по теме

N на CD

Информация и компьютер

Правила поведения в компьютерном классе

МЛ "Правила поведения в компьютерном классе"

1.1

Применение компьютеров

МЛ "О применении компьютеров"

1.2

Компьютер и его основные устройства

МЛ "Основные устройства персонального компьютера"

1.3

Клавиатура, работа на клавиатуре

ТР "Клавиатурный тренажер"

1.4

Мышь. Пиктограммы

ТР "Компьютерная мышь"

1.5

Графика

ОИ "Головоломка"

1.6

Раскрашивание компьютерных рисунков

ОИ "Раскраска"

1.7

Конструирование

ОИ "Конструктор"

1.8

Гимнастика для рук

МЛ "Гимнастика для рук"

1.9

Часть 2

Тема курса

Пункт меню на CD

Компьютерные задания темы

N на CD

Информация и компьютер

Правила поведения в компьютерном классе

МЛ "Правила поведения в компьютерном классе"

2.1

Компьютер и его основные устройства

МЛ "Основные устройства персонального компьютера"

2.2

Системный блок

МЛ "Системный блок"

2.3

Работа с мышью

ТР "Компьютерная мышь"

2.4

Работа на клавиатуре

ТР "Клавиатурный тренажер"

2.5

Графика

ОИ "Головоломка"

2.6

Раскрашивание компьютерных рисунков

ОИ "Раскраска"

2.7

Конструирование

ОИ "Конструктор"

2.8

Гимнастика для рук

МЛ "Гимнастика для рук"

2.9

Часть 3

Тема курса

Пункт меню на CD

Компьютерные задания по теме

N на CD

Информация и компьютер

Правила поведения в компьютерном классе

ТР "Правила поведения в компьютерном классе"

3.1

Работа с мышью

ТР "Компьютерная мышь"

3.2

Клавиатура, работа на клавиатуре

ТР "Клавиатурный тренажер"

3.3

Гимнастика для рук

МЛ "Гимнастика для рук"

3.4

Компьютер и его основные устройства

МЛ "Системный блок, процессор, запоминающие устройства"

3.5

Хранение информации на компьютере

МЛ "Дисководы"

3.6

Файлы папки

МЛ "Файлы папки"

3.7

Пиктограммы

МЛ "Пиктограммы"

3.8

Компьютерные программы

ТР "Работа с компьютерными программами"

3.9

Часть 4

Тема в рабочей тетради

Пункт меню на CD

Компьютерные задания по теме

N на CD

Информация и компьютер

Правила поведения в компьютерном классе

ТР "Правила поведения в компьютерном классе"

4.1

Работа с мышью

ТР "Компьютерная мышь"

4.2

Клавиатура, работа на клавиатуре

ТР "Клавиатурный тренажер"

4.3

Гимнастика для рук

МЛ "Гимнастика для рук"

4.4

История развития компьютерной техники

МЛ "История создания компьютеров"

4.5

Компьютер в жизни общества

МЛ "Компьютер в жизни общества"

4.6

Принтеры, сканеры, цифровые фото- и видеокамеры

МЛ "Принтеры, сканеры, цифровые фото- и видеокамеры"

4.7

Информация и информационные процессы

Просмотр web-страниц

МЛ "Просмотр web-страниц"

4.9

Электронная почта

МЛ "Электронная почта"

4.10

Информационные процессы

МЛ "Информационные процессы"

4.11

Передача информации

МЛ "Передача информации"

4.12

Пример учебно-методического комплекса для модуля 1 для граждан от 14 лет и старше

Семакин И.Г. и др., УМК "Информатика", 7 - 9 класс (ФГОС 2014 г.)

Состав УМК:

- Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС)

- Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС)

- Информатика: учебник для 9 класса (ФГОС)

Электронное поурочное сопровождение УМК в открытом доступе: ЭОР Единой коллекции к УМК И.Г. Семакина и др. "Информатика" для 7 - 9 классов на сайте http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

Учебники включены в Федеральный перечень учебников 2014 года.

Перечень нормативных правовых документов

Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р)

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 1268-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) "Развитие отрасли информационных технологий"

Стратегия развития отрасли информационных технологий на период до 2014 - 2020 годов и на перспективу до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 1 ноября 2013 г. N 2036-р)

Полезные ссылки

Официальные порталы органов государственной власти:

сайт Президента Российской Федерации (www.kremlin.ru);

портал Правительства Российской Федерации (www.government.ru);

сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации (www.rosminzdrav.ru);

сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (www.mon.gov.ru);

сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.rosmintrud.ru);

сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru);

портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru);

региональный портал государственных (муниципальных) услуг;

сайт Союза пенсионеров России http://www.rospensioner.ru;

сайт Экспертного центра электронного государства http://d-russia.ru/konkurs;

информационно-познавательный журнал "Петербургская пенсионерка" http://pensionerka.spb.ru/kompyuternye_uroki/kompyuternye_uroki.shtml;

познавательно-развлекательный журнал Пенсионерка http://pensionerka.net/;

социальная программа "Бабушка и Дедушка онлайн" http://babushka-on-line.ru/;

интернет-журнал "Третий возраст" (http://www.3vozrast.ru/);

социальный портал "Золотой возраст" (http://www.zolotoivozrast.ru/);

примерная программа обучения граждан Российской Федерации пожилого возраста пользованию средствами ИКТ и интернет-коммуникациями http://social.e-democratia.ru/wp-content/uploads/2012/02/3.pdf