II. Проверка подготовки к физической инвентаризации
4. Проверяется, что в организации установлен порядок проведения ФИ ЯМ (пункт 89 Основных правил).
Критерием выполнения является наличие описания порядка проведения ФИ в положении по учету и контролю ЯМ в организации, с указанием особенностей проведения ФИ в различных ЗБМ, если такие особенности имеются.
Например, в описании порядка проведения ФИ может быть указано, что ФИ в ЗБМ активной зоны реактора проводится при технологической остановке реактора на загрузку-выгрузку топлива и проводится пересчетом количества ТВС с идентификацией номера каждой ТВС при загрузке-выгрузке, а также сравнением реального расположения ТВС с картограммой загрузки.
Если организация устанавливает порядок проведения ФИ не в положении по учету и контролю ЯМ в организации, а в других документах (например, в отдельной Инструкции по ФИ или в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ), то в таком случае следует проверить, что в положении по учету и контролю ЯМ в организации содержится информация (ссылка) на документ, устанавливающий порядок проведения ФИ.
Для порядка проведения ФИ ЯМ проверяется, что они соответствуют требованиям Основных правил (частота проведения ФИ не реже установленной Основными правилами).
5. Проверяется, что для каждой ФИ в организации изданы распорядительные документы руководителя организации или лица, им уполномоченного (приказы, распоряжения), о проведении ФИ (пункт 63 Основных правил).
Если распорядительный документ о проведении ФИ утвержден не руководителем организации, то следует проверить, что есть документ организации (приказ, доверенность) о том, что руководитель организации уполномочил данное лицо утверждать приказы о проведении ФИ.
В ходе проверки следует обратить внимание на то, что распорядительные документы о проведении ФИ оформлены на каждую ФИ (плановую и внеплановую) для каждой ЗБМ. В то же время следует учитывать, что при условии выполнения всех требований к распорядительному документу о проведении ФИ, допускается оформление одного распорядительного документа для проведения ФИ более чем в одной ЗБМ (например, проведение одновременной ФИ в нескольких ЗБМ) или на более чем одну ФИ (например, для двух последовательных ФИ в одной ЗБМ).
6. Проверяется, что распорядительные документы (приказы, распоряжения) о проведении ФИ ЯМ в ЗБМ определяют (пункт 63 Основных правил):
состав инвентаризационной(ых) комиссии(ий);
сроки подготовки и проведения ФИ;
время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период ФИ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии;
сроки представления отчетных документов по результатам ФИ.
Для распорядительного документа по определению состава комиссии (или комиссий, если назначаются несколько комиссий по одной ФИ или если приказ выпускается более чем для одной ФИ) следует проверить, что комиссия определена персонально (указаны фамилии, инициалы), при этом в состав каждой комиссии входят не менее трех человек. Следует учесть, что допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции ЦИК и РИК (пункт 64 Основных правил). При этом проверяется, что в состав ЦИК (или единой комиссии, если она объединяет функции ЦИК и РИК) включен главный инженер организации или заместитель руководителя организации (в качестве председателя комиссии), главный бухгалтер или его заместитель, представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.
В ходе проверки сроков подготовки и проведения ФИ следует обратить внимание, что в распорядительном документе указаны или сроки начала и окончания ФИ (например, "с 9-00 12.02.2012 по 18-00 15.02.2012"), или срок начала и продолжительность ФИ (например, "в течение трех календарных дней, начиная с 15.02.2012").
7. В случае если документы (процедуры) организации по проведению ФИ содержат более детальное описание требований к подготовке ФИ по сравнению с требованиями Основных правил (например, есть требование о том, что в каждую РИК входит представитель службы учета и контроля ЯМ, или требование об отсутствии материально ответственного лица в составе комиссии) или в распорядительном документе по ФИ установлены требования к подготовке ФИ (например, требование о составлении плана подготовки к ФИ, в котором должны быть определены процедуры и сроки подготовки к ФИ измерительного и вспомогательного оборудования, ЯМ и другое), то следует проверить, что эти требования выполняются при подготовке ФИ.
8. Проверяется, что ФИ проводятся в ЗБМ с частотой не реже установленной Основными правилами в соответствии с категорией ЯМ (пункт 61 Основных правил).
При этом следует учитывать, что если в ЗБМ была проведена внеплановая ФИ для всех ЯМ в ЗБМ, то допускается проведение следующей плановой ФИ в соответствии с установленной частотой, считая от даты последней внеплановой ФИ. В этом случае проверяется, что внеплановая ФИ была проведена для всех ЯМ в ЗБМ.
Например, если в ходе проверки установлено, что две последовательные ФИ проведены реже требуемой Основными правилами частоты ФИ для данной категории ЯМ (например, между последней и предпоследней ФИ в ЗБМ прошло 14 месяцев при минимально установленной периодичности 12 месяцев), то данный факт является нарушением.
При проверке следует учитывать, что совместным решением Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора или решением Госкорпорации "Росатом", согласованным с Ростехнадзором, может быть увеличен МБП (уменьшена частота ФИ) для проверяемой ЗБМ (пункт 62 Основных правил), при этом следует убедиться в наличии такого решения. Наличие запроса о таком решении или наличие решения, утвержденного только одним из соответствующих уполномоченных органов, не является действующим решением и обоснованием для снижения частоты ФИ.
Проверяется, что ФИ проводятся по всем ЗБМ с требуемой частотой даже в случае отсутствия ЯМ в ЗБМ.
Если организация в своих документах по учету и контролю ЯМ установила более высокую частоту проведения ФИ в ЗБМ по сравнению с частотой, установленной Основными правилами, то проверяется выполнение требований к частоте проведения ФИ, установленных организацией.
9. Проверяется, что в случае, если имела место чрезвычайная ситуация (или несанкционированное воздействие) в пунктах (местах) нахождения или хранения ЯМ, то проверяется, что после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (несанкционированного воздействия), а также в других случаях, установленных в документах организации по учету и контролю ЯМ, проводилась внеплановая ФИ в тех ЗБМ, в которых имело место такое событие (пункт 71 Основных правил).
Например, если в ЗБМ при проведении эвакуации в случае срабатывания системы аварийной сигнализации часть ЯМ находилась в работе на рабочих местах, то следует проверить, что для возобновления работ организация провела внеплановую ФИ ЯМ в данной ЗБМ. Если же при эвакуации все ЯМ находились на пунктах хранения в ЗБМ с применением СКД (идентифицируемых устройств одноразового действия, сигнализации, систем видеонаблюдения и других), состояние которых позволяет подтвердить отсутствие несанкционированного доступа на время эвакуации, то при условии документального подтверждения отсутствия несанкционированного доступа к ЯМ во время эвакуации допускается внеплановую ФИ не проводить.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875