2. Формы работы по организации внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий

2. Формы работы по организации внутришкольных

и межшкольных спортивных мероприятий

При реализации ФГОС, а также организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности необходимо учитывать основные принципы физического воспитания: сознательность и активность; наглядность; доступность и индивидуализация; систематичность; динамичность.

При этом учителю физической культуры при организации внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий необходимо учитывать:

1. Физическую кондицию учащихся, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также их индивидуальные потребности.

2. Возможности школьного спортивного клуба как основного звена в развитии внеурочной физкультурно-спортивной деятельности.

3. Изменения уровня физической подготовленности учащихся на протяжении всего периода обучения.

Необходимо обратить внимание на материально-техническое оснащение общеобразовательной организации и, в первую очередь, наличие спортивного инвентаря и оборудования.

Системный подход к организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий на внутришкольных и межшкольных этапах решает задачи расширения внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных форм работы; вовлечения обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличения двигательной активности и укрепления здоровья обучающихся; пропаганды здорового образа жизни, гражданского и патриотического воспитания обучающихся; работы с одаренными детьми; развития соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта и выявления сильнейших команд и участников, а также социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Каждой общеобразовательной организации необходимо иметь школьный спортивный клуб. Основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:

вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

осуществление работы по пропаганде здорового образа жизни;

организация и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов всероссийских соревнований среди обучающихся (комплексных и по различным видам спорта).

Использование многообразия форм организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий позволяет увеличивать количество детей, принимающих участие на всех этапах спортивных состязаний (от школьного до всероссийского), с прогрессирующей динамикой.

При этом следует особо обратить внимание на обеспечение проведения занятий по физической культуре и спорту с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья <*>.

--------------------------------

<*> Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27961).

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/13 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой" все обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, должны посещать занятия по физической культуре согласно медицинской группе, в том числе занятия лечебной физической культурой. Занятия в медицинских группах (основная, подготовительная, специальная медицинская группа "А") должны отличаться учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, требованиями к уровню освоения учебного материала и соответствующей аттестацией.

Для обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группе "А", а также с ограниченными возможностями здоровья, в целях повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирования из их числа потенциальных участников соревнований в образовательных организациях необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Внутришкольные и межшкольные спортивные мероприятия в общеобразовательных организациях представлены различными формами, которые необходимо учесть при формировании календарного плана:

- социально-значимые спортивные соревнования "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры"; фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций;

- соревнования по различным видам спорта, проводимые в рамках всероссийских проектов "Мини-футбол в школу!", "Баскетбол в школу", "Кожаный мяч", "Волейбол в школу", и другие (между классами, командами параллелей классов, образовательными организациями);

- спартакиады, олимпиады, интеллиады (по интеллектуальным видам спорта), фестивали и т.п.;

- дни (недели), посвященные физической культуре и спорту, отдельно по видам спорта;

- спортивные праздники, приуроченные к знаменательным датам, профессиональным праздникам и общественно значимым событиям;

- конкурсы, акции, выставки (например, Всероссийская акция "Спорт - альтернатива пагубным привычкам", "Займись спортом! Стань первым!", "Олимпиада начинается в школе", другие), направленные на приобщение обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, к ценностям олимпийского движения и его идеалов, пропаганде здорового образа жизни, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтерском движении;

- конкурсы на лучшую организацию и постановку спортивно-массовой работы;

- "Дни физкультурного самоуправления" (организация и проведение обучающимися физкультурных и спортивных мероприятий);

- "Дни ГТО" - подготовка обучающихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

- мероприятия для проведения мастер-классов с приглашением спортсменов, представителей федераций по видам спорта, инструкторов фитнес-центров, специалистов по адаптивной физической культуре, медицинских работников.

В целях обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ и спортивной подготовки образовательным организациям в каникулярный период рекомендуется создание физкультурно-спортивных лагерей, а также осуществление контроля за выполнением домашних заданий по предмету "Физическая культура" и ведением обучающимися спортивного дневника самоконтроля.