1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, которым утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", приказом МЧС России от 30 июня 2014 года N 331 "О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999" с целью обеспечения единого методического подхода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предприятий (учреждений, организаций) к разработке и утверждению нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы, сроки создания, а также места и условия хранения резервов технических средств оповещения населения.
Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учебных заведений МЧС России при планировании, подготовке нормативных правовых актов, организации работы по созданию резервов технических средств оповещения населения, а также в учебном процессе.
2. Правовыми основами организации создания резервов (запасов) средств оповещения являются:
от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне",
от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Постановления Правительства Российской Федерации:
от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств",
от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с Изменениями N 1, 2)",
ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования",
Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376,
Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597,
издаваемые нормативные документы МЧС России по данным вопросам.
3. Резервы технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Резерв (запас) технических средств оповещения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий (учреждений, организаций), как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения и комплекты запасных частей и принадлежностей (далее - ЗИП).
3.1. Резервные технические средства оповещения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий (учреждений, организаций) предназначены для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения и обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на территориях, неохваченных автоматизированными системами оповещения.
Резервные технические средства оповещения могут включать в себя:
а) стационарные технические средства оповещения;
б) мобильные технические средства оповещения;
в) носимые технические средства оповещения.
Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических изделий (ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования") региональной, местных, комплексных систем экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), локальных систем оповещения населения.
Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Особенно актуально для оповещения населения отдаленных, труднодоступных сельских поселений, неохваченных автоматизированными средствами систем оповещения.
Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и др. транспортных средствах.
При этом для мобильных и носимых технических средств оповещения должны быть подготовлены заранее речевые (текстовые) сообщения для оповещения населения на магнитных, электронных и иных носителях информации.
3.2. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы (ЗИП) предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и неплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.
Запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия, это могут быть детали, узлы, механизмы, блоки, приборы, пульты, стойки, модули и др., а также сменные элементы изделий. Запасные части, включаемые в состав комплектов ЗИП, изготовляют по той же конструкторской и технологической документации, что и соответствующие составные части изделий.
Инструмент, включаемый в состав ЗИП, может быть общего и специального назначения. Инструмент общего назначения применяется при работе с различными изделиями. Инструмент специального назначения применяется только при работе с определенными видами изделий.
Принадлежности - устройства, съемники, средства измерений, обеспечивающие замену составных частей изделий запасными и техническое обслуживание изделий, предусмотренное в эксплуатационной документации, а также чехлы и другие принадлежности (сумки, пеналы, емкости), предназначенные для повышения сохраняемости изделий.
Расходные материалы, включаемые по согласованию с Заказчиком в состав ЗИП, предназначены для обеспечения технического обслуживания изделия штатным персоналом эксплуатирующей организации.
В зависимости от состава, назначения и размещения комплекты ЗИП подразделяются на:
а) одиночные комплекты ЗИП (ЗИП-О);
б) групповые комплекты ЗИП (ЗИП-Г).
Одиночные комплекты ЗИП предназначаются для замены отказавших элементов (приборов, блоков, узлов) технических средств оповещения, имеющих собственный (децимальный) индекс, силами обслуживающего персонала на штатном рабочем месте в процессе эксплуатации. Одиночный ЗИП размещается на изделии или в помещении совместно с ним.
Групповые комплекты ЗИП создаются для группы однотипных технических средств оповещения и предназначены для замены отказавших элементов (приборов, блоков, узлов, модулей, ТЭЗ), для выполнения технологических операций на изделиях в процессе их эксплуатации и пополнения комплектов ЗИП-О. Групповой ЗИП размещается, как правило, на складах эксплуатирующей организации.
Как правило, техническое обслуживание, в том числе и ремонт осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, выполняющими в установленном порядке эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения.
4. Номенклатура и объемы резервов технических средств оповещения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, организациями).
5. Резервы технических средств оповещения создаются:
а) в субъектах Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) в органах местного самоуправления решением органов местного самоуправления;
в) в предприятиях, учреждениях, организациях решением администраций этих предприятий, учреждений и организаций.
6. Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать:
состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность и взаимозаменяемость его отдельных узлов, и временного отсутствия необходимых изделий в местах хранения;
населенные пункты (районы), в которых отсутствуют автоматизированные системы оповещения населения, их количество, площадь, количество проживаемого там населения, характер застроек;
возможности выхода из строя технических средств оповещения, с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов;
прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации;
необходимость сокращения резервов технических средств оповещения и их эффективного использования путем максимально возможной централизации резерва, сокращения времени ремонта неисправных транспортабельных узлов и оборудования, сокращения времени доставки узлов и оборудования.
7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием резервов.
8. Финансирование создания, накопления, хранения, использования, восполнения резервов (запасов) средств оповещения, ремонта, аренды и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходов на указанные цели осуществляется за счет:
средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы технических средств оповещения субъектов Российской Федерации;
средств местных бюджетов - местные резервы технических средств оповещения;
собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы технических средств оповещения.
Вопросы создания резерва средств оповещения целесообразно осуществлять в рамках разработки и реализации региональных и муниципальных целевых программ по гражданской обороне и по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875