V. Основные направления информатизации Роспатента

Для реализации указанных целей и задач работы в области информатизации Роспатента должны проводиться по следующим основным направлениям:

1. Распространение информационных технологий на все виды деятельности Роспатента

Использование информационных систем должно стать нормой в работе практически каждого работника Роспатента. Электронный документ должен стать таким же привычным, как ранее документ на бумажном носителе. Не менее 90% всех документов должны переводиться в электронный вид и подготавливаться в электронном виде; не менее 90% экспертов должны постоянно работать с электронными документами.

Необходимо завершить переход на подготовку всей корреспонденции в электронном виде и на ее подписание электронной подписью. В дальнейшем должны быть проведены работы по оптимизации технической и прикладной архитектуры для снижения стоимости владения за счет унификации программно-аппаратной платформы и импортозамещения. Кроме этого, необходима замена устаревшего коммуникационного оборудования, обновление и повышение надежности систем хранения данных.

Мероприятия этого направления позволят обеспечить необходимую основу электронного взаимодействия с пользователями услуг и дальнейшую оптимизацию производственных процессов Роспатента.

2. Оптимизация процессов предоставления государственных услуг в Роспатенте за счет использования информационных технологий

Повсеместное использование информационных технологий не просто предоставляет новые принципиальные возможности для оптимизации деятельности Роспатента, но и делает информационные технологии основным инструментом такой оптимизации. Предполагается за счет достаточного структурирования входных и хранимых данных обеспечить автоматическое выполнение большинства формальных проверок, выполняемых при предоставлении государственных услуг. Для этого должны использоваться имеющиеся и перспективные программные сервисы различных федеральных органов исполнительной власти, например, Федерального казначейства. Необходимо обеспечить полностью автоматическое выполнение не менее 20% от количества предоставляемых в Роспатенте услуг.

Работы данного направления тесно связаны с работами по развитию электронного взаимодействия с заявителями. Ключевой задачей является разработка структур данных, которые будут использоваться для подачи заявок, хранения и обработки данных при выполнении автоматических формальных проверок. Под формальной проверкой подразумевается этап процедуры государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в ходе проведения которого проверяется наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям. По мере автоматизации формальных проверок в рамках предоставления услуг будут модифицированы системы делопроизводства и изменены технологические процессы.

Кроме этого, необходимо перейти на выдачу патентов, свидетельств, изменений в них и выписок из Государственных реестров в электронном виде. Также важной работой является переход к архивному хранению электронных документов.

3. Развитие электронного взаимодействия с пользователями государственных услуг, участниками инновационной деятельности, организациями, администрирующими международные системы охраны объектов интеллектуальной собственности

Усилия Роспатента в данном направлении должны быть направлены на предоставление пользователям услуг Роспатента удобных в использовании и надежных в эксплуатации сервисов электронной подачи заявок и ведения дальнейшей переписки.

Необходимо продолжить работы по развитию систем электронной подачи и популяризации использования электронной подачи и электронного взаимодействия среди заявителей и патентных поверенных. Также необходимо расширить список объектов, по которым доступна электронная подача заявок, как на ЕПГУ, так и на сайте Роспатента. Это позволит расширить круг пользователей систем электронной подачи и сохранить рост количества подаваемых заявок. Предполагается увеличить количество подаваемых в Роспатент заявок в электронном виде до 11,4%.

Основные усилия должны быть направлены на развитие средств межсистемного взаимодействия с крупными компаниями патентных поверенных и другими организациями. Необходимо разработать и опубликовать описание структур данных заявлений, другой значимой корреспонденции и предоставить открытый программный сервис для его интеграции в информационные системы заинтересованных организаций.

Для обеспечения бесперебойной работы сервисов, связанных с сетью Интернет (государственные услуги, электронная подача заявок, взаимодействие с ЦПТИ и т.д.), необходимо повышение надежности каналов выхода в Интернет.

Кроме этого, должны быть проведены работы по интеграции информационных систем Роспатента с зарубежными патентными ведомствами и международными организациями для оптимизации процедур по рассмотрению заявок международных систем охраны интеллектуальной собственности (в частности, с ВОИС, ЕАПВ, ЕЭК и др.).

Должны быть проработаны вопросы налаживания посредством сети Интернет двустороннего диалога между Роспатентом и пользователями государственных услуг, в первую очередь патентных поверенных, участниками инновационной деятельности в целях выявления отношения указанных лиц к работе Роспатента. Полученная информация может быть учтена в дальнейшей работе Роспатента.

Развитие электронного взаимодействия Роспатента и пользователей услуг упростит доступ пользователей к соответствующим услугам (в том числе для зарубежного патентования).

4. Совершенствование информационного обеспечения и обслуживания пользователей патентной информации

Пользователи патентной информации заинтересованы в повышении качества размещаемой информации, в предоставлении функции поиска по официально публикуемой информации, в персонифицированном отображении документов.

В рамках данного направления должны быть проработаны вопросы по повышению доступности максимально широкого круга информационных ресурсов (баз данных). В связи с этим, необходимо рассмотреть вопрос об условиях такого доступа, в том числе проработав возможность безвозмездности предоставления доступа к соответствующим ресурсам, расширения перечня доступных ресурсов и повышения их удобства для пользователей.

В рамках данного направления необходимо обеспечить пользователям патентной информации возможность удобного и своевременного получения сведений о наличии поданных заявок, зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности по интересующей предметной области и правообладателях, извещений о предоставлении/переходе права, а также предоставить возможность отслеживания состояния объекта интеллектуальной собственности, обновлений по выбранному разделу (набору данных) в формате RSS <2>, возможность получения как самих опубликованных документов, так и выписки из Государственных реестров (в том числе в структурированном виде) в электронном виде.

--------------------------------

<2> Способ получения новой информации, появившейся на сайте, в формате анонса и ссылки на ее полную версию. Используя технологию RSS, пользователь может автоматически получать обновления интересующих его рубрик сайта сразу же после их публикации.

Для этого необходимо сбалансированное развитие как пользовательского интерфейса, так и программных сервисов (а также наборов "открытых данных") сайтов Роспатента с целью наиболее широкого охвата различных социальных, профессиональных групп и бизнес сообщества. Реализация Стратегии позволит вдвое увеличить число просмотренных пользователями сайтов страниц раздела официальных публикаций и приведет к увеличению количества уникальных пользователей сайтов Роспатента до 600 тысяч.

Необходимо обеспечить возможность поиска сведений о зарегистрированных в Российской Федерации объектах интеллектуальной собственности.

Должна быть продолжена работа по совершенствованию официальных сайтов Роспатента по информированию правообладателей, планирующих осуществить регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности за рубежом, о зарубежном законодательстве и процедурах в области интеллектуальной собственности, о процедурах в рамках Договора о патентной кооперации, Мадридской системы регистрации товарных знаков и Гаагской системы регистрации промышленных образцов, о программе ускоренного патентного делопроизводства (PPH, GPPH), о региональных системах регистрации объектов интеллектуальной собственности (в том числе в рамках EPO, EAPO, OHIM и др.).

В рамках деятельности по актуализации общедоступной информации о деятельности Роспатента, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате открытых данных, должна поддерживаться в актуальном состоянии информация, размещаемая в формате открытых данных, а также должна быть проведена работа по анализу возможности размещения сведений, содержащихся в реестрах и перечнях, ведение которых возложено на Роспатент, в формате открытых данных.

5. Развитие систем поддержки принятия решений экспертизой

Наиболее важной и трудозатратной частью экспертизы является поиск релевантных документов и их анализ. При этом анализ документов является интеллектуальной задачей. Полная автоматизация такого анализа при современном уровне теории систем искусственного интеллекта не является реальной. В настоящее время возможно лишь совершенствование процесса представления документов для повышения удобства анализа человеком.

Качество проверки на соответствие уровню техники в значительной степени определяет качество экспертизы в целом.

Мероприятия этого направления предполагают проведение большого объема научно-исследовательских работ. В связи с этим основными рисками несвоевременного достижения целевых показателей является недостаточность финансирования научно-исследовательских работ и разработок в данном направлении, а также сложности в организации совместных работ с ведущими в данной области исследовательскими центрами в России и за рубежом.

Должна быть продолжена разработка средств автоматизации для проведения экспертизы в части проверки представленного изобретения на соответствие уровню техники и проверки на новизну. В рамках данного направления необходимо развивать информационное обеспечение экспертизы, осуществить пополнение полнотекстовых массивов патентных документов для обеспечения эффективного поиска в этих массивах, обеспечить создание специальных средств долговременного безопасного хранения фондов.

Также в рамках указанного направления должны быть разработаны новые средства автоматизации поиска сходных до степени смешения обозначений товарных знаков и промышленных образцов, определения однородных товаров и услуг.

6. Обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций информацией о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и единых технологиях военного, специального и двойного назначения, полученных за счет или с привлечением бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также созданных или права на которые приобретены за счет средств республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, с целью использования таких результатов при выполнении работ для государственных нужд или в гражданском секторе экономики

В рамках данного направления планируется обновление и повышение надежности программного обеспечения, используемого для ведения Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Данные работы направлены на обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций информацией о полученных за счет или с привлечением бюджетных ассигнований федерального бюджета результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения в объеме, достаточном для принятия решения о целесообразности их использования как при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, так и при производстве продукции.

Это позволит не только снизить необоснованные затраты государства (в лице государственного заказчика) и исполнителя работ, но и повысить конкурентоспособность производимой продукции и ввести в гражданско-правовой оборот полученные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе расширив сферу их применения.

Кроме того, планируется провести обновление и повышение надежности программного обеспечения, используемого для ведения упомянутого реестра. В результате данного обновления предполагается активизация использования содержащихся в указанном реестре сведений государственными заказчиками, которые смогут избежать заказа разработок, аналогичных ранее полученным, а также исполнителями, которым это позволит внедрить имеющиеся результаты в производство продукции гражданского назначения.

Проведение запланированных в данном направлении работ позволит также более эффективно контролировать наличие и поддержание в силе прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и передачу (предоставление) таковых иностранным заказчикам для целей, не связанных с государственными нуждами.