Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Раздел VIII. ПЕРЕВОЗКИ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ И ПРЯМОМ ВОДНОМ СООБЩЕНИИ С УЧАСТИЕМ ДРУГИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Раздел VIII

Перевозки в прямом смешанном и прямом

водном сообщении с участием других видов

транспорта

147. Внутренний водный транспорт обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений (железнодорожно-водных, железнодорожно-водно-автомобильных, водно-автомобильных, а в необходимых случаях и водно-воздушных) и прямого водного сообщения (с участием речных и морских пароходств).

Перевозки, осуществляемые несколькими пароходствами внутреннего водного транспорта без участия других видов транспорта, являются перевозками прямого внутреннего водного сообщения. Правила настоящего раздела на эти перевозки не распространяются.

Перевозки в прямом сообщении производятся по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования.

Планирование перевозок грузов, следующих в прямых смешанных сообщениях, производится в соответствии с Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми Советом Министров СССР, и Правилами планирования перевозок грузов.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 14 января 1959 г. N 59)

148. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении производится на основании настоящего Устава и Правил, издаваемых в его развитие совместно с Министерством речного флота, Министерством путей сообщения, Министерством морского флота, Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР и Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, а перевозка грузов в прямом водном сообщении - Министерством речного флота и Министерством морского флота.

В части, не предусмотренной настоящим разделом Устава и изданными в его развитие Правилами, при перевозке грузов в прямом смешанном и в прямом водном сообщениях на внутреннем водном, железнодорожном, морском, автомобильном и воздушном транспорте применяются нормы кодексов, уставов, правил и тарифов, действующих на соответствующих видах транспорта.

Перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном или в прямом водном сообщении производится на основании особых соглашений Министерства речного флота с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

149. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются:

а) речные порты, пристани и морские порты по спискам, устанавливаемым Министерством речного флота, Министерством морского флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик;

б) все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам;

в) транспортно-экспедиционные конторы пароходств и железных дорог;

г) автохозяйства, действующие на основании соглашений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР с Министерством речного флота, Министерством морского флота и Министерством путей сообщения.

В прямое водное сообщение включаются речные порты, пристани и морские порты, транспортно-экспедиционные конторы пароходств Министерства речного флота и Министерства морского флота, а также пристани управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик.

150. Порты, пристани, транспортно-экспедиционные конторы пароходств и железных дорог и автохозяйства Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР считаются включенными в прямое смешанное и в прямое водное сообщение после опубликования об этом в сборниках правил перевозок и тарифов, издаваемых соответственно Министерством речного флота, Министерством путей сообщения, Министерством морского флота и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.

151. Министерство речного флота, Министерство путей сообщения и Министерство морского флота могут по согласованию между собой принимать грузы к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщениях сверх плана.

152. В пунктах перевалки железные дороги, речные и морские пароходства обязаны обеспечивать первоочередную подачу вагонов и судов под погрузку перевалочных грузов. Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а пароходства недопредъявление или недогруз в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца в последующие дни данной половины месяца.

Железные дороги, станции и речные пароходства, порты, пристани в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевалки грузов обязаны по требованию соответственно пароходства, порта, пристани и железной дороги, станции (при наличии груза) выделять перевозочные средства для восполнения невыполненной части плана (нормы) в течение следующего месяца. Порядок выделения перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между соответствующими транспортными организациями. При нарушении согласованного порядка железные дороги и речные пароходства, порты, пристани несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевалки.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 22 июля 1969 г. N 571)

153. Тара грузов, предъявляемых к перевозке в прямом смешанном и в прямом водном сообщениях, должна обеспечивать сохранность груза при перевалке и при следовании в подвижном составе железных дорог и в судах.

Условия упаковки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, предусматриваются в стандартах и технических условиях.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13)

154. Грузы в зависимости от рода и свойств принимаются пароходствами и железными дорогами к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщении с указанием в накладной либо веса и количества мест (тарные и штучные грузы), либо только веса (грузы, перевозимые навалом или насыпью).

155. Грузы, следующие в прямом водном и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки при передаче их с железнодорожного на водный транспорт и обратно или с морского на внутренний водный транспорт и обратно по требованию стороны, принимающей груз:

на вагонных весах - средствами железных дорог;

на товарных весах - средствами портов или пристаней, производящих перевалку.

156. Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или по весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест и в таком же порядке сдаются грузополучателю в пунктах назначения.

157. Грузы лесные, тяжеловесные, машины, станки, оборудование и другие штучные грузы, перевозимые железными дорогами на открытом подвижном составе, допускаются к перевозке на палубах судов без согласования с грузоотправителем.

158. Грузы, перевозимые наливом в цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и в прямом водном сообщении не принимаются.

Перечень скоропортящихся, огнеопасных и легкогорючих грузов, принимаемых к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщении, устанавливается Министерством речного флота, Министерством морского флота и Министерством путей сообщения.

159. Перевозка грузов в контейнерах Министерства путей сообщения, Министерства речного флота и Министерства морского флота в прямом смешанном железнодорожно-водном и в прямом водном сообщении осуществляется между пунктами, установленными указанными министерствами.

Размер штрафа, предусмотренный данной статьей, увеличен:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15.6 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5.2 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9.7 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

Правила перевозки грузов в контейнерах и сроки оборота их устанавливаются Министерством речного флота, Министерством морского флота и Министерством путей сообщения. За задержку контейнеров сверх установленных сроков пароходства и железные дороги уплачивают штраф за каждые сутки задержки контейнера массой брутто более 5 т в размере 2 руб., массой брутто 5 т и менее в размере 30 коп.

(В ред. Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г. N 650)

160. Сроки начала приема грузов портами и пристанями от железных дорог и морских пароходств и морскими пароходствами от речных пароходств в пунктах перевалки при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются речными пароходствами управления железных дорог и морских пароходств перевалки, а морскими пароходствами - речным пароходствам перевалки и публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов речного и морского транспорта.

161. Грузы, принятые станцией отправления до объявленного срока окончания приема грузов к перевозке водным транспортом и доставленные в пункты перевалки с соблюдением сроков доставки, принимаются портами и пристанями перевалки от железной дороги беспрепятственно.

В тех случаях, когда в связи с прекращением навигации прибывшие без просрочки в пункт перевалки грузы не могут быть доставлены внутренним водным или морским транспортом в пункты назначения, порты и пристани обязаны принять груз от железной дороги и потребовать от грузоотправителя указания о переадресовке груза по новому назначению.

Грузы, принятые железной дорогой после объявленного срока окончания приема грузов к перевозке водным транспортом или доставленные в пункт перевалки после закрытия навигации с просрочкой, могут сдаваться порту или пристани с их согласия на хранение.

162. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшиеся в портах и на пристанях перевалки после закрытия навигации, должны быть погружены портом или пристанью перевалки и отправлены железной дорогой по назначению.

В таком же порядке железные дороги обязаны принимать к перевозке грузы внутреннего и прямого водного сообщения, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцами на станции железных дорог.

Срок доставки этих грузов удлиняется соответственно на время задержки груза в портах или на пристанях.

163. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном или в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении перевалочные работы в пунктах перевалки производятся средствами портов и пристаней.

При перевозке грузов в прямом водном и прямом смешанном сообщении перевалочные работы производятся: на причалах и рейдах морских портов - средствами морских портов; на причалах и рейдах речных портов и пристаней - средствами речных портов и пристаней.

В пунктах перевалки, где имеются причалы и рейды морских и речных портов, распределение между ними обязанностей по перевалке грузов производится совместно Министерством речного флота и Министерством морского флота.

164. Оборудование в пунктах перевалки вагонов и судов для перевозки в них грузов в несколько ярусов, громоздких, длинномерных, тяжеловесных грузов, а также крепление грузов на железнодорожном подвижном составе и на судах производятся портами и пристанями. Необходимые материалы для оборудования и крепления предоставляются грузоотправителем.

Оборудование печами вагонов для перевозки овощей и фруктов, а также овощных и фруктовых консервов производится железной дорогой.

Оборудование судов при перевалке в морских или речных портах производится силами морских или речных портов, осуществляющих перевалочные работы.

Стоимость произведенных портом или пристанью работ и сборы за оборудование станцией вагонов печами включаются в накладную для взыскания с грузополучателя.

165. Железнодорожные пути в морских и речных портах и пристанях, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железной дороге.

Строительство и реконструкция этих железнодорожных путей производятся железными дорогами по проектам, согласованным с портом или пристанью.

Строительство и реконструкция складов, предназначенных для приема и отправления грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся морскими и речными портами или пристанями по проектам, согласованным с управлением железной дороги.

Содержание и ремонт весов (кроме вагонных) в пунктах перевалки производятся пароходствами и портами. Содержание и ремонт вагонных весов производятся железными дорогами.

166. Ответственность за целость и сохранность груза до его фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.

Охрана груженых и порожних вагонов в портах и на пристанях производится средствами и за счет портов или пристаней.

Снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в порты и на пристани под разгрузку, а также пломбирование вагонов, загруженных в портах и на пристанях грузами, перевозимыми в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся железными дорогами. Пломбирование судов производится морскими или речными пароходствами по принадлежности судов.

167. Условия работы в пунктах перевалки определяются узловыми соглашениями, заключаемыми соответственно между железными дорогами, пароходствами и организациями автомобильного транспорта или между морскими и речными пароходствами сроком на 2 года.

168. При передаче грузов с водного на железнодорожный транспорт заявки на ежесуточную подачу вагонов представляются письменно портом или пристанью начальнику станции перевалки за 8 часов до наступления отчетных суток с указанием количества и рода вагонов, наименования грузов и места подачи вагонов.

При передаче грузов с железнодорожного на водный транспорт начальник станции перевалки письменно уведомляет об этом порт или пристань за 4 ч до наступления отчетных суток с указанием количества вагонов и наименования грузов.

169. Железные дороги и пароходства при наличии грузов, подлежащих перевалке, имеют право сгущать подачу вагонов или предъявлять грузы в пределах удвоенной среднесуточной нормы перевалки. Сгущение подачи вагонов и предъявления грузов в размере более 2-суточной нормы, а также сгущение в течение двух и более суток подряд допускается только по взаимному соглашению начальников станций и портов или пристаней.

О предстоящем сгущении подачи вагонов и предъявления грузов должно быть сделано предупреждение не позднее, чем за 24 ч до момента подачи вагонов.

170. Учет выполнения плановой нормы перевалки производится по специальным учетным карточкам отдельно по грузам, передаваемым с водного на железнодорожный транспорт, с железнодорожного на водный транспорт, с морского на внутренний водный транспорт и обратно.

Форма учетных карточек и порядок их составления устанавливаются Министерством путей сообщения, Министерством речного флота и Министерством морского флота.

171. Сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом и исчисляются на основании Правил, действующих на железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте.

172. За невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные дороги и пароходства несут материальную ответственность. Железные дороги несут ответственность за неподачу порожних или груженых вагонов по среднесуточной или сгущенной на данные сутки норме.

Пароходства несут ответственность в случае невыполнения среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы погрузки или нормы разгрузки вагонов за каждые сутки.

Железные дороги и пароходства освобождаются от ответственности за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы предъявления грузов к перевалке:

а) если норма перевалки на данные сутки выполнена в результате сгущения перевалки в предыдущие дни месяца;

б) при восполнении железной дорогой, портом или пристанью в течение первой или соответственно второй половины месяца недодачи вагонов или недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины месяца.

Размеры штрафов, предусмотренные статьей 173, увеличены:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15.6 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5.2 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9.7 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

173. За невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (включая перевозку на паромах и в контейнерах), виновная сторона (железная дорога, пароходство, порт, пристань) уплачивает штраф в следующих размерах:

по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах, - по 1 руб. с тонны груза;

по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, - по 50 руб. за вагон; по грузам, перевозимым в контейнерах, - по 30

руб. за контейнер

массой брутто 30 т, по 20 руб. за контейнер массой брутто 20 т, по 10 руб. за контейнер массой брутто 10 т, по 5 руб. за контейнер массой брутто 5 т, по 3 руб. за контейнер массой брутто 3 т, по 1 р. 50 к.за контейнер массой брутто менее 3 т.

За задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой свыше сроков, установленных узловым соглашением, а также за задержку приема груженых вагонов, прибывших на станцию перевалки, пароходства, порт, пристань уплачивают штраф. При задержке обыкновенных вагонов (крытых вагонов, полувагонов, платформ) взыскивается штраф в размере 40 копеек за вагон в час; при задержке цистерн, цементовозов, транспортеров, бункерных полувагонов и других специальных вагонов (кроме рефрижераторных) размер штрафа увеличивается в два раза, при задержке рефрижераторных вагонов - в три раза.

(В ред. Постановлений Совета Министров СССР от 27 января 1977 г. N 78; от 26 апреля 1979 г. N 380)

Размеры штрафов, предусмотренные статьей 173.1, увеличены:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 15.6 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 24.01.1993 N 55 в 5.2 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 9.7 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 9,6 раза.

173.1. При перегрузке грузов, в том числе импортных, из судна непосредственно в вагон за простой стоящего у причала судна из-за неподачи по вине дороги вагонов в количестве, указанном в суточной заявке порта (пристани), согласованной в порядке, предусмотренном узловым соглашением, а также из-за неподачи их в сроки, установленные в этом соглашении, железная дорога уплачивает порту (пристани) штраф. За простой самоходного судна взыскивается штраф в размере 40 коп. в сутки и за простой несамоходного судна - 20 коп. в сутки за каждую тонну не погруженного из судна груза; за простой рефрижераторного судна размер штрафа увеличивается в два раза.

Количество тонн груза, не перегруженного из судна в течение данных суток, определяется путем умножения статической нагрузки вагона на количество неподанных или несвоевременно поданных вагонов.

(Введена Постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 380)

Размер штрафа, предусмотренный статьей 174, увеличен:

- Постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 N 347 в 14.5 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 95 в 41.1 раза;

- Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 N 433 в 5 раз.

174. Морские и речные пароходства по грузам прямого водного сообщения несут ответственность за невыполнение месячной нормы перевалки, уплачивая штраф в размере 15 коп. с тонны не предъявленного к перевалке или непринятого груза.

175. Перевалка грузов прямого водного сообщения в пунктах передачи производится при наличии порожних морских и речных судов с борта на борт. При отсутствии свободного тоннажа порт или пристань передачи, на обязанности которых лежит перевалка грузов, должны выгрузить их из судов в свои склады.

176. Ответственность пароходств и железных дорог за сохранность принятых к перевозке грузов определяется уставами, действующими на водном и железнодорожном транспорте.

При установлении виновности пароходств и железных дорог в недостаче груза ответственность несут соответственно пароходства или железные дороги.

Претензии и иски, вытекающие из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются пароходству или железной дороге назначения в порядке, предусмотренном ст. 222 настоящего Устава.

177. Плата за перевозку грузов в прямом смешанном и в прямом водном сообщении взыскивается в следующем порядке:

а) по отправкам с железной дороги: на станции отправления - за протяжение железнодорожного пути всех железных дорог, участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего водного пути;

б) по отправкам из портов и с пристаней: в пункте отправления - за протяжение водного пути всех речных или морских пароходств, участвующих в перевозке, и в пункте назначения - за протяжение железнодорожного пути;

в) по отправкам из морских портов при перевозке в прямом водном сообщении: в морском порту отправления - за протяжение морского пути и в пункте назначения - за протяжение внутреннего водного пути;

г) по отправкам из речных портов и с пристаней при перевозке в прямом водном сообщении: в речном порту или на пристани отправления - за все протяжение внутреннего водного пути и в морском порту назначения - за все протяжение морского пути.

При отправлении грузов из портов или с пристаней, кроме провозной платы, взыскиваются также сборы за перевалку.

По отправкам с водных пунктов, где не имеется управления порта (пристани), плата взыскивается за протяжение всего водного пути на станции, в порту или на пристани назначения.

Причитающиеся автохозяйствам Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя непосредственно по счетам автохозяйств.

Сборы за перевозку перевалочных грузов автотранспортом из порта (пристани) на станцию или обратно включаются станцией в сумму платежей, причитающихся железной дороге, а расчеты с автотранспортной организацией за эти перевозки производятся железной дорогой.

178. Расчеты между пароходствами и железными дорогами по перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении производятся по платежам и сборам, включенным в перевозочные документы, в безакцептном порядке, а по всем другим суммам сборов и штрафов - в акцептном порядке по счетам на общих основаниях.