IV. Рекомендуемый порядок расследования аномалии в учете и контроле ядерных материалов

IV. Рекомендуемый порядок расследования аномалии в учете

и контроле ядерных материалов

20. Руководителю организации, осуществляющей обращение с ЯМ, или уполномоченному им лицу рекомендуется в срок не более одних суток после обнаружения аномалии в учете и контроле ЯМ издать распорядительный документ (приказ, распоряжение) о расследовании аномалии. В указанном документе рекомендуется определить:

1) сроки проведения расследования аномалии;

2) персональный состав комиссии по расследованию аномалии;

3) сроки подготовки и проведения внеплановой инвентаризации ЯМ, персональный состав инвентаризационных комиссий (при необходимости);

4) сроки представления специального отчета;

5) сроки представления отчета о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения.

21. В состав комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется включать не менее трех человек.

22. Председателем комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется назначать заместителя руководителя по учету и контролю ЯМ организации, осуществляющей обращение с ЯМ, его заместителем - руководителя службы (подразделения) по учету и контролю ЯМ, членами комиссии - представителя службы учета и контроля ЯМ организации, осуществляющей обращение с ЯМ, специалистов по проведению измерений, представителя службы безопасности и других специалистов.

23. В состав комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ категорий 1 и 2 рекомендуется включать представителей Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора (по согласованию).

24. При проведении расследования аномалии в учете и контроле ЯМ комиссии рекомендуется:

1) получить и ознакомиться с необходимой для проведения расследования документацией (должностные инструкции, методики измерений, учетные и отчетные документы);

2) провести обследование места, где выявлена аномалия (зона баланса материалов, цех, хранилище);

3) провести проверки состояния средств контроля доступа и порядка их применения, организационных мер по физической защите, инженерно-технических средств физической защиты и подразделений охраны, наличия и достаточности мер административного контроля;

4) выявить ошибки в действиях персонала, приведших к аномалии, и их причины (при наличии);

5) провести проверку результатов физических инвентаризаций ЯМ и итогов подведения материального баланса, определение инвентаризационной разницы, наличия и достаточности проведения подтверждающих измерений при физических инвентаризациях (при необходимости);

6) провести проверку процедур приемки и передачи ЯМ и пустых контейнеров (при необходимости);

7) провести проверку соблюдения процедур снятия с государственного учета ЯМ, переводимых в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов, а также потерь ЯМ при проведении технологического процесса (при необходимости);

8) провести проверку документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, которые могли повлиять на организацию и ведение учета, контроля ЯМ (при необходимости);

9) проверить наличие и выполнение плана корректирующих мероприятий по предупреждению возникновения аномалий, выявленных ранее (если ранее выявлялись аномалии);

10) установить причины аномалии;

11) выработать предложения по корректирующим мерам, по устранению аномалии и предотвращению ее возникновения в будущем.

25. При установлении причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется:

1) проанализировать обстоятельства, предшествовавшие аномалии, в том числе действия (бездействие) лиц, повлекшие возникновение аномалии, включая соблюдение должностными лицами требований действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, эксплуатационных документов, относящихся к обеспечению учета и контроля ЯМ;

2) оценить влияние ранее выявленных нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ на причины и условия, способствовавшие возникновению данной аномалии, а также достаточность мер, предпринятых организацией, осуществляющей обращение с ЯМ, по устранению нарушений и аномалий и причин их возникновения.

26. Продолжительность расследования аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями после ее обнаружения. Решение о продлении срока расследования аномалии в учете и контроле ЯМ может приниматься должностным лицом, утвердившим распорядительный документ о проведении расследования и назначении комиссии. Предельный срок продления расследования рекомендуется ограничивать 15 рабочими днями.

27. Организации, осуществляющей обращение с ЯМ, рекомендуется проинформировать территориальный орган Ростехнадзора о создании, месте и времени начала работы комиссии по расследованию аномалии в учете и контроле ЯМ.