Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 N 434 утверждены новые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

Введение

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2021 п. 7 ст. 11 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ утратил силу. Об учете профессиональных стандартов при разработке образовательных программ см. Письмо Минпросвещения России от 25.08.2021 N 05-1113.

Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО, методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г., а также части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Методические рекомендации адресованы разработчикам, осуществляющим анализ и актуализацию ФГОС СПО с учетом утвержденных профессиональных стандартов (далее - ПС) в соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (далее - Правила).

Актуализация ФГОС СПО включает определение необходимости доработки и (или) разработки ФГОС СПО и внесение в них изменений в целях обеспечения учета положений ПС.

Разработку и рассмотрение проектов ФГОС СПО (вносимых в них изменений) обеспечивает Минобрнауки России. Для повышения качества актуализации ФГОС СПО к работе рекомендуется привлечь экспертов профильного совета по профессиональным квалификациям, а при его отсутствии - экспертов ведущих работодателей или их объединений по согласованию с рабочей группой по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

При актуализации ФГОС СПО с учетом положений ПС необходимо учитывать, что эти документы имеют различное назначение и содержание. ПС содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Для его описания используются понятия, обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, умения и знания. ФГОС СПО обеспечивают единство образовательного пространства и вариативность содержания образовательных программ. Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) в ФГОС СПО шире, чем описание квалификации в ПС. Они отражают специфику уровня получаемого образования, решение задач социализации, интеллектуального, культурного и профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности выпускника. В качестве ключевого в ФГОС СПО используется термин "компетенция" - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В рекомендациях описан типовой алгоритм актуализации ФГОС СПО:

Этап 1.

Формирование перечня ПС и обобщенных трудовых функций, сопряженных с ФГОС СПО.

Этап 2.

Определение необходимости доработки ФГОС СПО.

Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников.

Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям.

Шаг 3. Оформление результатов анализа.

Этап 3.

Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС.

Шаг 1. Дополнение раздела "Характеристика профессиональной деятельности выпускников".

Шаг 2. Коррекция требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих.

Шаг 3. Актуализация перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).

Актуализация ФГОС СПО должна проводиться по мере утверждения соответствующих ПС.

В процессе актуализации ФГОС СПО могут быть сформулированы предложения по совершенствованию ПС, которые направляются в Минтруд России для принятия решения.

Актуализация ФГОС СПО с учетом принимаемых ПС не влечет за собой изменения их структуры и понятийного аппарата. Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учитываются в ФГОС СПО, вносится в раздел I "Область применения" с использованием сноски к наименованию ФГОС СПО. В сноске указывается: "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования разработан с учетом требований профессионального(ых) стандарта(ов): "__________", утвержденного(ых) приказом(ами) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "__" ________ 201_ г. N ____".