6. Основные этапы и порядок создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
6. Основные этапы и порядок создания комплексной системы
экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
6.1. Этапы создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
Создание в субъектах Российской Федерации межведомственной рабочей группы по координации взаимодействия при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522.
Формирование и определение актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию с территориальными органами МЧС России) перечня территорий, на которых требуется создать КСЭОН, исходя из известных и существующих угроз природного и техногенного характера, имеющихся на данных территориях.
Проведение анализа существующих систем мониторинга и прогнозирования ЧС, систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на объектах, в том числе путем проведения социологических исследований.
Разработка технических и организационных решений по сопряжению существующих систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС с целью создания КСЭОН.
На основе анализа данных определить источники финансирования мероприятий по созданию и модернизации систем оповещения населения, их сопряжению с системами мониторинга и прогнозирования, в том числе программно-целевыми методами.
Принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых документов о реализации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по созданию КСЭОН.
Включение в документы территориального планирования вопросов, связанных с определением территорий, где требуется создать КСЭОН.
Проектирование элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определенных нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
Размещение заказов на закупку и поставку специального оборудования, проведение необходимых монтажных и пусконаладочных работ.
Поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ. Подготовка должностных лиц органов управления к работе с использованием программно-технических средств КСЭОН.
Приведение локальных систем оповещения населения в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы их создания.
Разработка соглашений, регламентов и инструкций по экстренному оповещению населения.
Проведение занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию в готовности КСЭОН.
Обучение населения правилам поведения и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения.
Ввод в эксплуатацию на территории субъектов Российской Федерации КСЭОН и организация их функционирования в составе территориальных подсистем РСЧС.
6.2. Порядок организации работ по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения
6.2.1. Основанием для создания КСЭОН на различных уровнях является распоряжение (постановление) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.
6.2.2. На основании распоряжения (постановления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач ГОЧС и ПБ по согласованию с территориальным управлением МЧС России, разрабатывает и представляет установленным порядком на утверждение план мероприятий по созданию КСЭОН.
6.2.3. Непосредственно создание КСЭОН должно включать три основных этапа:
- подготовка к проектированию и проектирование КСЭОН;
- поставка оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- приемка и ввод в эксплуатацию КСЭОН.
- разрабатывается техническое задание (далее - ТЗ) на разработку проекта по созданию КСЭОН;
- определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;
- проводятся проектные работы;
- осуществляется приемка, экспертиза и утверждение проекта.
ТЗ на создание КСЭОН является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.
ТЗ на создание КСЭОН разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и организацией, осуществляющей эксплуатацию потенциально опасного объекта и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
При разработке ТЗ должны учитываться:
- состояние систем мониторинга и прогнозирования угроз природного и техногенного характера;
- особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания;
- особенности организационно-технического построения территориальной и местной систем оповещения;
- особенности организации сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасных объектов и перспективы их развития;
- наличие и размещение попадающих в зону экстренного оповещения населенных пунктов, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.
Согласованное с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации ТЗ утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (местного самоуправления, потенциально опасного объекта) и направляется на согласование в МЧС России в целях обеспечения единой научно-технической политики в области создания КСЭОН.
После получения положительного заключения МЧС России проект на создание КСЭОН направляется в орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.
Проект на создание КСЭОН утверждается соответствующим руководителем (заместителем руководителя) при наличии положительного заключения государственной экспертизы.
На основании утвержденного проекта на создание КСЭОН (реконструкцию системы оповещения) проводятся в соответствии с законодательством торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ на создание системы.
- определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию системы;
- заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка;
- проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы;
- генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности КСЭОН к приему в эксплуатацию.
Генеральный подрядчик работ по созданию КСЭОН определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.
Договора на создание КСЭОН заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
- между заказчиком и генеральным подрядчиком;
- между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.
В период проведения работ по созданию КСЭОН территориальным органом МЧС России разрабатывается и совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.
Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности КСЭОН к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.
До приема КСЭОН в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика:
- организует выполнение пусконаладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также предварительные испытания на предмет соответствия системы требованиям ТЗ, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных;
- совместно с заказчиком готовит справки о соответствии КСЭОН и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
- разрабатывает и согласовывает с заказчиком программу и методику приемосдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.
6.2.3.3. На третьем этапе осуществляется приемка системы в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию КСЭОН должна осуществляться в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период ее создания и приемки в эксплуатацию.
Основанием для начала приема КСЭОН в эксплуатацию является распоряжение (приказ) руководителя уполномоченного органа исполнительной власти заказчика (руководителя потенциально опасного объекта) о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.
Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.
На основании приказа о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с территориальным органом МЧС России представляется на утверждение председателю комиссии.
В плане работы приемочной комиссии указываются: состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на создание КСЭОН; дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется; пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия КСЭОН требованиям технического задания.
Из состава рабочих групп определяют ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.
В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.
При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.
Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.
Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет акт, в котором указываются цель и основные результаты работы приемочной комиссии, основные замечания и рекомендации, высказанные членами рабочих групп, делается вывод о соответствии КСЭОН требованиям технического задания и даются рекомендации по приему системы в эксплуатацию.
- ведомость соответствия КСЭОН требованиям ТЗ;
- замечания и рекомендации по результатам работы приемочной комиссии с указанием сроков их устранения и реализации, а также ответственных исполнителей.
Акт подписывается членами комиссии и представляется на утверждение руководителю заказчика.
При наличии у отдельных членов приемочной комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения акта с участием организаций, представители которых входят в состав комиссии.
Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки КСЭОН в эксплуатацию, то вместо акта составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.
Председатель приемочной комиссии направляет руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акт приемки или мотивированное заключение о невозможности приемки системы в эксплуатацию.
Юридической основой принятия КСЭОН в эксплуатацию является постановление (распоряжение) органа исполнительной власти (руководителя местного самоуправления, потенциально опасного объекта) о принятии КСЭОН в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС.
На принятую в эксплуатацию КСЭОН территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации оформляется паспорт.
Копии постановления (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководителя потенциально опасного объекта) о принятии в эксплуатацию КСЭОН, акта приемки и паспорт КСЭОН направляются в соответствующий территориальный орган МЧС России.
6.3. Все комплексы технических средств, применяемых для создания КСЭОН, должны пройти приемочные испытания на соответствие требованиям, согласованным МЧС России.
6.4. Комплексы технических средств, применяемые для создания КСЭОН, устанавливаемые на сетях связи, должны быть сертифицированы Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875